Штерн Лев Иосифович: другие произведения.

Из воспоминаний об Одессе - 5

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 9, последний от 28/07/2013.
  • © Copyright Штерн Лев Иосифович (levshtern@gmail.com)
  • Обновлено: 23/10/2016. 28k. Статистика.
  • Очерк: Украина
  • Иллюстрации: 20 штук.
  • Оценка: 6.90*12  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Театры, кино, клубы. Базары. Толчок.(15 иллюстраций)

  • Из воспоминаний об Одессе -1(Введение. Берег. Город. Пляж.)

    Из воспоминаний об Одессе - 2(Трамвай. Коммунальная квартира.)

    Из воспоминаний об Одессе -3 (Школа. Строительство. Тротуары, мостовые. Бани )

    Из воспоминаний об Одессе - 4 (Сады и парки.)

    Из воспоминаний об Одессе - 5 (Театры, кино, клубы. Базары. Толчок.)

    Из воспоминаний об Одессе - 6 (Вокзалы. Троллейбус. На улице.)

    Из воспоминаний об Одессе -7(Ателье мод, прачечные, химчистка, аптеки, кладбища, дачи, почта, дворы.)

    Из воспоминаний об Одессе -8 (Церкви и синагоги. Море. Рыба.)

    Из воспоминаний об Одессе - 9 (Греческая площадь. Детские игры. Университетский город. Благосостояние

    ТЕАТРЫ, КИНО, КЛУБЫ
    Как я уже отмечал выше (в разделе парки) большинство "очагов культуры"- театров, кино, клубов было сосредоточено в Городе в узком смысле. Прежде всего, это Оперный театр (офиц. назв.: театр Оперы и Балета). Первоначально он назывался "Городской театр" (моя бабушка называла его только так) т.е. название было связано не с направлением деятельности, а со статусом (все остальные театры были частные). Описание и изображение театра есть в любом упоминании об Одессе, печатном или электронном, поэтому я не буду подробно останавливаться на его несомненных достоинствах, а сделаю несколько небольших замечаний.
    Архитекторы Гельмер и Фельнер, кроме одесского, спроектировали так же театры в Вене, Львове, Черновцах, Карловых Варах, всего более сорока, т. е были архитекторами, специализирующимися на строительстве театров по всей Европе. В 1967г., через 80 лет после постройки(1887), в театре провели капитальные ремонт и реставрацию фасадов, интерьеров - включая обновление позолоты,- обновление механики сцены, о чем сделана надпись на латинском языке (даты римскими цифрами), в добавление к существовавшей, на фронтоне главного портика.

     Одесса. Фронтон городского театра []

    MDCCCLXXXIV MDCCCLXXXVII

    ARDEBAT ANNO - MCMLXVII RESTITUTUM

    Т. е. 1884 1887 / горел, в году 1967 реставрирован.

    В первой строке годы строительства театра, во второй - упоминание о пожаре 1925 года и год проведения реставрационных работ.

    Главной проблемой здания театра является осадка фундамента, в результате чего по стенам идут трещины. Фундамент несколько раз пытались укрепить, но полного решения пока не найдено. Помню как в 50-х гг. под фундамент закачивали расплавленное стекло с тем что бы, застыв, оно образовало твердое основание. Я тогда мальчишкой собирал возле театра цветные стеклышки оставшиеся после работ. Трамвайную линию 1-го маршрута сняли с Ланжероновской ул. в 1951г именно потому, что считали вибрацию почвы при прохождении трамвая, одной из причин осадки театра. Возле театра, по Ланжероновской, стоит дом Навроцкого. Дом сам по себе очень красивый, но поставлен он так близко к театру (случайно или нарочно), что фактически заслоняет его и поэтому не существует ни одной фотографии, где главный фасад театра был бы виден полностью (снимают либо чуть сбоку, либо используют специальные объективы, но тогда искажаются пропорции).

    На Греческой есть два театральных помещения: в одном (дом 48) всегда, по крайне мере на моей памяти и, насколько мне известно, от родителей, находился Русский драматический театр, а неподалеку (дом 50) в другом, работали: еврейский театр (1926-41); театр военного округа(45- 53, переведен во Львов); театр Музкомедии (с1953- переведен из Львова - по 83 - переехал в новое здание на ул. Белинского); ТЮЗ с 83 (до этого находился в Театральном пер. напротив служебного входа в Оперный театр).

     Одесса. Русский театр []

     Одесса, театр на Греческой, 50 []Театральное здание на Греческой,50

     Одесса. ТЮЗ []ТЮЗ Театральный переулок,12.Театр находился во внутреннем, дворовом флигеле (с обеих сторон ворот видны репертуарные стенды)

    Театр на Херсонской уг. Конной построен в 1903г и известен как театр Сибирякова. С 1930 там размещается Украинский муз. - драм. театр.

    По художественному уровню местные театры были довольно слабые за исключением Музкомедии, которая не уступала столичным театрам оперетт. Много лет ведущим артистом Музкомедии - позже и художественным руководителем - являлся М. Водяной. Интересно, что театр ставил много классических и современных оперетт, где высоки требования к вокальным данным исполнителей, и такие были в труппе театра, в то время как Водяной ими не обладал. Однако, несмотря на это обстоятельство, артист заслуженно считался одним из лучших в своем жанре, признанный как публикой, так и правительством (народный артист СССР, 1976). Я несколько раз видел его на сцене в разных ролях и всегда его исполнительское мастерство с лихвой компенсировало недостатки вокала.

    Главным кинотеатром города считался к/т "Украина" (несколько раз менял название: им. Постышева, им.20-ти летия РККА), где всегда шли новые фильмы. Он находился на углу Ришельевской и Греческой - вход и кассы с Ришельевской, выход зрителей после сеанса через двор по Греческой, 19. Зал мест на 600; большое фойе, где в 50-е перед началом вечерних сеансов давали небольшое эстрадное представление, часто очень неплохое (в 60-е вместо концерта стали показывать документальные фильмы); буфет - все это привлекало зрителя. Для демонстрации фильмов в фойе нашли оригинальное решение: чтобы не устанавливать стрекочущий киноаппарат прямо среди зрителей, который еще и место занимает, использовали заднюю кинопроекцию. В случае задней проекции изображение на экране получается зеркальное (в частности титры невозможно прочитать). Поэтому киноаппарат размещенный за экраном, установили не перпендикулярно, а параллельно ему. Изображение попадало сначала на плоское зеркало под углом 45 град., которое переворачивало изображение и направляло его на экран.

    На фасадной стене между окнами были установлены стенды с надписями: " СЕГОДНЯ" и "СКОРО", где выставлялись щиты с рекламой фильмов идущих на текущей неделе и на следующей (обычно репертуар менялся раз в неделю). Причем это не была простая надпись с названием фильма и киностудии или стандартный, выполненный типографским способом плакат, а нарисованная художником - в штате кинотеатра была такая должность- картина с изображением главных героев или эпизода фильма с приписанной краткой аннотацией. Вторым по значению был к/т им. Фрунзе на Екатерининской, между Греческой и Полицейской. Долгое время - до открытия к/т "Родина" - он располагал самым вместительным зрительным залом в городе (ок.700 мест). Когда в 60-е появилось т.н. широкоэкранное кино, этот к/т первым был переоборудован по новой системе: большой экран шириной 17 м, высотой 7м и соответствующая кинопроекционная аппаратура.

    Часто в этих двух главных кинотеатрах одновременно шел один и тот же фильм, но фильмокопия была только одна. Тогда начало сеансов в одном к/театре сдвигали на 30-35 мин. относительно другого и переносили фильм по частям между ними. Время демонстрации сдвоенной части (одна бобина) 20 мин. и у "перебежчика" - так называли человека, обычно ученика киномеханика, носившего катушки с кинолентой - оставалось 10-15 мин. на перемотку ленты и дорогу (прибл. 250 м) и так каждые пол часа туда и обратно весь день. Я неоднократно встречал на Греческой такого спешащего подростка с мешком за плечами (бобина весила прибл.5-6 кг)

    Другие к/т Города. Им. Горького на Преображенской уг. Греческой (2 зала - большой и малый, фильмы после проката в главных к/театрах).

    Им. Маяковского (Уточкина, " на лестничке") - повторного фильма (лучшие фильмы прошлых месяцев) на Дерибасовской, вход со стороны Горсада.

    Им. Котовского на углу Греческой и Колодезного переулка (бывш. театральное помещение)".

     Одесса. Кинотеатр им. Котовского []к/т Котовского ( виден вход в кассу с Греческой, вход в фойе с Колодезного переулка - под часами)

    "Зирка" (им. Ворошилова) на Кузнечной возле Преображенской.

    "Хроника" на Дерибасовской уг. Колодезного переулка (маленький зал, документальные фильмы разной тематики) всегда был полон, что объяснялось несколькими причинами: в то время телевидение еще не получило массового распространения, короткими (40 мин.) сеансами и дешевыми (10 коп.) билетам, при этом еще в течение дня шло 3-4 разных фильма.

     Одесса. к/т К/т "Хроника". Вход с Дерибасовской, кассы за углом с Колодезного переулка. Билеты продавали прямо через окно - почти во всех других кино был кассовыый зал. (кадр из к/ф "Неоконченный урок" 1970 г.)

    В 70-е был построен (вернее перестроено старое здание) к/т " Одесса", на Спиридоновской, 1, очень близко от Преображенской, где оборудовали 5 кинозалов: большой (обычно шли новые фильмы), два средних (назывались красный, и зеленый по цвету отделки) и два поменьше (голубой и стереозал)

    Кроме этих центральных, были кино районного значения. Им. Короленко на Ришельевской уг.Б. Арнаутской, "Дружба" на Ольгиевской, "Серп и Молот" на Степовой, "Вымпел" в поселке Судоремонтного завода (район 1-ой ст. Люстдорфа), "Золотой берег" на 16-ой ст. Б. Фонтана, "Москва" на Черемушках и некоторые другие. Один из к/т в центре всегда был детским. В конце 40-х начале 50-х им. Горького, затем несколько лет им. Фрунзе и, наконец, 2-х зальный маленький "Смена" на Полицейской недалеко от Преображенской.

     Одесса. к/т им. Горького , 1976 г []к/т им. Горького в 1976 г.

     Одесса. к/т Золотой берег

    В детском к/т шли фильмы, художественные и мультипликационные, для детей с 9 утра до 4-х дня (билет 10 коп.), а вечером для взрослых.

    Особое положение занимал панорамный к/т "Родина"- перестроенное театральное здание. Несмотря на то, что он находился на Молдаванке, туда приезжали изо всех районов города. К/т имел 2 зала: большой - мест 800-900 вогнутый экран 24 м шириной, 11 м высотой - и малый на 2-ом этаже. Главный зал работал по экспериментальной технологии кинопроекции.

    Вначале это выглядело так: во время киносеанса одновременно работало 3 кинопроектора, один из которых был расположен, как обычно, напротив экрана, а два других по бокам, причем левый проектор создавал изображение на правой части экрана, правый на левой, а центральный на средней. Соответственно все изображение на экране состояло из 3-х частей. Все 3 проектора работали синхронно, что создавало эффект единого панорамного (с большим углом обзора) изображения. Кроме того, там впервые в городе бал применен многоканальный звук с установкой акустических устройств по всему периметру зала.

    Вскоре, однако, от такой схемы отказались. Оказалось, что строго синхронизировать проекторы невозможно и я сам неоднократно наблюдал такие сбои: движущийся герой фильма, не успев исчезнуть с одной части экрана появлялся на другой и их (героев) становилось двое. Кроме того, на экране были постоянно видны стыки изображений. Новая схема, которая действовала много лет, предусматривала возврат к классической системе кинопроекции (один работающий проектор), но с использованием 70 мм кинопленки вместо 35 мм - т.н. широкоформатное кино, что позволяло получить качественное изображение на большом экране.

     Одесса,  к/т

    Первый сеанс в большинстве к/театров начинался в 9 час. утра, а последний около 10 вечера. Цена билетов несколько десятилетий( 50-е - 80-е) не менялась и составляла 20- 30 коп. днем ( с 70-х - 25 коп.) и 30- 50 коп. ( в зависимости от ряда) после 4-х часов дня. На каждом сеансе перед началом фильма демонстрировали киножурнал минут на 10. Это могла быть официальная хроника "Новости дня", новости науки и техники, сатирический журнал "Фитиль" и т. п. Билеты покупали в кассе, при этом кассир зачеркивал на плане зрительного зала клеточку соответствующую проданному месту, а на билете надписывал номер ряда, места, время начала сеанса и дату (цена была напечатана типографским способом, а название кинотеатра нанесено чернильным штемпелем).

    Кроме описанных были еще летние к/театры, когда зрительный зал под открытым небом. Работали они, понятно, только летом (кроме дождливых дней) и в вечерние часы, после наступления темноты. Большинство таких кино находилось в парках и курортной зоне, в Городе работал, кажется только один - "Комсомолец" на Дерибасовской (филиал к/т им. Фрунзе). "Украина" тоже имела летний филиал в парке Шевченко, возле Барятинских ворот. Интересно, что иногда они работали одной фильмокопией по вышеописанной схеме "перебежки", но ввиду большого расстояния использовали автомобиль.

     []к/т "Комсомолец" 60-е годы.

    В Городе работало несколько ведомственных клубов (дворцов культуры). В них соответствующие организации устраивали мероприятия для своих работников, но, кроме того, там работали всевозможные кружки, в особенности детские. По вечерам в таких клубах проводили 1-2 киносеанса, крутили обычно ленты прошлых лет, когда-то пользовавшиеся успехом. Посещали эти сеансы в основном жители ближайших кварталов, в большинстве пожилые люди. В некоторых клубах по субботам устраивали т.н. вечера отдыха для молодежи, проще говоря, танцы.

    Основные клубы в Городе:

    Дворец Моряков на Бульваре действительно располагался в бывшем графском дворце с красивым интерьером и принадлежал Черноморскому пароходству.

     Одесса. Дворец моряков []

     Одесса. Интерьер фойе Дворца моряков, второй этаж. [] Интерьер фойе, второй этаж.

    Порт-клуб в самом начале Ланжероновской - клуб работников торгового порта. Ежедневно, по вечерам, проводились 2 киносеанса, а по воскресеньям дневной сеанс для детей.

     Одесса. Порт-клуб [] Порт-клуб в начале 1960-х

    Дворец студентов им. Дзержинского на Маразлиевской ( в 50-е клуб работников МГБ-МВД), в солидном здании бывшего Крестьянского банка.

     Одесса. Дворец студентов []Дворец студентов

    Дом медработников на Греческой, 20

    Клуб связи на Ямской, 100 и еще несколько небольших клубов работавших только для "своих", например клуб работников торговли на Екатерининской уг. Театрального пер-ка.

    Кино и клубы, как правило, не пустовали, что не удивительно при отсутствии у большинства телевизоров с одной стороны и недорогих билетах(30-35 коп.) с другой. Кроме того многие крупные предприятия имели свои клубы на заводской территории или поблизости от нее. Например завод ЗОР (сельхозмашин на Пересыпи) или з-д "Большевик" (прбочно-линолеумный)

     Одесса. клуб План кинозала и расценки ДК (дома культуры) з-да "Большевик"

    БАЗАР

    Базары всегда были важной составляющей местного быта и оставались таковыми даже во второй половине 20-го века, когда в силу разных причин - появление мощного холодильного оборудования, разнообразных упаковочных материалов, автоматических линий по расфасовке продуктов и т. п. - центр тяжести розничной торговли продовольствием переместился в крупные магазины. Сохранение роли базара было вызвано дефицитом и, как правило, низким качеством продуктов в магазинах госторговли (других и не было) по т. н. твердым (фиксированным) низким ценам. По поводу этих цен говорили: ' Цены есть - товаров нет'. Базары оставались единственными островками свободного предпринимательства, правда с большими ограничениями (не буду здесь глубоко вдаваться в политэкономию), что выражалось в большом разнообразии товаров - свободное предпринимательство- с одной стороны и высоких ценах - ограничения - с другой.

    В магазине всегда покупали хлеб ( 20-30 коп. за 1кг), молоко ( 20-25 коп за 1л.), сахар( 78- 84 коп. за 1 кг) и некоторые другие продукты, часто выстаивая за ними большие очереди. В то же время почти все овощи, картофель, фрукты, мясо, рыбу приходилось покупать на базаре. Для сравнения: картофель в магазине - 9-13 коп. за 1 кг., на базаре- 30-60 коп.; помидоры ( в сезон) - 10-20 коп. и 50коп- 1 руб.; яблоки - 20-30 коп. и 0,8- 2 руб. ; мясо гов.- 1,20- 2,70 руб. и 4-6 руб., анчоус свежий - 22 коп. и 1- 2 руб. (цены 60-х, 70-х). Если учесть, что средняя зарплата была порядка 80-ти руб. в месяц в 60-х (выросла до 150 к концу 70-х), то ясно, что базар далеко не всем был по карману.

    В старой (дореволюционной ) Одессе ситуация была обратной. В книге 'Театр моей юности' ('Искусство', 1984) режиссер В. Галицкий, вспоминая детские годы, прожитые в Одессе, пишет (1913г) о ' потрясающей дешевизне одесских рынков' и приводит некоторые цены: 2 фунта(800 гр.) винограда - 5 коп. Свежая камбала - пятиалтынный (15 коп.) за штуку, 3 фунта груш - 2 коп. Потратив 1 руб. 'отец с трудом дотаскивал с рынка свои две корзины, да еще брат или я тащили за ним ... арбуз' (стр. 19). К сожалению автор не приводит сведений об уровне зарплат того времени, но из контекста понятно, что рынок был доступен даже самым бедным, в то время как в магазинах покупали только богатые.

    Главный базар 'Привоз', известный далеко за пределами Одессы, расположен возле ж. д. вокзала, поэтому там можно было найти продукцию не только близлежащих районов области, как на других базарах, но и из Молдавии, других областей Украины, а иногда и других республик.

    Привозная площадь - прямоугольник между улицами Екатерининской, Привозной, Преображенской и Новощепным рядом размером прибл.450 на 100- 130 м. (в разных местах). Кроме того, вне Привозной площади, с восточной стороны, стояли рыбные корпуса - несколько продолговатых приземистых одноэтажных строений, поставленных перпендикулярно Екатерининской. (Позже в одном из них были кассы пригородной автостанции)

     Одесса. Привоз. Старый рыбный корпус. []

    До реконструкции и строительства новых корпусов в 60-х, 70-х, Привоз выглядел так: по периметру площади располагались магазинчики, а в середине торговые ряды. Вдоль Привозной ул. (от Преображенской), вытянулся 2-х этажный, 4-х флигельный, с внутренним двором, ' Фруктовый пассажъ'(1913) - единственное красивое здание на привозе, - где на 1-м были всевозможные продуктовые лавки принадлежащие колхозам и мясные ряды, а на втором - ' Дом колхозника' - гостиница для приезжих продавцов (официально торговать на базарах имели право только колхозники).

     Одесса. Привоз. Фруктовый пассаж []Фруктовый Пассаж

    Со стороны ул. Новощепной ряд, площадь ограничивали разнокалиберные одноэтажные постройки с магазинчиками ' встречной торговли' (сельхозинвентарь, стройматериалы, скобяные и лакокрасочные изделия, простая одежда и обувь).

    Торговые ряды на самой площади, вытянутые в продольном ее направлении, были устроены так: прилавки образовывали прямоугольник (прибл. 5 на 15м) внутри которого стояли продавцы и мешки (ящики) с товаром, а снаружи ходили покупатели. Весь этот прямоугольник был перекрыт двухскатной крышей, опиравшейся на круглые столбы, немного выступавшей за периметр, так что не только продавцы, но и покупатели торгующиеся у прилавка оказывались защищенными от солнца и дождя. Правда, покупателей идущих между такими рундуками (так в обиходе называли торговые места на базаре), стоящими один за другим в несколько параллельных рядов, эти крыши не защищали.

     Одесса. Привоз []Привоз 50-х. Ряды со стороны ул. Преображенской. Круглый балаган с брезентовой крышей - цирковой аттракцион " гонки мотоциклов по вертикальной стене".

    В середине площади оставалось свободное пространство, где торговали прямо с грузовиков (когда-то с телег), привозивших с-х продукцию из сел - отсюда название 'Привоз' - и где всегда было немного дешевле, чем на прилавках.

    В конце 50-х , 60-е, со стороны Екатерининской построили мясной и молочный корпуса с высокими светлыми торговыми залами, а затем реконструировали и саму торговую площадь: старые рундуки снесли, площадь заново заасфальтировали и перекрыли сплошной крышей - местами стеклянной - по металлическим фермам, опирающимся на высокие столбы (6-7м). Бетонные прилавки, в виде прямоугольных каре, установили теперь поперек площади.

      Одесса. Приврз, в мясном корпусе []В мясном корпусе

    На Привоз мы (мама часто брала меня с собой) ездили довольно редко т.к. приходилось добираться долго - двумя трамваями: 23-м до Преображенской, затем 2,3 или 12-м до Новорыбной, да и тащить обратно ' базар' было тяжело, поэтому чаще мы покупали на Новом базаре -23 трамвай подвозил прямо к входу со стороны Садовой, - хотя на Привозе было дешевле и выбор больше.

    Новый базар (прибл. 170 на 220 м) между улицами Торговой и Конной, Княжеским и Новобазарными переулками, располагал большими крытыми корпусами (1896)-молочным, мясным и рыбным. Большинство торговых рядов на площади были открытыми (прилавки без навесов). Вдоль Конной магазинчики со всякой мелочью. В Новобазарном переулке была пригородная автобусная станция, которой пользовались крестьяне для подвозки своей продукции.

    В прошлом, в отсутствие холодильников, горожанам приходилось ходить на базар, особенно летом, чуть ли не ежедневно (первый маленький эл. холодильник - без морозилки - появился у нас в начале 60-х), поэтому каждый район имел свой базар: в центре это Греческий ( на Греческой площади), Старый ( на Старобазарной площади, см. 'Сады и парки'), Новый, Привоз; на Молдованке - Алексеевский ( возле ст. Одесса-Товарная) и Староконный; на Пересыпи - Ярморочная площадь; на Слободке - Слободской базар; на Б. Фонтане - на 7-ой, 10-ой и 16-ой станциях и еще несколько мелких в различных районах. Большинство этих базаров сохранилось до наших дней (кроме Старого и Греческого).

    Предшественником эл. холодильника был лёдник. Лёдник имел вид кухонного стола-шкафчика оббитого оцинкованным железом. В нем было отделение, куда засыпали колотый лед, который и поддерживал пониженную т-ру в летнее время. Такие ледники имели только зажиточные люди т. к. лёд, который нужно было регулярно досыпать в него, был дорог.

    Лед на телегах развозили и продавали ледчики - была такая профессия. ( Нижеприведенные подробности я знаю из рассказов отца, дядя которого был ледчик в 20-х- 30-х).

    Работа ледчика была тяжелая и опасная. Продажа льда летом - только видимая часть айсберга (простите за невольный каламбур). Главная и наиболее трудная работа - заготовка льда зимой - была мене известной. Осенью бригада ледчиков, где-то на пустыре на слободке, сооружала из длинных бревен решетчатую конструкцию высотой 4-5 м. Как только температура воздуха опускалась ниже 0, а в одесском климате таких дней за зиму не так много, бригада мчалась (часто ночью т.к. днем могло и потеплеть) на пустырь и начинала поливать свою конструкцию водой из шлангов. Лед намерзал на бревнах, сверху его еще и еще поливали, пока не нарастал толстый слой. Затем лед сбивали палками и топорами и сваливали в глубокие погреба выкопанные тут же. Сверху лед засыпали соломой для теплоизоляции и хранили до лета. Работа продолжалась всю зиму. А летом лед вручную вытаскивали на поверхность и развозили по городу.

    ТОЛЧОК

    Толчок, толкучка, тульч, (Промтоварный рынок - офиц. название) в силу сложившейся в 20-м веке политико-экономической ситуации играл важную роль. Согласно официальным правилам продавать там можно было только вещи бывшие в употреблении, т.е. старье. И действительно, подержанных вещей там всегда было много: одни бедняки их продавали, чтобы купить еду, другие, тоже не богачи, покупали это старье т.к. на новые вещи не хватало средств. Однако там были и совсем другие ряды, где продавали все новое и модное, чего не было в магазинах, по ценам в несколько раз превышающим твердые.

    Было несколько основных источников поступления такого товара на толчок (до конца 80-х, когда появились 'челноки'): 1) 'дефицит' из магазинов. Магазины госторговли получали в небольшом количестве качественные, иногда импортные, товары, но в продажу они не поступали - часть товаров работники брали для себя, а остальное для перепродажи по более высоким ценам, в том числе и на толчке. С точки зрения закона такая ' спекуляция' считалась уголовным преступлением. 2) Продукция подпольных цехов. Такая продукция не отличалась высоким качеством, но находила спрос т. к чутко реагировала на моду и нередко подделывалась под 'фирму'. 3) Товары, привозимые моряками загранплавания (см. гл. Море) Чтобы проиллюстрировать уровень цен на 'импорт' приведу только цену на 'фирменные' джинсы - прибл. от 80 руб. в 60-е до 200руб. в конце 70-х, что превышало среднемесячную зарплату в соответствующие периоды.

    Толчок работал по воскресным дням (позже и по субботам) и на моей памяти несколько раз менял местонахождение. В 60-е и до середины 70-х он находился на Слободке, в районе 3-го еврейского кладбища. ( ул. Химическая). Тогда это была пустая асфальтированная площадь (прибл. 150 на 250м), обнесенная каменным забором. За вход взимали небольшую плату, но только с продавцов (таковыми считали всех, кто держал в руках вещи, сумки, корзины и т.п.). По устоявшейся традиции в каждой части площади продавали определенные товары. Продавцы стелили на асфальт тряпки или старые газеты и раскладывали на них свой товар. Эти настилы образовывали ряды, вдоль которых ходили покупатели. Обычно так продавали всякое старье, будь то одежда, обувь, водопроводные краны, примуса, книги, игрушки и т.п. Новые вещи продавали иначе: ' с рук'. Продавцы и покупатели 'толклись' вперемешку оправдывая название рынка. Так происходило потому, что как я уже отметил выше, новое продавали нелегально и бродячий продавец, обычно с одной вещью в руках (остальные держал напарник в стороне), имел возможность в случае чего раствориться в толпе.

    Для поездки на толчок нужно было встать в воскресенье очень рано - затемно, - чтобы с рассветом быть на месте. Формально рынок работал до 3 или 4 -х. часов дня, но практически купить что-либо стоящее (из нового, старье продавалось и позже) можно было только с утра - часов до 10-11-ти. До 1966 г., когда пустили троллейбус 8-го маршрута (Вокзал-Суперфосфатный завод), добраться до толчка можно было специальными автобусами, отходившими из района Греческой пл., но желающих поехать всегда было больше, чем мест в автобусах (я имею в виду не сидячих мест, а мест вообще: загрузка 'сельди в бочке'). Поэтому отчаявшиеся выбирали другой, значительно более трудный путь: сначала дойти ( доехать) до Тираспольскй площади, оттуда 15-м трамваем доехать до Обл. больницы на Слободке и затем пешком пройти около 2-х км. до заветной цели.

    Как продавать, так и покупать на толчке было особым искусством, которое совершенствовалось с опытом, а платой за учебу были потерянные деньги при неудачных сделках. Как правило, продавцы, почти все 'профессионалы', имели преимущество перед покупателями, и приходилось все время быть настороже. Тем не менее, я несколько раз попался на 'туфту': то купленные ботинки, уже дома, вдруг оказались разных цветов, то плащ с перекошенными швами. Шутили, что на толчке можно купить все кроме папы и мамы (в другом варианте - атомной бомбы).

    2007 год

    Полный вариант воспоминаний об Одессе, с дополнениями и уточнениями, размещен на моем сайте https://sites.google.com/site/odessaxxvek2/

    Из воспоминаний об Одессе -1(Введение. Берег. Город. Пляж.)

    Из воспоминаний об Одессе - 2(Трамвай. Коммунальная квартира.)

    Из воспоминаний об Одессе -3 (Школа. Строительство. Тротуары, мостовые. Бани )

    Из воспоминаний об Одессе - 4 (Сады и парки.)

    Из воспоминаний об Одессе - 5 (Театры, кино, клубы. Базары. Толчок.)

    Из воспоминаний об Одессе - 6 (Вокзалы. Троллейбус. На улице.)

    Из воспоминаний об Одессе -7(Ателье мод, прачечные, химчистка, аптеки, кладбища, дачи, почта, дворы.)

    Из воспоминаний об Одессе -8 (Церкви и синагоги. Море. Рыба.)

    Из воспоминаний об Одессе - 9 (Греческая площадь. Детские игры. Университетский город. Благосостояние).

  • Комментарии: 9, последний от 28/07/2013.
  • © Copyright Штерн Лев Иосифович (levshtern@gmail.com)
  • Обновлено: 23/10/2016. 28k. Статистика.
  • Очерк: Украина
  • Оценка: 6.90*12  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка