Бужор Юрий: другие произведения.

Стокгольм. Авангард и не только

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 01/06/2023.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 30/05/2023. 14k. Статистика.
  • Обзор: Швеция
  • Иллюстрации: 19 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    Национальный музей в Стокгольме. Ссылки на два предыдущих обзора и химерический "русско-украинский" танец (пастель Дега там же) - в конце.

  •   
      Остались не исследованными залы авангарда. Хотя этому авангарду лет 150 с гаком уже.
      Моне узнал сразу. И места узнал. Нормандия, его родина. Городок Пурвиль. Я и сам когда-то пешком рванул от Этрета до Гавра, но там берег повыше.
      
       []
      
      Лодочки показались лишними. Мысленно удалил их. Сразу стало скучно.
      Вернул на место.
      По-моему, несмотря на роскошный багет, это этюд всё-таки. Продолжались поиски того, что станет квинтэссенцией нового искусства. Бренная сухопутная трава как антитеза безбрежному океану? Может быть, но не в качестве глубокомысленной метафоры.
      Никаких иносказаний.
      Запечатлевался не выражаемый словами отклик изнутри.
      Портрет юной парижанки 40 на 30 см. Тоже этюд.
      
       []
      
      Ренуар, кто же еще.
      Гризетка. То есть девушка из простонародья, вынужденная работать швеёй или продавщицей. Решительная и одновременно осмотрительная в любви. Хорошенькое личико дает надежду подняться на ступеньку-другую. В перспективе, не обязательно ближайшей, желателен брак.
      Взгляд цепкий.
      Тоже этюд. Это или похожее на него личико на большом холсте украсит собой развеселую вечеринку с танцами на Монмартре.
      Но и законченный Ренуар во всем великолепии.
      "Лягушатник" - так назывался ресторан-поплавок. Плеск воды, скрип уключин. Зеленые насаждения издают пряный аромат. С еле уловимой гнильцой - запах реки.
      
       []
      
      Небольшая наэлектризованная толчея молодых людей.
      Жизнь прекрасна.
      Хорошо, что его не утопили коммунары в Сене. А хотели. Заподозрили в шпионаже. Чудом спасся.
      "Улицы наших городов сейчас полны Ренуарами: девушками, детьми с искренним взглядом и кожей, которая не отталкивает света...". Это сказал сын художника кинорежиссер Жан Ренуар. Мнение пристрастное, а не поспоришь. Хотя и Николь Шанель поучаствовала. Первая вывела загорелых девушек на подиум она.
      А что же фирменные ню? В Национальном музее Стокгольма только одна такая работа. Приобретена за год до смерти художника.
      
       []
      
      Вдохновляет? Меня не особенно. Я не о критериях женской красоты, если что. С критериями всё в порядке.
      Могу быть не прав.
      Он уже с трудом держал кисть. Полиартрит.
      Не сдавался до конца.
      
      ***
      
      Гляньте на фото.
      
       []
      
      Очевидно, актриса. И амплуа понятно. Инженю, простушка. Глубокие мысли не бороздят её чело. Задумала какое-то лукавство, обделывает делишки за спиной хозяев.
      И уж точно не красавица. Можно разбирать по отдельности глаза, нос и прочее. Ограничимся общим выводом. Не красавица, и всё тут.
      Теперь перейдем к картине Жерве "Ролла". Что-то там по Мюссе, неважно. Не будем снобами, это тоже живопись. Пойди и сам так нарисуй, чтобы как живые. Многим нравится.
      
       []
      
      Однако в сон, судя по сброшенным покровам и украшениям, погружена отнюдь не простушка. И назвать возлежащую некрасивой вряд ли у кого повернется язык.
      Это всё я не в Стокгольме нашёл. В Стокгольме я обнаружил портрет кисти еще одного великого - Мане. Называется "Парижанка". И мне захотелось разобраться, кто эта парижанка.
      Это Эллен Андре. Она и на фото, и на картине Жерве. Картина эта, кстати, наделала большой скандал и была убрана с выставки по соображениям высокой нравственности. После чего как актриса Эллен была уже нарасхват.
      Но не только актриса. Еще и натурщица. Притом профессиональная. Чутко улавливающая замысел художника и способная сохранять нужную позу часами. Много позировала также Дега и Ренуару.
      
       []
      
      Замечательный портрет. Из затененной стороны лица смотрит глаз внимательный - и цепкий.
      Немножко горжусь тем, что сразу признал колорит и руку основоположника.
      И Сезанна признал.
      Очень характерно. Будто кто-то не в настроении наносит краски на холст. Что это его жена - прочитал на табличке.
      
       []
      
      Поразило другое. Реальной женщине на портрете 27 лет. Что подтверждает и рисунок обоев. Это жилье они сняли в 1878 году и жили там недолго.
      Безжалостный Сезанн.
      Они поженились через 17 лет после знакомства, дабы обеспечить нормальную биографию совместно нажитому сыну. Правда, Ренуар потом где-то обмолвится, что это его сын, но мало ли.
      Сезанн был из семьи банкира. Гортензия Фике - дочь деревенского кузнеца.
      Странная пара. Странные отношения.
      Но чем больше я вникал во все эти странности, тем менее странными они мне казались. Тем более обычным казался этот брак, равно устраивавший обе стороны.
      Похоже, они были верны друг другу. Хотя кому-то и это покажется странным. А кому-то нет.
      И 26 портретов супруги - это о чем-то говорит.
      Она тоже была хорошей натурщицей. В юности соответствовала тогдашнему идеалу красоты. И не только тогдашнему, кто понимает.
      
       []
      
      Скульптура Фаглиера в тулузском Музее августинцев. Гортензия в образе Дианы. Ей здесь 36 лет.
      
      ***
      
      Всех-то ты признал. Расхвастался тут.
      Не всех.
      Не признал Гогена. Хотя мог догадаться. Шевельнулось: похоже на Ван-Гога, но не Ван-Гог.
      
       []
      
      Ну да. Два месяца совместного проживания в Арле и неизбежного взаимного влияния.
      Безумие голландца не только в том, что он преследовал собрата по гильдии - как сумасшедший с бритвою в руке, вот именно - и затем совершил акт членовредительства.
      Безумие прежде всего в замечательном замысле. Содружество творцов и так далее.
      Избранники Аполлона могут соседствовать мольбертами, совместно выпивать и затем предаваться греху в местном борделе - но только до поры. Потом им становится тесно не то что рядом. Им становится тесно на одной планете.
      Добротный постимпрессионистский пейзаж. День обещает быть жарким.
      Вот только я не постиг черного и рядом белого пятна у дороги. Рабочая версия - некто в белом косил траву. Устал. Прилег. Черная шапка под голову.
      Бывает такое. Заклинивает, и в упор не видишь. Подскажите, люди добрые. Что видите вы?
      Конечно же, застит совсем другой Гоген.
      Явственно всплыл Сомерсет-Хаус в Лондоне, когда сразу с трех сторон на меня обрушились "Фоли-Бержер" Мане, Ван-Гог с перевязанным ухом и Nevermore Гогена.
      До этого были открытки и репродукции. Нет, еще экспозиция в Москве. Кажется, только вытащили из запасников к тому времени. Но по малолетству я был еще не готов.
      Разница между открыткой и холстом очевидна. В случае с Nevermore она становится космической.
      
       []
      
      Пригвоздило тогда.
      Поиски премственности между Гогеном до Таити и после мало что дают. Это два разных живописца.
      Тот же Аполлон сменил матрицу. Кровопролитие в Арле поспособствовало.
      
      ***
      
      Глубокий и точный портрет. Женщине в кресле немало лет, и её одолевают недуги. Она не слишком хорошего мнения о мире и людях, которые его наполняют, но разве она не права?
      
       []
      
      Увидел имя автора на табличке - и на секунду отпрянул.
      Дега.
      Опять не угадал.
      Тоже изъяны в подготовке. Отнюдь не только иссиня-прозрачные балерины и розовые купальщицы.
      Раз уж мы занялись сопоставлениями, вот вам еще одно.
      Музей Орсе. "Абсент". 1876-ой год. Дега здесь крепкий реалист. Кажется, данное зелье и образ жизни, сопряженный с регулярным употреблением оного внутрь, запечатлены впервые. Если я ошибся, снова прошу предметно поправить.
      
       []
      
      Позировала уже известная нам Эллен Андре.
      Дега слыл женоненавистником и жил один. Проявил себя последним реакционером в деле Дрейфуса. Покинут всеми, почти потеряв зрение, в последние годы жизни с утра до вечера бродил без цели по парижским улицам. Умер в сентябре 17-го. Ему было 83 года.
      Перебираюсь в залы с разными прочими шведами.
      Сестричек живописала Хильдегард Торелл. Младшенькая станет ученицей Фрейда и первой в стране женщиной-психиатром. Пребывала в многолетнем личном партнерстве с другой женщиной.
      
       []
      
      Умиление сестричками помогло сосредоточиться.
      Я понял, кто мне нужен.
      Карл Ларссон.
      
      ***
      
      Гамла-Стан - сердце Стокгольма.
      Проходим один закоулок, другой - и обнаруживаем мемориальный знак. Экскурсовод: "Здесь родился знаменитый шведский художник Карл Ларссон". И лучше не добавлять, что родился и рос в нищете. Потому что неизбежно последует недоуменный вопрос, как можно родиться в бедной семье в самом что ни на есть центре, в минутах пешком от Королевского дворца и пышных резиденций на набережной.
      
       []
      
      Тем более что сейчас все будут спускаться вниз по крутой и самой узкой (90 см!) улице Стокгольма. Возникшее по этому поводу радостное возбуждение немедленно вытеснит обстоятельства рождения художника, да и его самого.
      Но так было. И ужасающая бедность. И семейный тиран в образе непросыхающего папаши.
      Потом напишет об этом. Эта и другая правда в автобиографии покажется современникам невыносимой и долгие годы будет подвергаться жестокой цензуре.
      Он мог бы стать писателем, новым Стриндбергом. Однако вышло иначе.
      В 13 лет Карл поступит в Национальную художественную академию. Талант рисовальщика - бесспорный, очевидный. Будет учиться живописи в Париже и Барбизоне. Всем школам школы, что и говорить. Но тогдашний мейнстрим не увлечет молодого человека. Он вне измов. "Всего лишь" акварелист, иллюстратор становится в полном смысле народным художником. Иллюстрированный авторский альбом опубликован 40-тысячным тиражом и выдерживает 40 изданий. Успех ошеломляющий, невиданный.
      Тяжелое детство. Мог бы озлобиться, а он наоборот. Женился на хорошей девушке и погрузился в семейную идиллию. Кое-кто никогда не научится произносить это без иронии, но умом понимает.
      
       []
      
      В большой деревне под названием Швеция его очаровательная жена и восемь детишек, которых они завели, становятся своими.
      Длинноусый, внешне смахивающий на конторщика средней руки человек снискал любовь народа. Нашёл ключ к его сердцу.
      В непохожих друг на друга несчастливых семьях увидят, как надо. В счастливых укрепятся в избранном курсе. Снобы и так называемые знатоки будут сидеть тихо.
      
       []
      
       []
      
      Говорят, искусство никого не сделало лучше. Откуда вы знаете, умники? А я вот думаю, что сделало. Если бы не Ларссон, качество нынешнего среднеарифметического гомо эректуса, а шведа - так уж точно, было бы на какую-то толику хуже. И попробуйте оспорить.
      Впали в потребительский эгоизм, мало занимаются деторождением? А я скажу, что, если бы не эта дружная семейка, сценами из жизни которой мы любуемся в столичном музее, ответ на демографические вызовы современности был бы еще более вялым.
      Сам он считал своим главным проектом громадные фрески, которыми, в частности, украсились интерьеры столичного музея.
      
       []
      
      Ох, уж эти гении. Вечно они ошибаются на свой счет.
      
      ____________________________________--
      
      Cтокгольм. Рембрандт и другие
      Cтокгольм. Кристина, Декарт и другие
      О химерическом "русско-украинском танце" по поводу пастели Дега см.: Чей Айвазовский?
  • Комментарии: 2, последний от 01/06/2023.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 30/05/2023. 14k. Статистика.
  • Обзор: Швеция

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка