Памятник королю Иоганну Саксонскому напротив оперного театра в центре Театральной площади.
Автор памятника - известный немецкий скульптор Иоганнес Шиллинг. Постамент скульптуры украшен барельефами, посвященными деятельности короля как юриста, лингвиста, переводчика "Божественной комедии" Данте Алигьери, а также ученого и основателя научных обществ.
Монумент выполнен из бронзы, его высота составляет около 17 метров. Торжественное открытие памятника состоялось летом 1889 года при участии местных властей. В 1985 году была проведена его реконструкция, особое внимание было уделено барельефам, некоторые из них были полностью переделаны. По периметру монумента расположено четыре небольших фонтана, выполненных в стиле ампир.
Людской водоворот в праздничный день и ремонтные работы на Театральной площади затрудняли нашу экскурсию по Старому Дрездену.
В центре снимка - "Замковая" католическая церковь (Хофкирхе). Здание было построено в стиле барокко по проекту Г. Кьявери в середине XVIII столетия. Хофкирхе изначально использовалась как придворная церковь семьи правителя Фридриха Августа II. Внутри находится фамильный склеп династии герцогов Веттинов - правителей Саксонии. Церковь была полностью восстановлена после разрушений Второй мировой войны к 1962 году.
"Замковая" церковь со стороны Театральной площади.
Относительно доступным для посещения был замок саксонских правителей - курфюрстов. Несколько слов о его истории.
Дрезденский замок был резиденцией саксонских курфюрстов (1464-1485, 1547-1806) и королей (1806-1918). Одно из старейших строений Дрездена, в архитектуре которого прослеживаются стили от романского до эклектики. Замок многократно перестраивался. Современный вид он приобрёл в 1901 году, когда под руководством архитекторов Густава Дунгера и Густава Фрёлиха была проведена последняя большая реконструкция.
В настоящее время в замке расположены: "Грюнес Гевёльбе" (Зеленые Своды), Нумизматический кабинет, Гравюрный кабинет. Начало этим коллекциям положил Август Сильный. 29 ноября 2019 года было совершено дерзкое ограбление драгоценностей, хранившихся в Грюнес Гевёльбе. Ущерб оценивается в миллиард евро. Предполагаемые грабители найдены, но о возвращении украденного пока речи нет.
Сторожевая башня замка - башня Гаусмана, посторенная в 1400 году. Позднее она несколько раз перестраивалась и когда-то была самой высокой точкой Дрездена.
Георгиевские ворота - главный вход со стороны Эльбы. Наверху изображен всадник - курфюрст Саксонии Георг Бородатый, перестроивший старые ворота в 1530-58 годах в сегодняшнем виде.
Ворота в Малый двор - внутренний двор замка. После реставрации Малый двор покрыт стеклянной крышей.
Уютный Малый двор под стеклом. Здесь находится вход в Грюнес Гевёльбе.
Из окна Малого двора замка курфюрстов виден ещё один двор, на котором ведутся реставрационные работы. Каким он будет, предсказать пока невозможно. Наверно, не менее красивым, чем соседний.
Слева дворец Ташенберг, построенный Августом Сильным для своей фаворитки Анны Констанции фон Козель. Дворец достраивался в 1711 году архитектором Пёппельманом. Изящный мостик, соединяющий дворец Ташенберг с замком курфюрста построен в начале ХХ века. Сейчас во дворце Ташенберг располагается отель.
История деятельности Саксонских курфюрстов изображена в настенном панно "Шествие курфюрстов". Его создал художник Вильгельм Вальтер в 1873-76 годы.
Фарфоровое панно "Шествие курфюрстов" - самое длинное в мире произведение, выполненное из фарфора. Оно состоит из более чем 25.000 небольших фарфоровых пластин, выложенных без видимых швов, на "глухой" стене Конюшенного двора вдоль улицы Августштрассе. Его длина 101,9 м. Среди 94 участников конной процессии - князья, короли, ученые, люди искусства, крестьяне и солдаты. Начинает шествие Конрад Великий - родоначальник династии Веттинов.
Обратной стороной панно "Шествие Курфюрстов" является "Длинный переход" - конюшенного двора. Это - крытый проход из конюшен в замок. Колонны белого тосканского мрамора галереи украшены гербами курфюрстов и охотничьими трофеями.
За пределами Старого города на Рыночной площади находится протестантская церковь Богородицы - Фрауенкирхе. Она была открыта для посетителей и в этот праздничный день.
Лютеранская церковь Фрауэнкирхе (Frauenkirche), возведённая в первой половине XVIII века. Её светлый камень - это тот же песчаник, из которого построен весь Старый Дрезден. Дело в том, что церковь была практически полностью разрушена во время Второй мировой войны и восстановили ее совсем недавно - в 2005 году. Во времена ГДР была идея сохранить руины Фрауэнкирхе, как памятник военным разрушениям. Строительные работы началась в 1993 году после воссоединения Германии. Деньги на строительство собирали по подписке жители Дрездена и всей Германии. Участие в восстановлении приняли англичане и американцы, в частности те, кто когда-то бомбил город. Фрауэнкирхе является знаком примирения между народами. Руководил восстановительными работами церковный архитектор и инженер Эберхард Бургер. Воссоздание велось строго по оригинальным планам, которые использовал еще в 1720 году строитель церкви Георг Бер. Ожидается что со временем светлый песчаник церковных стен потемнеет и станет таким же, как и встроенные темные блоки, извлеченные из исторического здания церкви. Темная "патина" камня примирит Фрауэнкирхе с остальными зданиями Старого Дрездена.
Внутри Фрауэнкирхе сияет светом и яркими красками. Алтарь, отделанный золотом, создан Иоганном Кристианом Файге. Роскошь барокко с обилием резных деталей и скульптур. В центре представлена сцена из Евангелия - "Моление о чаше".
Орган для Фрауэнкирхе изготовил Готфрид Зильберманн. Сразу после открытия церкви на этом органе играл Иоганн Себастьян Бах. К сожалению, во время бомбежек 1945 года орган полностью сгорел. Нынешний инструмент создан в 2005 году.
Внутренними росписями Фрауэнкирхе в стиле барокко занимался итальянский художник Иоганн Баптист Гроне. Здесь можно видеть евангелистов Матфея, Луку, Марка и Иоанна. Изображения в медальонах символизируют христианские добродетели: веру, надежду, любовь и милосердие. Купол церкви выстроен из песчаника. Это - самый большой и тяжелый каменный купол севернее Альп.
Роскошь интерьера протестантский церкви не очень соответствуют богословскому учению Мартина Лютера. Однако, инициатором ее был Август Сильный с его любовью к барокко. Церковь задумывалась им как объект, который должен затмить красоту католических соборов. Сам король был католиком, проявившим в этом случае толерантность.
Напротив Фрауэнкирхе стоит памятник Мартину Лютеру. Во время Второй мировой войны скульптура работы Эрнста Ритшеля (XIX в.) получила серьезные повреждения, но после реставрации вернулась на место в 1955 году.
В Старом Дрездене можно встретить знаки советского прошлого. Это Дом культуры с вполне традиционной для своего времени архитектурой. И панно на стене этому соответствует. Мои впечатления о посещении Дрездена в советское время говорят, что тогда очень мало делалось для восстановления старых исторических памятников. Цвингер был в относительном порядке, здание оперы Земпера состояло из бесформенных бетонных блоков, территория замка была обнесена забором, за которым ничего не угадывалось, Фрауэнкирхе лежала в руинах, которые собирались оставить навечно, как памятник войне. А вот этот новодел внедрился в центр Старого города.
Одно из самых популярных мест Старого города это прогулочная набережная Эльбы, так называемая, терраса Брюля. Генрих фон Брюль был премьер-министром при Августе Сильном. Береговой участок с оборонительными сооружениями принадлежал ему. Разобрав оборонительные сооружения, он преобразовал террасу в стиле барокко. Её украшают многочисленные скульптуры и памятники деятелям искусства, работавшим в Дрездене. На террасу выходят ряд репрезентативных зданий. С неё открывается прекрасный вид на Эльбу и старинный мост Августа Сильного. Терраса в дальнейшем получила лестное неофициальное название "Балкон Европы".
Терраса открывается красивой барочной лестницей (Freitreppe) из песчаника. Она насчитывает 41 ступень. Строительство начал в 1814 году и закончил в 1868 году Фридрих Тормейер. Она украшена четырьмя статуями, каждая из которых символизирует определённое время суток.
Скульптурная группа "Вечер".
Скульптурная группа "Утро".
Четыре скульптуры "Четыре периода дня" (утро, день, вечер и ночь) изваял Йоханнес Шиллинг в 1868 году из песчаника. В 1908 году их было решено заменить бронзовыми копиями, а оригиналы переместили во дворцовый парк Кемниц. Я привожу фотографии двух скульптур с вечерней и утренней звёздами на лбу.
Здание Академии художеств (изобразительных искусств). Академия была основана в 1764 году. Саксонии требовалось самоутверждение после поражения от Пруссии в Семилетней войне. Здание построено в стиле неоренессанс архитектором Константином Липсиусом.
Венчает постройку ребристый купол. В народе его называют "лимоновыжималкой". На вершине купола парит позолоченная фигура Фамы - богини молвы. В ее руках - лавровый венок, для увековечивания славы деятелей искусства.
Около Академии художеств установлен памятник Готфриду Земперу - архитектору, построившему Оперу в Дрездене и преподававшему в Академии.
Памятник Готфриду Земперу с чертежом первого театра создал в 1892 году Йоханнес Шиллинг. Интересно, что финансировал работы Союз немецких архитекторов и инженеров. Саксонский двор, несмотря на все заслуги Земпера, отказался от финансирования памятника. Земпер участвовал в Дрезденском майском восстании 1849 года. Целью восстания было свержение монархии Фридриха Августа II. Либеральные были времена.
Памятник Эрнсту Фридриху Августу Ритшелю, выпускнику Дрезденской Академии Художеств, автору многофигурного памятника Лютеру в Вормсе, памятника Гете и Шиллеру в Веймаре, памятника Лютеру около Фрауенкирхе и других.
Около террасы Брюля находятся музей современного искусства Альбертинум.
Альбертинум - музей изобразительных искусств, названный в честь короля Альберта, правившего Саксонией с 1873 по 1902 годы. В этом музее содержится собрание скульптур и галерея новых мастеров (ХIХ-ХХ век). Коллекция этого музея побудила И.В. Цветаева к созданию в Москве музея изящных искусств (ныне - Пушкинский музей). Он мечтал "об образцовом учреждении для всех будущих музеев гипсовых слепков в целом мире".
Во время Второй мировой войны здание Альбертинума сильно пострадало, и его восстановили в 1953 году. Еще раз оно пострадало в 2002 году во время наводнения на Эльбе. После очередной реставрации музей открылся в 2010 году. Кстати, почти весь Старый Дрезден пострадал от этого наводнения. Последствия его устраняли не один год.
Эта современная бронзовая скульптура разорванного шара символизирует призыв к сохранению мира на территории нашей планеты. Семь бастионов, которые в середине XVIII века защищали Дрезден, были названы именами планет, в число которых тогда входили Солнце и Луна. Эти бастионы не смогли тогда защитить саксонский город от прусского нашествия в Семилетней войне. Автор скульптуры - Ванитшке Винцент. Установили её в 1990 году.
Вид с террасы Брюля, на правый берег Эльбы. Государственная канцелярия (земельное правительство) Саксонии.
Здание построено в 1906 году в стиле необарокко с элементами классицизма. Сейчас Государственная канцелярия является центром политики всей Саксонии. Именно здесь развиваются основные направления политики и проверяются законы, принятые в соответствии с Конституцией.
Строительство террасы Брюля не до конца смело древние оборонительные сооружения. В былые времена оборона Дрездена начиналась прямо на берегу Эльбы. Под террасой недавно вскрыли сохранившиеся фрагменты средневекового города - одни из самых древних в Дрездене. Это старинные городские ворота, склады, и казематы.
Эти сооружения по завершении реставрации планируется показывать публике, как следы истории XVI века.
Длина террасы Брюля около полукилометра. Она заканчивается парком, украшенном скульптурами.
Недалеко от парка находилась синагога, разрушенная во время фашистской диктатуры и военных действий. Сейчас здание еврейского центра построено заново. Это - акт современной политики Германии.
Современная синагога Дрездена.
Дрезден, основанный на левом берегу Эльбы, со временем стал распространяться и на правый берег. Потребовался мост, сначала деревянный, потом каменный (из песчаника, как и весь Старый город). Мост носит имя Августа Сильного. Сейчас на мосту ведутся строительные работы.
Мост Августа Сильного соединяет Старый и Новый город.
На правом берегу Эльбы на рыночной площади Нового города, стоит памятник самому знаменитому курфюрсту Саксонии - "Золотой всадник".
Один из наиболее примечательных дрезденских монументов - скульптура, изображающая курфюрста Августа Сильного на вздыбившейся лошади. Памятник был установлен в 1736 году. Скульптор Людвиг Видеман изготовил статую из меди, которая затем была покрыта золотой амальгамой. Во время Второй мировой войны памятник был разобран и хранился в загородном замке Пильниц. В 1956 году скульптура вернулась на прежнее место.
Август Сильный правил Саксонией почти сорок лет. Он существенно укрепил позиции курфюршества в Европе, а также внес огромный вклад в культурное развитие Дрездена.
От памятника Августу Сильному начинается главная пешеходная улица Дрездена - бульвар Haupt Straße. Зеленая аллея, украшенная красивыми фонарями и фонтанами. По обеим сторонам улицы располагаются магазины и рестораны.
Программой семинара в Дрездене было предусмотрено посещение двух музеев: на левом берегу Эльбы - Немецкого музея гигиены (музей Человека) и на правом - Военно-исторического музея.
Дрезденский музей гигиены - уникален в Европе. Он открыт в 1911 году по инициативе фабриканта К. А. Лингнера.
Я была в этом музее ещё в 1985 году. Тогда он произвёл на меня большое впечатление. Музей основан предпринимателями, наладившими производство ополаскивателя для полости рта и зубной пасты в тюбиках. Пропаганда использования этих средств способствовала повышению уровня гигиенических знаний населения.
Здание музея построено в 1930 году архитектором В. Крайсом.
Здоровье и гармоничность - скульптура дискобола перед входом в музей.
Целью музея стало просвещение населения в области анатомии человека, здоровом питании, личной гигиене и сохранении здоровья.
"Приключение - человек", так называется главная экспозиция. В ней выделяются тематические разделы: "Вспоминать. Мыслить. Учиться", "Движение", "Жизнь и смерть", "Сексуальность", "Еда и питье". Они демонстрируют все временные состояния человека: от рождения, репродуктивного периода до смерти.
"Стеклянная женщина" - экспонат, позволяющий наблюдать строение и работу всех систем организма. На пульте эти системы можно включать и выключать. Создал этот экспонат Франц Чакертон.
Человек контактирует с внешним миром с помощью органов чувств. Каждому из них уделено внимание.
Таким моделями представлены органы зрения и слуха.
В музее представлены актуальные сведения о вирусологии, связанные пандемией, охватившей весь Земной шар.
Не обойдено вниманием и фотоизображения эмоциональной реакции людей.
Выражение эмоций человека представлены таким фотомонтажом.
К сожалению, я не нашла в музее сведений, относящихся к психофизическому закону установленному в XIX веке немецкими учёными - физиологом Эрнстом Вебером и физиком Густавом Фехнером. Этот закон определяет логарифмическую зависимость между интенсивностью внешнего раздражения и величиной субъективного ощущения, которое дают человеку органы чувств зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. На вопрос к сотруднице музея по этому вопросу она ответила, что ничего не слышала об этом законе.
Музей имеет социальную направленность, связанную с правами человека. Отражена тюремная повседневность преступников, находящихся в заключении. Хочется думать, что такие исследования могут превратить места заключения из только репрессивных в воспитательные.
Музей гигиены - очень полезное познавательное учреждение. Его экспозиция достойна самого основательного изучения.
Архитектурный ансамбль Военно-исторического музея Бундесвера в Дрездене состоит из двух частей: классического здания арсенала 1877 года постройки и сооруженного в 2011 году металлического клина, как-бы рассекающего здание. Автор этого выразительного добавления - американский архитектор Даниэль Либескинд. Этот современный мастер (автор многих работ в Берлине и Нью Йорке) нашел впечатляющий образ разрушения. Клин разрушает все под собой и символизирует ужас войны, в том числе, бомбардировку Дрездена. Очень яркий символ.
История музея началась в 1914 году. Это был "Королевский музей саксонской армии". В 1940 при нацистах экспозиция существовала как "Музей сухопутных войск" и закрылась с крушением режима в 1945 году.
Конструкция пристройки в форме клина словно врезается в фасад старого арсенала.
Архитектурный ансамбль Военно-исторического музея Бундесвера.
В верхней части клина находится смотровая площадка, с которой открывается вид на Дрезден.
В нише над входом в музей установлена световая эмблема - панно с орлом, в лапах которого разорванная свастика - символ поражения германского рейха во Второй мировой войне (орёл со свастикой - герб третьего рейха).
Надо отдать должное антифашистским традициям послевоенной Германии оценивать должным образом действия Советской Армии и армий союзников с проведением массовой денацификации предприятий промышленности, органов социальных служб и культуры страны.
Германия после Второй мировой войны. "Больше никогда!".
Памятник советским воинам в сквере перед военно-историческим музеем в Дрездене. Он был открыт ещё 25 ноября 1945 года на площади Albertplatz, став первым таким монументом на немецкой земле.
Постоянная экспозиция музея включает два комплекса: хронологический в залах старого арсенала и тематический в залах пристройки Либескинда. На площади в 10 тысяч квадратных метра представлено около 10 тысяч экспонатов. Часть крупногабаритных экспонатов: танки, вездеходы, бронетранспортёры, самоходные орудия большого калибра демонстрируются во дворе музея под открытым небом.
Эти орудия в вестибюле музея относятся к временам Первой мировой войны, когда помещение арсенала было королевским музеем саксонской армии.
Осмотр экспозиции мы начали с выставки известного фотографа Стефана Ханке (Stefan Hanke).
Стефан Ханке посвящает выставку всем преследуемым тоталитарной системой, пережившим концлагеря, и будущему поколению, которое должно проявить бдительность против любого вида тирании. Выставка представляет портреты 120 людей, выживших в нацистских концлагерях. За 10 послевоенных лет автор проехал тысячи километров, чтобы сфотографировать последних узников нацизма.
История военной техники в экспозиции музея начинается с середины ХIХ века.
Некоторые экспонаты уникальны. Первая в мире подводная лодка 1850 года с гребным винтом, вращаемым мускульной силой членов экипажа. Эта лодка утонула, к счастью, обошлось без жертв.
В музее представлена история развития военной техники за последнюю сотню лет.
Виды авиационных бомб.
Следующий раздел музея - ракетный, в котором Германия преуспела во время Второй мировой войны, благодаря деятельности известного конструктора, создателя межконтинентальных ракет типа Фау-2 Вернера фон Брауна. После окончания Второй мировой войны этот конструктор успешно содействовал развитию ракетной техники в США.
Головная часть ракеты Фау-2.
Один из первых военных вертолётов.
Большой и интересный раздел экспозиции посвящён использованию животных в военных целях. Можно предположить, что интерес к этой теме во многом вызван огромными людскими потерями воющих стран в последней войне, когда главными противоборствующими сторонами были два тоталитарных режима: нацистский и коммунистический.
Способность животных поддаваться дрессировке привели современников к мысли, что животные могут быть использованы не только как транспортное средство или объект поедания, но и в качестве "пушечного мяса" при решении различных боевых задач.
Древние полководцы использовали дрессированных слонов против пехоты и кавалерии.
Лошадь в противогазе - реальность Первой мировой войны.
Дельфины используются для подрыва плавающих мин и даже подводных лодок. Собаки незаменимы в сапёрных и санитарных подразделениях сухопутных войск.
Тренированные львы, кабаны и даже бараны за угощение готовы на любой военный подвиг. Гуси гоготанием предупреждают о проникновении вражеских разведчиков. Даже пчёл можно использовать для поиска взрывчатки, причём с эффективностью гораздо большей, чем у собак.
Собака - камикадзе и боевой кабан - боец против слонов, он их отпугивал своим визгом.
Интересно, что использование собак в целях разминирования практикуется в настоящее время в израильской армии.
На этой фотографии - бойцы израильского отдельного батальона "Окец" ("Жало"). Четвероногие тоже - бойцы, у каждого есть звание, должность, служебное жильё и даже оклад. На псов тратится до 1000 долларов в месяц (обучение, содержание, кормление, ветеринарное обслуживание - всё по высшему разряду). Это кинологическое подразделение особого назначения учредили в 1948 году, и до 1980 года оно было сверхсекретным.
Голубь с миниатюрным фотоаппаратом прилетает на помеченный краской насест. Там его ждут пешие сослуживцы с гостинцами.
Продолжение экспозиции за пределами стен музея.
Тяжёлая военная техника выставлена на обширном дворе музея.
Музей очень интересен. Помимо военной техники здесь представлены средства пропаганды, средства защиты населения от военных действий. Нет возможности представить историю развития военной индустрии в кратком очерке.
Современный Дрезден не только веселится в праздничные дни, но и работает, а также ищет пути собственного развития. Иногда эти пути не совпадают с "генеральной линией партии", как говорили в СССР. В соответствии с программой нашего семинара, было запланировано посещение Саксонского Ландтага - законодательного органа Саксонии (Парламента). Здание Ландтага расположено вниз по течению Эльбы от исторического центра города.
Современная архитектура из стекла и стали. Здание светлое, прозрачное, что, как мне кажется, означает открытость дебатов и принимаемых решений. Здесь нет окон. Их заменили стены.
Двухэтажный вестибюль, куда вхожи все граждане.
Зал заседаний Ландтага. Кресла депутатов расставлены в соответствии с требованиями эпидемиологической обстановки.
История Саксонии демонстрирует независимость мышления ее жителей и часто "особое" мнение во многих вопросах государственного устройства.
Вот несколько примеров:
Еще Карл Великий, распространяя христианство, совершал походы на саксов. Под нажимом его войск саксы принимали христианство, а как только войска удалялись, они воскрешали своих языческих богов.
Бурная революция 1848-49 годов с баррикадами, на которых сражались также Рихард Вагнер и Готфрид Земпер.
Активная позиция Дрездена совместно с Лейпцигом в объединении Германии.
Сейчас в Саксонии большую роль приобрели правые популистские радикальные движения. К ним относится ПЕГИДА (патриотические европейцы против исламизации Запада), основанная в 2014 году. Пропаганда, проводимая этим движением, призывает радикально изменить иммиграционную политику Германии.
Саксонский ландтаг в своем составе имеет пять партий. Ведущая партия - ХДС (христианские демократы) имеет 45 мест. AfD -праворадикальная, вторая по величине партия в ландтаге, имеет 38 мест. Последняя поддерживает движение ПЕГИДА и иногда выводит на улицы Дрездена тысячные демонстрации.
Два года в мире бушует пандемия. Саксония держит рекорды по количеству зараженных и умерших от КОВИДа. Тем не менее, здесь часто устраивают многочисленные агрессивные демонстрации противников прививок (антиваксеры, ковид-диссиденты), Querdenker (инакомыслящий) - агрессивное меньшинство, пренебрегающее введенными гигиеническими правилами. При таком соотношении трудно достигнуть консенсуса в принятии решений.
Подводя итоги семинара, организованного Институтом Стреземана, создаётся впечатление, что каждый немец, который пережил падение берлинской стены в сознательном возрасте, помнит о дне 3 октября 1990 года, когда Германия вновь стала единой после четырех десятилетий разделения. Победила свобода и теперь демократические принципы действуют по всей стране, а не только - на западе.
Однако к чувству радости по поводу воссоединения присоединяется чувство недовольства по поводу более низкого уровня жизни в восточных землях Германии. Экологическая обстановка на востоке хуже, чем на западе. Это - тоже наследие старых времен.
"Наша цель - не равные, а равноценные условия жизни", - подчеркивала бывший федеральный канцлер Ангела Меркель, сама выросшая в ГДР. "Мы сейчас ближе к ней, чем 10 или 20 лет назад. Даже если в Германии не все идет гладко, плоды трудов длиной в четверть века не могут остаться незамеченными".
Такова была последняя наша поездка с институтом Стреземана в 2021 году. За все 20 лет поездок с этим институтом нас всегда полно, профессионально и объективно информировали о жизни и политическом устройстве послевоенной Германии и, тем самым, помогали понять её повседневную жизнь. Огромную роль в этом сыграли организатор поездок Томас Гримм и немецко-русская переводчица Урсула Никитенко. Их мы сердечно благодарим за проявленное внимание и поддержку.
Последние два года семинары с институтом Стреземана проходили в условиях пандемии опасного для жизни вируса Covid - 19. В Германии и других европейских странах вводились санитарные ограничения для посещение мест скопления людей и пользования общественным транспортом. Нашим организаторам приходилось это учитывать и своевременно корректировать программы поездок, вплоть до их переноса и отмены. Все участники семинаров с пониманием относились к этим проблемам.