Аннотация: -Внуки. -Сага о Гринбаумах. - Художник Густав Климт. -P.S.
Леон Коваль
По следам наших выступлений
Текст Non fiction в интернете может развиваться. Иногда - благодаря ошибкам и оговоркам автора с помощью привередливых читателей(дай им Б-г здоровья), иногда - из-за естественного хода событий. По разному бывает. До сих пор я наращивал тексты посредством вставок и череды пост-скриптумов. У этого патента два коренных недостатка: а).рыхлится выстраданная структура твоего шедевра; б).к уже прочитанному тексту, увы, не обращаются еще раз даже верные читатели. Не отказываясь совсем от старого метода, попробую новый, а если быть точным, то - старый советский газетный, чей слоган я вынес в заголовок.
Внуки. Надеюсь, что кое-кто из читателей еще помнит текст под названием "New-Васюки - Маалот Хадаша". А если не помнит, то возьмет на себя труд кликнуть по ссылке http://world.lib.ru/p/professor_l_k/080205_koval_newvasuki.shtml. Там расказано о двух чудесах, случившихся в Маалоте в январе 2008 года. Первое чудо - сильный гроссмейстерский турнир, а второе - устойчивый двухсуточный снег. О существовании нижеследующего снимка я знал, но выпросить его у дочери ко времени не смог, авторские чувства превозмогли дочерние.
Итак место и время действия - улица Йерушалаим рядом с больничной кассой "Меухедет", утро 31.1.08. Слева - внук Рон, ученик 10 класса. Завершая сооружение он прибегал к нам(мы живем очень близко - страшно удобно для пенсионеров с разными хворями) за ведерком и морковкой. Ведра не нашли, дали тазик. Справа от него - дочь Маша, детский врач больничной кассы "Маккаби", по дороге на работу. Нетрудно видеть, что картинка срисована из ее странички в одноклассниках.ру. Благодаря этому интернет-проекту выпускники 1983 года алма-атинской средней школы 120 нашли друг друга и решили в конце мая - начале июня с.г. собраться в родимом городе и отметить юбилей. Будем считать, что Маша назначена моим специальным корреспондентом в Алма-Ате. Посмотрим, какую она привезет фактуру. И чем поделится. В наказание за нарушение прав соавтора (см. тазик и морковку) здесь не указана прямая ссылка на ее ресурс. И два следующих снимка назло похищены мною оттуда же.На снимках зафиксированы прошлым летом внук Гиль(3) и внучка Керен(6).
-------------------------
Сага о Гринбаумах. О своем старшем товарище Гринбауме Иосифе Исаковиче(1927-2003, зихроно ле-враха) и/или о его сыне Владимире, моем бывшем студенте, я пишу часто. См., например, тексты:
Мне захотелось отыскать фотокарточку совсем молодого И.И. с пышной шевелюрой. Сегодня 28.9.2008 Володя прислал ее мне: согласитесь И.И. на ней неплохо смотрится. Как молоды мы были!
На этом фото отмечу одну важную деталь. Горные инженеры по окончании ВУЗа в 50-х получали громоздкие такие бляхи. И автор этот тяжелый знак получил, да потерял, а теперь жалею - раритет. С 60-х в технических институтах стали выдавать знакомый всем, многократно осмеянный как бы университетский(его императорского величества) ромбик. Не интересно ...
А заодно Володя сообщил, что его дочь Наташа создала блог по адресу http://natalyagrinbaum.blogspot.com с семейным древом. Она заканчивала среднее образование(языковую подготовку) и первую степень в Америке, вышла там замуж за местного парня-однокашника по имени Ник и по фамилии Смирнос, работает в хай-теке, живет с мужем в Northridge, California.
Блог Наташи ведется, в основном, по-русски(на кириллице и/или на латинице зачем-то), а также на английском и маленько на иврите. Используя собственную квалификацию и новые цифровые возможности Наталья так организовала генеалогическое древо своей семьи, что оно рассматривается/читается очень наглядно и занимательно.
У нас с Иосифом Исаковичем не было особых секретов друг от друга, а тут я вдруг узнал, что он является сыном "австрийскоподданого". Наташино древо полно живых подробностей - все как в реальной жизни: люди женятся, разводятся, снова заключают союзы, дамы, случается - подобно Айседоре Дункан, корректируют свой возраст, выходя за более молодого избранника .
Обратимся к родителям моего товарища - корню рода, который на древе расположен, как и положено, на самом верху. Исак Иосифович был гражданином Австро-Венгерской империи, был солдатом ее армии, попал в плен к русским. Откуда он мог быть родом: из Галиции, Прикарпатской Руси, Южной Польши? Какие клейма он мог оставить детям в 30-е и последующие годы: отродье "белочеха" или "белополяка" ? Мне больше повезло с моим отцом: он был по рождению подданным русской короны, появившись на свет в российской части Польши.
Коллизии империалистической войны и корчи войны гражданской забросили "австрияка" в Ташкент. Туда же из Белоруссии перебралась Ц.Палей. И в середине 20-х они поженились. Родили двух детей - сына и дочь. О судьбе прадеда Наташа пишет так: "Его убили при неясных обстоятельствах в 1930 году в районе Кызыл-Арвата, Узбекистан".
В конце 20 века историческая пружина разжалась, представители колена гринбаумова расселились по северной половинке глобуса(см. с востока на запад): калифорнийское побережье тихоокеанского бассейна, город Анадырь на берегу Берингова моря, Алма-Ата, Тель-Авив, Хайфа. В этом году, я надеюсь, перечень российских городов, где живут гринбаумы, удвоится: младший сын Володи и Ани - Слава будет выбирать из трех лучших русских физматмехфаков. Судя по его успехам в учебе и олимпиадным достижениям так оно и будет.
И еще одну важную (для автора, во всяком случае) вещь стоит подчеркнуть. Сага семьи Гринбаум иллюстрирует то, что называется "киббУц галуЁт" - "собирание рассеянного". Наш народ собирается из осколков на своей земле и вокруг живых общин в Северной Америке. Собирается - вместе с "прилепившимися", если использовать библейскую метафору. Особо отмечу, что один правнук "австрияка" как положено отслужил в Армии обороны Израиля, а другой - достойно в ней сейчас служит.
Художник Густав Климт.До дней последних обнаруживаешь зияющие дыры в своем культурном багаже. Конечно, это нехорошо. Но, с другой стороны, писатель Шкловский на склоне лет испытывал зависть к своим малообразованным студентам: им предстояло впервые прочесть "Войну и мир" и испытать свежее восхищение. О Густаве Климте я услышал весной 2007 года. Это событие описано в тексте "Словакия без евреев или Лечимся на курорте Пиштаны" - http://world.lib.ru/editors/p/professor_l_k/070629_koval_bezevreev.shtml : "В художественной галерее дворца Бельведер /в Вене/ мы могли (если бы, да кабы) увидеть ... два прекрасных образа. Левая картина(приведен фрагмент) написана венским художником Густавом Климтом в 1901 году, называется она "Юдифь 1". Ее я извлек из путеводителя по Бельведеру в числе прочего потому, что позировала художнику для этой и других картин красавица-еврейка из богатой венской семьи, которая оставила картину/ы себе. С приходом к власти нацистов картины были реквизированы. А после войны в живых осталась единственная законная наследница - племяница "Юдифи", уехавшая в Америку. 60 лет наследница судилась с австрийским государством, требуя реституции. Но государство упиралось, как бы легитимизируя австрийский вариант "Еврейского кодекса" /, принятого в Словакии перед тотальным уничтожением местных евреев/. В этом году, наконец, Австрия уступила. Племянице вернули права. Дама, дожившая до 94 лет, продала картину американскому коллекционеру, кажется, за $70000000".
Следующий шаг в получении информации о художнике, чья работа привлекла внимание благодаря небольшой иллюстрации в путеводителе и истории с реституцией, сделан после того, как И.Л. Деген переслал мне слайд-фильм в формате .pps. (Впредь можно по аналогии называть такие фильмы "пипиэсками"). Пипиэска от Дегена составлена израильским поклонником Климта по имени Асаф Феллер(пей-ламед-рейш) на основе источников, в основном, из английской Википедии. Все комментарии и подписи к картинкам сделаны на английском, подписался составитель на иврите, а на титульной странице оговорился, согласно теорий земляка художника, указав годы рождения и смерти Климта справа налево: 1918 - 1862. Асаф Феллер вместе с Климтом сделали очень хорошую работу: почти каждый кадр из слайд-фильма охота процитировать здесь.
Это черно-белое фото художника не слишком удачно скопировано с титульной страницы пипиэски. Улучшить копию внуку не удалось. А мне почудилось, что Paintпроницательно: см. на пятна краски на рубашке, лице и руке художника.
Часто бывает: отловишь нечто в Сети, а потом вернуться к источнику не получается. Это изображение Климта кисти(? - или это тоже фото?) Верещагина мелькнуло в русской Википедии. Там написано, что Густав Климт -основатель модерна в австрийской живописи, главным предметом его живописи было женское тело, а большинство его работ отличает откровенный эротизм.
Эпиграфом к пипиэске Асаф Феллер избрал слова самого художника, написанные, понятно, по-немецки, и переведенные на английский. Теперь мы с внуком перевели их с английского на русский так: "Я не владею искусством слова устного и письменного - для самовыражения или комментирования моей работы. Тот, кто хочет узнать что-то про меня - художника (а это самое главное во мне), должен всмотреться в мои картины и попытаться увидеть в них мою суть и мои намерения". Так и поступим:
Портрет Аделе Блох-Бауэр - модели и, возможно, многолетней музы художники, с которой в разные годы писались многочисленные варианты "Юдифи" (если я верно понял просмотренное и прочитанное)
Юдифь I(1901 г.)
ЮдифьII - Саломея(1909 г.)
Поцелуй
Фрагмент Бетховен-фриза (1902)
Идиллический лесок - авторское(?) название Buchenwald-Birkenwald(1901)
Сад цветов, 1907 г.
Свою лепту в представления о художнике Климте внесло телевидение. С месяц назад в телепрограмме мы увидели анонс австро-американского художественного фильма "Климт", поставленного в 2006 году. Фильм был записан в память мамира (за объяснением этого термина следует обратиться к тексту "Эльдар Рязанов + Ханс-Кристиан Андерсен = хорошее кино", http://world.lib.ru/p/professor_l_k/080317_koval_hanseldar.shtml). И внимательно просмотрен до конца - в удобное время. Собственное мнение: кино получилось красочное и познавательное, но не занимательное. Итак, какое знание принесло нам описываемое кино? Мы узнали, что:
-гениальный художник порожден в полусумасшедшей католической семье(показаны неадекватные, как теперь говорят, сестра и мать);
-Густав был весьма активен на сексуальном фронте, имел многочисленных любовниц, нарожал много байстрюков;
-среди его любовниц преобладали еврейки, не обязательно богатые. Одну из них с двумя его детьми он возвращает в фильме в ортодоксальную семью деда для еврейского воспитания внуков(естественный вопрос - что с ними стало всего через четверть века?);
-в Вене на рубеже 19 и 20 веков половина мужчин прошла через венерические заболевания (возможно имелась ввиду все-таки венская художественная богема?) и лечение от продвинутых венских докторов с помощью ртутных препаратов;
-и Климта не миновала чаша сия: он умер в неполные 56 лет от последствий этой болезни;
-и т.д.
Фильм мы с женой досмотрели до конца и, возможно, посмотрим еще раз, прежде чем сотрем. В этом повинны личность и творчество Климта, а также удивительная игра (как-бы и не игра) исполнителя заглавной роли Джона Малковича, про которого прежде мы тоже ничего не слышали или не обращали на него внимания.
P.S. Алма-Ата, первые июньские дни 2008. Торжества по случаю 25-летия выпуска школы N120 - состоялись и прошли успешено. Мой корреспондент привез немало фотографий. Некоторые из них приведены ниже.
Слева - ночная алма-атинская реклама, где это - представления не имею. Справа - вид на город с вершины Веригиной(Кок-Тюбе) горы. Здесь много знакомых реперов.
Слева - площадь перед 'Белым Домом', праздник в честь дня детей. Справа - дорога на Чимбулак и взгляд вниз на каток Медео.
Пировали юбиляры в ресторане на аэропортовском озере. Слева Маша с одноклассниками, справа - она же с подругой.
Персонажи саги: Володя Гринбаум, жена его Аня и их сын Слава.