Штерн Лев Иосифович: другие произведения.

Из воспоминаний об Одессе - 6

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 12, последний от 09/02/2016.
  • © Copyright Штерн Лев Иосифович (levshtern@gmail.com)
  • Обновлено: 23/10/2016. 52k. Статистика.
  • Очерк: Украина
  • Иллюстрации: 43 штук.
  • Оценка: 7.34*11  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вокзалы. Троллейбус. На улице. (41 иллюстрация)

  • Из воспоминаний об Одессе -1(Введение. Берег. Город. Пляж.)

    Из воспоминаний об Одессе - 2(Трамвай. Коммунальная квартира.)

    Из воспоминаний об Одессе -3 (Школа. Строительство. Тротуары, мостовые. Бани )

    Из воспоминаний об Одессе - 4 (Сады и парки.)

    Из воспоминаний об Одессе - 5 (Театры, кино, клубы. Базары. Толчок.)

    Из воспоминаний об Одессе - 6 (Вокзалы. Троллейбус. На улице.)

    Из воспоминаний об Одессе -7(Ателье мод, прачечные, химчистка, аптеки, кладбища, дачи, почта, дворы.)

    Из воспоминаний об Одессе -8 (Церкви и синагоги. Море. Рыба.)

    Из воспоминаний об Одессе - 9 (Греческая площадь. Детские игры. Университетский город. Благосостояние).

    ВОКЗАЛЫ

    С внешним миром Одессу связывают морские, железнодорожные, автобусные и воздушные линии. Исторически они появились именно в вышеприведенной последовательности.
    Морское сообщение играло главную роль в 19 веке. Большую часть 20-ого века, морское пассажирское сообщение, в силу политических причин носило ограниченный характер: систематически действовала только Крымско-кавказская линия Одесса - Батуми. Во второй половине века, с развитием авиации, морские пассажирские перевозки постепенно превратились в туристические круизы. До строительства морвокзала напротив Лестницы, действовал старый морвокзал на Военном молу. С ул. Приморской (примерно напротив Военного спуска) проходили через ворота в заборе, отгораживавшем порт от улицы, переходили через ж. д. пути и попадали в начало мола, где слева находился морвокзал - неказистое 2-х этажное здание. К этому молу причаливали как большие корабли, так и катера морского трамвая (см. пляж).

     Одесса, старый морвркзал []Вход на морвокзал с Приморской ул.

    Старый морвокзал. Вход []

    Старый морвокзал. Вход []Старый морвокзал. Вход. Вид со стороны порта.( Кадры из к/ф "Иностранка" (Одесская киностудия, 1965).

     Одесса. Причал старого морвокзала []Причал старого морвокзала.

     Одесса. Мол старого морвокзала [].Причал старого морвокзала в 1957г украшенный флагами и фестивальными эмблемами. Тогда в Одесский порт прибывали делегации следовавшие на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Кромка причала не попала в кадр - находится справа ( ср. с предыдущим снимком: 1- пакгауз, 2 - корабль на дальнем причале).

    Новый морской вокзал на Новом молу построили в 1966 г. Первоначальный проект предусматривал строительство пешеходного перехода к вокзалу над портовыми ж. д. путями и ул. Приморской, который должен был начинаться с предпоследней площадки Потемкинской лестницы. К счастью проект передели, так что Лестница не была обезображена. Правда из-за этого подход к вокзалу получился не очень удобный: сойдя с Лестницы, нужно по подземному переходу пересечь ул. Приморскую, а затем войти во входной павильон вокзала и подняться на уровень моста над ж.д. путями. Для удобства, рядом с лестницей во входном павильоне установили эскалатор. ( Макет проектируемого комплекса морвокзала, с прямым переходом Потемкинская лестница - вокзал, я видел в одном из залов историко-краеведческого музея на Гаваной в начале 60-х г.г.)

    Сам новый вокзал, когда я побывал там вскоре после открытия, произвел на меня сильное впечатление своей огромностью, особенно по сравнению со старым. С другой стороны поражала его пустота, т.е. отсутствие пассажиров - как я писал выше, практически действовала одна регулярная линия до Батуми. Были еще линия Одесса - Марсель, но с периодичностью, кажется, месяц. Оживлялся вокзал с прибытием круизного лайнера с интуристами. Тогда многие пассажирские корабли Черноморского пароходства фрахтовались европейскими туристическими фирмами для круизов по морям и океанам, включая "кругосветки", понятно, что отечественных туристов там практически не было. Место швартовки морского трамвая также перенесли к новому вокзалу, но на боковой причал.

     Одесса. Катера у нового морвокзала []

    В хорошую погоду, особенно летом, к морвокзалу спускалось много прогуливающихся по Бульвару одесситов и туристов. Сам вокзал и весь мол как бы включились в большой прогулочный маршрут от Соборной площади через Дерибасовскую, Театральный сад, Бульвар, вниз по Лестнице, Морвокзал и далее вверх по Лестнице (эскалатору), Бульвар, Тещин мост, Комсомольский бульвар. Мол далеко, метров на 200, выдается в море и даже в самую жаркую погоду там прохладно. Я неоднократно любовался панорамой порта и Города от морвокзала.

    Железная дорога пришла в город в1860-е гг., а вокзал был построен 1880-е. Этот вокзал просуществовал до конца 2-ой мировой войны. Он представлял собой строение в виде буквы "П", обращенное короткой частью с главным входом на Привокзальную площадь по оси ул. Пушкинской. Поезда входили между длинными флигелями, где были расположены платформы и "упирались" в короткий флигель. Такой вокзал, тупикового типа, получился потому, что в Одессе ж. д. линии действительно оканчиваются - дальше море. ( тупиковые вокзалы бывают еще в случае, если в городе несколько вокзалов расположенных по периметру - для каждой линии свой, напр. в Москве).

    Вокзал был разрушен во время войны в 1944 г. Несколько лет, до окончания строительства нового вокзала (1952), временным вокзалом служило здание с правой стороны стройки ( на торце которого позднее вывешивали огромный портрет Ленина, затем Брежнева).

     Одесса. В этом здании в начале 50-х размещался вокзал []Здание временного размещения вокзала

    Новый вокзал в общих чертах напоминает старый: 3-х арочный главный вход, выступающая центральная часть, двухэтажные флигеля, но новый стал значительно выше и крупнее, однако "потерял" один флигель и стал похож на букву "Г". Кроме того, была увеличена Привокзальная пл. - здание сдвинули метров на 15-20 к югу. Я помню, кажется в 70-е, при реконструкции площади сняли асфальт, и стал виден фундамент фасадной стены старого здания, примерно по линии края тротуара перед современным вокзалом (при реконструкции проезжую часть площади расширили за счет тротуара и построили подземные переходы).

     Одесса. Старый  вокзал и новый вокзал до и после реконструкции Привокзальной площади []старый вокзал, новый вокзал ( до и после реконструкции площади).

    Станция, где находится вокзал, называется Одесса-Главная. Кроме того, есть еще несколько станций для обработки грузов (там так же останавливаются электрички): Одесса-Товарная, Одесса-Порт, Одесса- Сортировочная, Одесса-Застава-1 и 2 и т.д.
    Небезызвестный Пересыпский мост, не что иное, как высокая ж. д. насыпь, с несколькими проездами для автомобилей и трамваев, служащая для спуска поездов с уровня берегового плато на уровень моря для обслуживания порта.
    От Одессы поезда идут в 3-х направлениях: на Раздельную (Кишинев, Киев, Москва, Петербург), Вознесенск (Харьков, Урал, Сибирь) и Б.- Днестровск (Измаил).

    Междугородная автобусная станция долгое время находилась на Греческой пл., пока в1964 г не построили Автовокзал на возвышенности возле Водяной балки в конце Колонтаевской ул. Я несколько раз ездил автобусом в Кишинев с автостанции на Греческой площади. Кассы станции находились в небольшом флигеле в северо-восточном углу площади. А на том месте, где позже построили здание для проектной организации "Гипроград", отстаивались междугородние автобусы. С одной стороны такое расположение автостанции в самом центре города очень удобно, но с другой - вся площадь была забита автобусами. После 64 г там остались только конечные остановки внутригородских маршрутов.

    Автостанция на Греческой пл. []Автостанция на Греческой пл.

     Одесса. Автовокзал []Новый автовокзал

    Аэропорт "Центральный" построен в1965 г и с тех пор является главным аэропортом города. До этого действовал небольшой аэропорт " Застава", с которым у меня связано одно воспоминание.
    Начну издалека. На заре авиации в начале века, самолеты использовались только как развлекательный аттракцион: зрители наблюдали за гонками самолетов либо за трюками в воздухе, еще желающих несколько минут катали по воздуху. Транспортного значения авиация не имела. Во время и после 1-ой мировой войны развивалась военная авиация, и только после 2-й мировой войны появилось регулярное пассажирское сообщение.
    Так вот году в 1956 или 57 еще сохранялись полеты для развлечения. По воскресеньям можно было покружить над городом минут 15-20. Это был мой первый полет. Прогулочный полет выполнял распространенный в то время пассажирский двухмоторный пропеллерный самолет, кажется Ил-14, мест на 25. Билет стоил довольно дорого - 14 руб. ( для сравнения, билет в гор. транспорте - 30-50 коп.)
    В наше время развлекательные полеты возобновились, но это всевозможные сверхлегкие летательные аппараты типа планирующих парашютов и дельтапланов с моторами и без, а пассажирские самолеты выполняют транспортную функцию.
    ТРОЛЛЕЙБУС
    Троллейбус в городе появился в 1945 г, но говорят, что подготовку сделали до войны.

     Одесса. Троллейбус самого первого типа  , конец 40-х [] Конец 40-х. Самый первый тип троллейбуса.

    Я помню троллейбусы 50-х, небольшие вагоны с узкими дверями без накопительных площадок - сидения располагались от кабины водителя до задней стенки. В отличие от более поздних моделей, где есть возможность открыть только узкую форточку в верхней части окна, в старых троллейбусах наоборот, открывалась бОльшая нижняя часть (рама не сдвигалась, а поднималась и имелась возможность закрепить ее на любой высоте). Поэтому в жаркие летние дни в вагоне гулял приятный ветерок. В то время действовало 3 линии. Линия ном. 1 - Вокзал - пл. Толстого по Пушкинской, Дерибасовской, Толстого; ном. 2 - парк Шевченко - пл. Толстого по Б. Арнаутской, Пушкинской, Дерибасовской, Толстого (т.е. в большей части совпадала с ном. 1); ном. 3 парк Шевченко - Товарная по Б. Арнаутской, Госпитальной, Степовой.

    Я чаще всего пользовался первым маршрутом, проезжая 2 -3 остановки: в одну сторону - вокзал, Привоз, в другую - Преображенская, Соборная площадь. Плату за проезд взимал кондуктор, причем он имел 2 вида билетов: 25-ти копеечные и 50-ти копеечные. Весь маршрут делился на 2 тарифных участка, с границей на остановке Дерибасовская уг. Пушкинской. При посадке пассажир называл кондуктору остановку, до которой хотел доехать, и если она была дальше граничной, последний взимал с пассажира 50 коп.
    Помню, что на кабине водителя висела схема маршрута с остановками обозначенными черными кружочками, а остановка "Дерибасовская" - красным.

    Старые троллейбусы имели один конструктивный недостаток, на первый взгляд мелочь, но он приводил к крупным неприятностям. Токосъемные штанги троллейбуса имеют в основании мощные пружины, прижимающие их к токонесущим проводам и обеспечивающие надежный контакт. Для обесточивания троллейбуса или смены угольных вкладышей, служила веревка прикрепленная к кольцу, свободно скользящему по штанге, за которую штангу оттягивали книзу. В транспортном положении кольцо съезжало к основанию штанги, а веревка широкой петлей висела на левом боку троллейбуса.

    Троллейбус на Дерибасовской, 50-е []Конец 50-х

    Так вот нередко, из-за тряски или по другой причине, штанга на ходу соскакивала с провода и под действием пружины и инерции взлетала кверху, бешено раскачиваясь, обрывая провода и растяжки крепления.

     Одесса. Соскок штанги [] Штанга слетела ( кадр из к/ф "Первый троллейбус" Одесская киностудия 1963 г.)

    При обрыве обоих проводов, нередко происходило короткое замыкание и во все стороны сыпались искры. Тогда вызывали аварийную бригаду ОТТУ (одесское трамвайно-троллейбусное управление). Приезжала полуторка, переоборудованная для ремонта контактной сети. У нее вместо кузова размещалась подъемная платформа. Подъем осуществлялся вручную вращением рукоятки. На поднятую площадку взбирались 2 монтера, и начинали работать. Они стягивали оборванные концы контактного провода, используя ручной полиспаст (система подвижных блоков с веревкой) для увеличения силы натяжения. На стянутые встык концы сверху надевали бандаж и зажимали его болтами.

    Если соскок не сопровождался обрывом проводов, водитель сам производил ремонт и устанавливал штангу на место.

    ремонт  [] Ремонт в пути ( кадр из к/ф "Первый троллейбус" 1963 г.).

    Я неоднократно наблюдал эту процедуру с балкона, куда выбегал, услышав грохот и вой рвущихся проводов. Шум усугублялся тем, что растяжки, поддерживающие контактную сеть, были прикреплены к заделанным в стену нашего дома крюкам. При такой аварии движение троллейбусов прекращалось на пол часа - час. Такое положение сохранялось много лет, пока в 70-е к задней стенке троллейбуса не стали приделывать барабаны с пружиной, куда наматывались нижние концы веревок, а кольца с верхними закрепили в верхней части штанги. Теперь при соскакивании штанги, пружины барабанов не давали ей возможности раскачиваться. Это небольшое усовершенствование уменьшило количество соскоков и превратило соскок штанги из серьезного происшествия в пустяковую неполадку: выходил водитель и за 2 минуты возвращал штангу на место.

    Впервые, я увидел троллейбусы с барабанами в Киеве в 1961г. Там бегали чешские "Шкоды", которые уже с 50-х годов оснащались барабанами, в то время как на отечественных они появились лет через 20...

    'Шкода -9' с барабанами в Крыму. Хотя снимок современный, такая модель выпускается с 1960г

    В то время поставки осуществлялись централизовано, и по неизвестной мне причине, в Одессу не попало ни одного чешского троллейбуса за пол века, в то время как во многих городах Украины они широко использовались. Даже в период острой нехватки машин в начале шестидесятых годов, когда в троллейбусы переделывали львовские автобусы ЛАЗ на Одесском автосборочном заводе, импорта мы не увидели. Кстати, они оказались настолько неудачными, что к концу 60-х, с появлением троллейбусов новых серий, их списали.

    В середине 20-го века господствовала точка зрения о преимуществе троллейбуса перед трамваем, как средстве наземного общественного горэлектротранспорта. (см. "трамвай"). Поэтому многие троллейбусные линии прошли почти точно по маршрутам ликвидированных трамвайных. Троллейбус появился на Ришельевской, Греческой, Канатной. Более того, восстановили некоторые довоенные трамвайные маршруты в троллейбусном варианте - по улицам Польской, Приморской, Б. Арнаутской и др. Пик развития троллейбуса пришелся на конец 60-х, когда линии связали центр с новыми районами юго-запада (маршруты 5, 9, 10, 11).

    НА УЛИЦЕ

    В этом разделе я попытаюсь рассказать о том, что окружало одессита на улицах города. Что мог увидеть прогуливающийся пешеход в 50-е, 60-е годы.

    Будки-киоски.

    Сеть будок "Пиво-воды" - будки, где продавали газированную воду, папиросы, спички, иногда пиво и другую мелочевку - была самая многочисленная. Помню такие будки на углу Греческой и Ришельевской, Пушкинской и Жуковского, Польской и Полицейской, Гаваной и Ланжероновской, Греческой и Преображенской, Б. Арнаутской и Пушкинской. Формально эти торговые точки, как и вся торговля в то время, принадлежали государству и управлялись торготделом Горисполкома, но фактически работали, как это стали называть позже, на семейном подряде. Продавец такой будки зачастую отдавал причитающуюся ему зарплату "наверх" в виде платы за разрешение работать без вмешательства контролеров торготдела. Будочник "имел" на газе и сиропе: в воду не додавал газ, а сироп разбавлял (или использовал "левый" сироп). В летний сезон, особенно в жаркие дни, работа шла с утра до ночи. Члены семьи продавца сменяли друг друга и не закрывали даже на обед: ведь за 3-4 месяца нужно было успеть заработать на весь год. Главным товаром была, естественно, газированная вода, в просторечии "газвода". Стакан "чистой" воды - воды без сиропа стоил 5 коп. ( после 1961г - 1 коп.), с сиропом 30-40коп. (3-4 коп.). Будка представляла собой небольшое деревянное строение с окном для продажи в передней стенке и служебной дверью в задней. Продавец стоял за оцинкованным прилавком, в середине которого была установлена хромированная подставка- вертушка с цилиндрическими стеклянными мензурками с краниками внизу для сиропов и краном подачи газводы. На мензурке, по всей высоте были нанесены горизонтальные риски: будочник лил в стакан сироп, пока уровень не понижался на одно деление.

    Колбы для сиропа []

    Справа от продавца располагалось устройство для мойки, вернее ополаскивания, стаканов, в виде небольшой круглой металлической подставки с отверстиями. Продавец устанавливал стакан вверх дном на подставку и поворачивал ее на пол оборота вокруг вертикальной оси, при этом из отверстий начинала фонтанировать вода, омывая стакан. Обычно использовали граненые стаканы с ободком на 250 мл. После наполнения стакана, продавец перемешивал содержимое небольшой лопаткой с тем, что бы сироп растворился, а не остался на дне. За спиной будочника просматривался агрегат для приготовления газводы - бак с электромешалкой, в котором смешивали водопроводную воду с углекислым газом из баллона (родители рассказывали, что в 20-30-е г. углекислый газ будочник производил на месте из соответствующих реактивов). В начале 50-х вода охлаждалась еще колотым льдом (когда льда не хватало, вода была теплая и невкусная, и только после перехода на электрохолодильники люди перестали задавать будочнику вопрос: "вода холодная?"). Еще будочник наполнял (заправлял) газводой сифоны - стеклянные или алюминиевые сосуды на 1,5- 3 л. с ввинченным в горловину краником. Внутри сифона от горловины до дна проходила трубка, по которой, при нажатии на подпружиненный клапан краника, вода под давлением углекислого газа поднималась вверх и струей била из сифона. Заправить алюминиевый сифон, обычно на 1,5 л, "чистой" водой, стоило 6 коп., стеклянный на 3 л -12 коп. С сиропом копеек 25-40. Такие сифоны были у многих горожан и в жаркие дни ими широко пользовались. А чтобы сифон дольше сохранял холод, его обматывали влажной тканью.

    Сифон. Газированная вода []Два вида стеклянных сифонов.

    А заправляли сифон так: продавец устанавливал сифон вниз горловиной, так что носик крана стыковался с выходным отверстием специальной установки, рычагом прижимал клапан крана сифона, так чтобы он оставался в открытом положении и открывал вентиль впуска воды. Периодически заправщик нажимал на специальную рукоятку и тогда в сифон поступал газ. Таким образом, смешение воды с газом происходило прямо в сифоне. Стеклянный сифон для безопасности прикрывали откидным металлическим кожухом. Процесс занимал несколько минут.

    Где-то в конце 50-х годов на улицах появились автоматы по продаже газводы. Автомат давал "чистую" воду и с сиропами (2-3 на выбор). Сначала мыли стакан, ставя его на круглую подставку кверху дном и нажимая на него пальцами - из дырочек в подставке начинала брызгать вода. Затем стакан подставляли под краник автомата и в щель опускали монету (до 1961 г. 5 коп за стакан "чистой" воды и 40-50 коп. с сиропом) и нажимали соответствующую кнопку выбора. После денежной реформы 61 г чистая вода стоила 1 коп., а с сиропом 3 и 5 коп. Но тут возникла проблема. Дело в том, что тогда ввели монеты нового образца (за исключением монет в 1, 2 и 3 коп.), но диаметр, толщина и вес монет не изменился. Таким образом " глупый" автомат отпускал воду с сиропом и за "старые" 5 коп. т.е. фактически бесплатно. На руках у людей осталось много таких пятаков и тогда автоматы переделали, уменьшив монетную щель так, что пятак не проходил. С тех пор вода с сиропом в автомате много лет стоила 3 коп, и в дальнейшем там всегда был один сорт сиропа и более новые автоматы уже не имели кнопок выбора.

    автомат газводв 50-е []автомат конца 50-х с выбором сиропов Автомат []автомат без выбора сиропов

    Вода в будках, как с сиропом так и "чистая", была значительно вкуснее - холоднее, больше газа и сиропа - воды в автоматах. Я думаю, это объяснялось конкуренцией. И действительно, несмотря на большое количество автоматов, в будках в жаркие дни стояла очередь и я сам иногда предпочитал пройти лишний квартал, но дойти до будки.

    Кое-где прямо на улице продавали квас. Квас продавали 'с колес'. Большую, литров на 500, металлическую желтую бочку-автоприцеп, с утра в жаркий день притаскивал грузовик и ставил на тротуаре. Водитель подпирал бочку специальным откидным кронштейном, чтобы не опрокинулась (прицеп был одноосный) и отцеплял ее от грузовика. Из кабины выходила продавщица в белом халате, откидывала дверцу приделанного к задней части бочки шкафчика, в котором была установка для мойки кружек, аналогичная описанной выше мойки стаканов в будках с газводой и начинала отпускать квас.

    Использовались обычно кружки, типа пивных, на четверть и пол литра. Цена кваса составляла 12 коп. за литр и соответственно 3 и 6коп. за кружки. Мгновенно выстраивалась очередь жаждущих. Из близлежащих домов подходили люди с бидонами. Главным достоинством кваса считалась его низкая температура и кисловатый вкус, хорошо утолявшие жажду. Обычно квас расходился быстро, не успев прогреться в бочке, но иногда к концу дня становился теплым и невкусным. Горожане знали места, где обычно останавливались бочки, но заранее быть уверенным, что удастся попить квасу, не было - на то они и передвижные, и когда вдали замечали желтую бочку с надписью ' Хлебный квас' - спешили занять очередь.

     Одесса. Бульвар. Вода и квас [] Будка "Пиво - Воды" и бочка с квасом на Приморском Бульваре. Начало 60-х.

    Киоски "Союзпечать" - будки по продаже газет, журналов, календарей, значков, мелких сувениров т.п. так же располагались, в основном на углах: Дерибасовской и Екатерининской, Греческой и Ришельевской (напротив газводы), Гаваной и Ланжероновской, в Горсаду. Главным товаром служили свежие газеты - местные: "Знамя коммунизма" (в 30-40е - "Большевистское знамя"), "Черноморская Коммуна" (укр. яз.) и центральные - киевские и московские. Иногда попадались и иностранные - главные газеты соц. стран и компартий некоторых капиталистических стран. Эти газеты покупали изучающие иностранные языки, для тренировки. Помню в киосках газету на китайском языке "Жэньминь жибао", ее покупали только как упаковочную бумагу, особенно по вечерам, когда других газет уже не было. В 50-е г. в городе были небольшие будки по продаже порционного (100г) мороженого фабричной расфасовки (в вафельных стаканчиках или на палочке, завернутые в бумажную обертку). Компактных морозильников в то время еще не было и мороженое охлаждалось сухим (углекислым) льдом (температура - 78С). Работа в такой будке часто приносила одни убытки т.к. нужно было успеть продать все порции, пока они не растаяли (сухой лед быстро улетучивается). Основные сорта: фруктовое -7 коп., молочное - 9 коп., сливочное -13 коп., сливочное с фруктовым наполнителем -15 коп., пломбир - 20 коп., эскимо в шоколаде - 22 коп. ( цены после 61г.)

    Сеть киосков "Горсправка", где можно было узнать, как проехать по городу, телефон организации или частного лица, а так же адреса. Стоила такая услуга, кажется 5 коп. Киоски располагались на вокзалах, а в городе помню только на Дерибасовской. Большинство справок можно было получить немедленно, и только адресные справки необходимо было ждать 15-20 мин., потому что киоскер звонил в городской адресный стол, передавал запрос и через какое- то время получал ответ. Кроме того, киоскер принимал тексты объявлений для "Доски объявлений", в основном на обмен квартир. (См. раздел "Коммунальная квартира"). Отпечатанные на пишущей машинке на стандартных бланках объявления, вывешивались на специальных досках "Горсправка", которые закрывались застекленными (или забранными металлической сеткой) рамами и запирались на замок.

    Киоски по продаже билетов в театры представляли собой совсем маленькие будочки, где передняя стенка с окошком в тоже время служила дверью для киоскера. Сзади будка имела полукруглую стенку, имитирующую афишную тумбу, куда наклеивали афиши ближайших спектаклей. Помню такие будки на Ришельевской возле к/т "Украина", на Дерибасовской у Горсада и возле летнего к/т " Комсомолец". Все эти киоски были филиалами центральной театральной кассы, которая занималась предварительной продажей театральных билетов. Касса находилась на Преображенской, между Дерибасовской и входом в Горсад.

     Одесса. Будочка театральных билетов и стул чистильщика обуви []

    В прошлые времена в городе существовало немало мастерских по ремонту обуви объединенных в фабрику "Ремобувь". Причиной, по которой люди часто посещали такие мастерские, были высокие цены на новую обувь. Например, самые простые мужские полуботинки местного производства - резиновый низ, верх из кожзаменителя - стоили 10-15руб., а из кожи 25 руб., что немало при средней зарплате 80-100 руб. в месяц. Вторая причина - низкое качество (за месяц, другой, каблук полностью истирался). Самый распространенный ремонт - набить ( приклеить) новые набойки стоил 50 - 80 коп., более сложный ремонт мог обойтись в два - три рубля. Ремонтные мастерские располагались на первых этажах, где одновременно работали несколько сапожников, но были и небольшие будки на одно рабочее место. Такая деревянная будка была в начале Греческой ул. Я регулярно ходил в эту будку сделать набойки или набить подковки - одно время была мода прибивать к подошвам небольшие железные подковки, которые при ходьбе цокали, да и каблуки меньше снашивались.

    После перехода общественного транспорта на оплату проезда талонами, на остановках появились будочки по их продаже. Такие будочки, понятно, устанавливали только на остановках с большим пассажиропотоком. Это большинство конечных остановок и пересадочных узлов, а также некоторые другие. Продавали там кроме разовых талонов на трамвай -3-х копеечных,- троллейбус - 4-х копеечных и автобус - 5-ти копеечных еще месячные проездные билеты разных типов: общегражданские на каждый вид транспорта и комбинированные на 2 или все 3 вида и льготные ученические и студенческие. На некоторых будках в центре продавец талонов вывешивал объявление: "кассир справок не дает" - очевидно приезжие, а летом, особенно в дневное время, их большинство на улице, донимали его вопросами.

    Передвижной пункт продажи керосина - большая бочка на телеге запряженная парой лошадей. Сзади в бочке был кран, а под ним приделан железный ящик. Телега останавливалась где-нибудь в тихом переулке - в моем районе обычно на Польской ул. угол Греческой. Один керосинщик брал колокольчик и шел обзванивать ближайшие кварталы. Все знали тон колокольчика керосинщика и обычно не путали с колокольчиком мусорщика, который тоже звонил, когда мусорозборная машина подъезжала к дому - разница в тоне объяснялась тем, что "керосиновый" был из меди, а "мусорный" из алюминия. Вэто время второй керосинщик начинал продавать керосин. Он открывал кран, и ящик начинал наполняться керосином. Тогда продавец брал литровый черпак на длинной ручке, вставлял в горловину банки покупателя воронку и отмеривал требуемое количество литров и получал деньги. Тем временем возвращался керосинщик с колокольчиком, начинал принимать деньги и торговля шла веселее. Народ подходил, выстраивалась очередь, кран не закрывался, керосинщик черпал, и ящик все время оставался почти полным. Позже, в начале 60-х, на смену телеге пришел автомобиль, но система продажи оставалась прежней. Так продолжалось до 1964г, когда в город пришел природный газ, и надобность в керосине для примусов отпала.

    Кое-где на улицах можно было купить жареные семечки у старушек, сидящих не табуреточках перед мешком со своим нехитрым товаром. Обычно милиция "сквозь пальцы" смотрела на такую формально незаконную частную торговлю, учитывая ее скромные масштабы и возраст продавцов. Чаще всего они продавали небольшие черные семечки, отмеряя их стаканами: маленьким на 100 мл. и большим - на 200, за 5 и 10 коп. соответственно. Изредка продавали большие светлые семечки с темными полосками, их почему-то называли "футбольными". И действительно, футбольные болельщики любили во время матча грызть семечки, поэтому в дни матчей, на улицах, по которым двигались основные потоки фанатов к стадиону в парке Шевченко, - Греческой, Полицейской, Жуковского, - таких бабушек встречалось довольно много. Отмерив порцию, старушка пересыпала семечки из стакана в маленький кулечик-воронку, свернутый из старой газеты или, по желанию покупателя, прямо ему в карман.

    Служебные будки.

    Кроме будок-киосков, описанных выше, где что-то продавали, существовали будки разного назначения, которые можно назвать служебными. В 50-х годах на улицах почти не было светофоров. Оживленные перекрестки, особенно в часы пик, регулировались милиционерами- регулировщиками с полосатыми жезлами. На некоторых перекрестках висели светофоры. Их подвешивали по одному над центром перекрестка на тросах, а не устанавливали по 4 светофора на столбах на всех углах, как теперь. Кроме того, управление сигналами светофора осуществлялось не автоматически, а вручную. Регулировщик сидел в застекленной будке на одном из углов и переключал свет - зеленый, желтый, красный - в зависимости от транспортной ситуации. Такая система выгодно отличается от автоматизированной, когда нередко зеленый горит для пустой улицы, а для загруженной - красный. В 60-е эти будки постепенно исчезли - автоматика заменила регулировщиков.

     Одесса. Будочка регулировщика на Дерибасовской уг. Преображенской []Будка регулировщика на Преображенской уг. Дерибасовской со стороны Соборной площади ( начало 50-х).

    Дерибасовская []Дерибасовская 50-е годы; в дали, на перекрестке, угол Екатериненской, виден милиционер-регулировщик.

     Одесса. Будка регулировщика [] Будка регулировщика на Дерибасовской уг. Екатериненской (кадр из к/ф "Повесть о первой любви" 1950-е годы).

     Одесса. Милиционер-регулировщик  []Ргулировщик на Пушкинской уг. Полицейской (1954 г) Хорошо видна будка и светофор над перекрестком.

    В разделе посвященном трамваю я писал о работе трамвайного стрелочника, рабочее место которого тоже была будка. Стрелочник (в основном женщины) большую часть времени, особенно в плохую погоду, проводил в будке, и только увидев в окошко трамвай, выходил перевести рычаг стрелки. Будочка стояла на краю тротуара, совсем близко от рычага стрелки и далеко ходить не приходилось.

     []Будочка стрелочника на Преображенской уг. Дерибвсовской. Там прямо проходили 1, 2, 3, 12 маршруты, а 23-й сворачивал налево на Садовую. Эта стрелка еще не оборудована рычагом -переключателем и стрелочнику приходилось каждый раз выходить из будки и ломиком переводить стрелку.

    Телефон всегда был малодоступным предметом. Очередь на установку телефона растягивалась на годы, а то и десятилетия. Мощности городских АТС не хватало, и вся телефонная инфраструктура сильно отставала от темпов роста города. Большинство горожан не имели дома телефонов и пользовались телефонами-автоматами (таксофонами) установленными на улицах. Как правило, аппараты висели в будочках застекленных по всей высоте, но с частым переплетом. До 1961 г в автомат опускали монету 15 коп., а после - 2 коп. Позднее появились автоматы, принимавшие и 2 однокопеечные монеты. Звонили в основном в учреждения и организации, так же вызывали экстренные службы без монеты: 01 - пожарных, 02 - милицию, 03 - скорую мед. помощь, 04 - аварийную горгаз.

    В центре города было несколько оригинальных металлических трансформаторных будок круглой формы с декоративной короной на куполообразной крыше, стоявших прямо посередине тротуара. Эл. кабеля находились под землей и входили в будку снизу. Будка имела дверь, которую открывал монтер для обслуживания трансформатора. Кроме того, он имел возможность вращать корпус будки вокруг вертикальной оси, с тем, чтобы осмотреть оборудование со всех сторон.

     Одесса. Трансформатор в Горсаду, 30-е []Трансформаторная будка в Горсаду ( 30-е годы).

     Одесса. Трансформатор на Греческой уг. Пушкинской []Трансформаторная будка на Греческой уг. Пушкинской (кажется единственная, сохранившаяся до настоящего времени).

    Такие будки встречались только в самом центре там, где была подземная разводка кабелей, в большей же части города тогда провода шли по воздуху и там будки имели совсем другой вид.

     Одесса. Трансформатор воздушной разводки [] Будка воздушной разводки. (Фото 2000-х годов). Очевидно в этом районе уже проложили подземные кабеля: к мачте над будкой не подходят провода.

    Преимущества подземной разводки (безопасность и защищенность от капризов погоды) несколько раз ощущалось мной на практике. Нередко, в дни зимних штормов и гололеда, провода под тяжестью наросшего льда и порывов ветра обрывало во всем городе и люди сидели без света, в моем районе свет почти всегда был.

    "Мастерская в кармане"

    В 50-е годы на улицах еще можно было увидеть разного рода бродячих мастеровых, которые носили все инструменты и приспособления на себе. Точильщик носил через плечо довольно тяжелый точильный станок с ножным приводом. По дороге он выкрикивал: "Точить ножницы, ножи". Время от времени он останавливался где-нибудь на углу, иногда возле парикмахерской, опускал станок на землю и начинал работать. Ногой нажимал на педаль, которая раскручивала большое колесо и от него, через ременную передачу, получала вращение ось с насаженными на нее точильными камнями: крупно - и мелкозернистыми. Жители ближайших домов несли кухонные ножи, ножницы, ножики мясорубок, парикмахеры - ножницы. Я с интересом наблюдал, как точильщик подносил нож к вращающемуся точильному камню, раздавался характерный жужжащий звук и по касательной к камню вылетал сноп искр.

    Стекольщик носил на плече плоский деревянный ящик с листами оконного стекла, и замазкой на олифе, в кармане - алмазный стеклорез. Его зазывали те, кому нужно было вставить стекло и таких клиентов находилось немало. У многих тогда окна были застеклены мелкими кусочками стекла (большие стоили дорого), которые часто вылетали от ветра. Стекольщик заходил в квартиру, прислонял ящик к стене и начинал работать. Он очищал деревянную оконную раму от осколков и старой замазки, снимал мерку. Затем алмазом отрезал нужный кусок стекла и вставлял в паз рамы, потом доставал несколько мелких гвоздиков и стамеску и скользящими ударами, ребром стамески, вбивал гвоздики в дерево, так чтобы стекло плотно прижало к раме. Наконец вкладывал пластичную, пахнущую олифой замазку в стык стекла и рамы и той же стамеской, но острым концом прижимал и выглаживал ее. Замазка со временем твердела и предотвращала "задувание" холодного воздуха с улицы.

    Уличный чистильщик обуви весь свой инвентарь носил в деревянном ящике (иногда возил его на колесиках), который одновременно служил сидением для клиента. Я был мал и не могу обобщать, помню только одного чистильщика работавшего на Пушкинской угол Греческой. Это был инвалид (тогда только инвалидам войны разрешали заниматься мелким частным бизнесом). Каждое утро он, опираясь на костыль, выкатывал высокий деревянный ящик, что-то собирал и ящик превращался в высокое сидение для клиента со спинкой и подставкой для ног.

     Одесса. Будочка театральных билетов и стул чистильщика обуви []За театральной будочкой виден стул-ящик чистилщика обуви.

     Одесса. Чистильщик []Чистильщик на Преображенской уг. Дерибасовской.

    Чистильщик доставал из ящика щетки, суконки, ваксу и т.п. и садился на низенькую скамеечку ждать клиента. Кроме обычной чистки кожаной обуви, он еще чистил (белил) популярные в то время белые парусиновые туфли. Эта краска называлась непонятным мне словом "цинквайс", и только позже я узнал, что это обыкновенные цинковые белила, т.е. порошковая окись цинка белого цвета, разведенная на воде, а не на олифе. Большинство горожан, конечно, чистили обувь сами, а парусиновые туфли "обновляли" зубным порошком.

    В центре, в многолюдных местах, прямо на тротуаре стояли весы и ростомер. За 2 коп. весовщик взвешивал или измерял рост желающих и выдавал квитанцию, на обратной стороне которой надписывал получившиеся килограммы и сантиметры. Помню такие весы в Горсаду, на Дерибасовской, Преображенской. Кроме того, в гор. саду еще был силомер - высокий деревянный ящик с двумя рукоятками примерно на уровне пояса и круглым циферблатом со стрелкой в верхней части. Желающий измерить силу рук брался за рукоятки и старался сдвинуть их как можно ближе друг к другу, преодолевая силу пружины спрятанной в ящике. Стрелка начинала вращаться, указывая своим концом на цифры соответствующие приложенной силе. Интересно, что сила измерялась в фунтах, т.е. агрегат явно сработан в конце19-го - начале 20-го веков. В Горсаду были еще одни старинные весы в виде кресла, где клиента взвешивали сидя. Стояли эти весы под лестницей кинотеатра Уточкина (Маяковского).

    Рядом стоял аппарат для измерения силы удара - из подставки выходил штырь, оканчивающийся шарообразной подушечкой и вертикальная металлическая рейка с зубчиками по краю. Желающий бил изо всей силы кулаком по подушечке, при этом из подставки выскакивал железный хомутик и, скользя вверх по рейке, останавливался на определенной высоте, зацепившись за зубчик. Чем сильней удар, тем выше поднимался хомутик. Возле силомера часто собиралась группа молодых мужиков выяснить у кого удар сильнее. Кроме Горсада такой силомер еще стоял в парке Шевченко, на аллее ведущей к Ланжероновским воротам.

     Одесса. Силомер, весы, ростомер в парке Шевченко, 80-е []Ростомер, весы и силомер в парке Шевченко( 80-е годы).

    В районе базаров работали тележечники - грузчики, перевозящие покупки клиентов на ручных двухколесных тележках. Деревянный кузов тележки помещался между 2-х больших деревянных колес со спицами и железным ободом от конной телеги, а ручка в виде буквы "П" выступала далеко вперед. Тележечник катил за собой такую колымагу подобно лошади, налегая руками и грудью на перекладину ручки. В то время многие жители запасали на зиму картошку, овощи, топливо и т.п. Помню, мама осенью покупала на базаре 2 мешка картошки, нанимала тележечника, он загружал мешки в тележку, прикатывал ее к нашему дому и поднимал мешки в квартиру. Эти грузовые рикши в 60-е исчезли - их заменили мотоциклы с грузовой коляской. Большинство тележечников, по крайней мере тех, которых я видел, имели опустившийся вид, вроде бомжей.

    Афишные тумбы. На многих углах стояли афишные тумбы - довольно высокие, 3 - 3,5 м, круглые фундаментальные сооружения с каменным цоколем и полукруглым верхом, увенчанном шаром.

    Афишная тумба на Ришельевской, 30-е  []Ришельевская уг. Жуковского ( 30-е годы).

    Они всегда были обклеены театральными афишами, анонсами гастролей иногородних артистов и т.п. Эти тумбы начала 20-го века, к концу 60-х годов обветшали: где-то скатился шар, где-то появились трещины, а некоторые вовсе покосились. Тогда их всех, одновременно по всему Городу, снесли и установили новые, значительно меньшие по размеру и более простые: железные пустотелые цилиндры на тонких ножках безо всяких украшательств.

    Освещение. В 50-е годы улицы освещались электрическими фонарями на столбах с обычными лампами накаливания, только более мощными, чем домашние, защищенными матовыми шарообразными плафонами. Фонари висели на кронштейнах столбов по два.

     Одесса. Фонари на Ланжероновской []Фонари на Ланжероновской ( начало 50-х, фото из семейного архива).

    Свет они давали довольно тусклый, но тогда других источников света еще не было. C появлением ламп дневного света, считающихся более экономичными, на столбах и на растяжках подвесили светильники, состоящие из нескольких трубок дневного света каждый. Такие светильники просуществовали всего пару лет, где-то на рубеже 50-х - 60-х годов. Они оказались неудобными для улиц: малая яркость, слишком рассеянный свет, который невозможно сфокусировать в нужном направлении. Кроме того трубки часто перегорали и требовали интенсивного обслуживания. В то же время в помещениях они используются до сих пор.

     Одесса. 'Дневной' свет над Театральной площадью.

    В середине 60-х все наружное освещение перевели на ртутные ламы - экономичные и яркие. Во всем Городе металлические столбы уличного освещения были установлены, я думаю, в начале 20-го века и в большинстве сохранились до сих пор. Своим изяществом они выгодно отличаются от простых бетонных столбов середины века, которые можно увидеть на улицах новых районов, да и кое-где в центре.

     Одесса. Столбы, освещение []'Классический' и современный столбы возле Лестницы (1979г).

    В то же время за пределами Города: Молдаванке, Слободке и др., столбы издавна устанавливали попроще. Одесса. Эл.осветительный столб []Старопортофранковская. Основание столба со временем, из-за многократных работ по реконструкции проезжей части и тротуара, оказалось под землей. Выступы, виднеющиеся почти на уровне земли, находились на высоте 20-25 см. и на столбах такого типа их иногда использовали как скамеечки.

    Номерные знаки домов.

    На моей памяти таблички с номерами домов несколько раз меняли свой вид и даже содержание. С детства , 50-е годы , мне запомнился вид и форма таких номеров не менявшихся, как я понял теперь, с 20-х годов. Сам номер был написан на двух матовых квадратных стеклах вставленных в духгранную металлическую рамку с лампочкой внутри. Ниже, на круглой пластине, по кругу писалось название улицы, а в средней части - номер районного отделения милиции. Сверху конструкция была прикрыта небольшим козырьком от дождя. Такой номер хорошо виден как днем так и ночью, причем с любой стороны.

    В 60-е все знаки поменяли. Теперь осталось одно небольшое овальное стекло, круглую пластину заменили на полукруглую, вместо номера отделения милиции - название административного района города. Новые знаки стали меньше и менее разборчивые к прочтению, чем старые. Если перегорала лампочка, вечером вообще найти нужный дом было невозможно, а если хулиганы еще выбьют стеклышко с номером... Поэтому в 70-е прошла очередная смена знаков. Теперь радикально поменяли принцип распознавания номера : знак стал большим , черные крупные цифры на белом фоне видны издалека как днем так и ночью, даже если перегорала подсвечивающая лампочка - хватало слабого уличного освещения. Стеклянных деталей не стало вовсе. Кроме собствено номера на табличке еще писалось только название улицы.

    К сожалению, мне почти не удалось найти снимки старых домовых знаков сделанных в соответствующие периоды времени, поэтому приведенные фото ( за исключением одного из старого кинофильма) сделаны много позже со случайно сохранившихся поржавевших и поломанных номеров.

     Одесса. старый номерной знак на доме [] 20-е годы, граненый номер над воротами церкви на ул. Пушкинской у ж.д. Вокзала - в то время клуб работников станции Одесса-Главная (кадр из к\ф 'Человек с киноаппаратом')

    Одесса. Номер на доме []Граненый номер 50-х ( снимок 2000-х гг).

    . Одесса. Номер на доме [] Граненый знак, частично отреставрированный, явно на новом месте, прибитый любителем старины. На стеклах номеров нет - он указан на отдельной табличке.

    Одесса. Номер на доме []Полукруглый номер 60-х ( снимок 80-х).

     Одесса. номера на доме история []Удивительно, но на этом доме есть все виды знаков использовавшиеся за последние 100 лет (в разной степени сохранности.) Кроме трех вышеописанных типов, видим также небольшой квадратный знак с номером дома. Такие знаки вешали на некоторых домах до массовй установки больших белых знаков, когда старые приходили в негодность. .

    Стенды. Прямо на улице можно было почитать некоторые газеты и журналы. Их вывешивали на специальных стендах прикрепленных к стенам домов или установленных на подставках. Например, на Пушкинской уг. Греческой вывешивали "Правду" и "Известия" у дома ном. 10, где находился "Дом партийного просвещения". По диагонали, у дома ном. 11, находящаяся там редакция газеты "Моряк", размещала свое издание. На Ришельевской уг. Греческой на большом стенде размещали журнал "Крокодил" и его украинский аналог "Перець". ( Журналы расшивали и прикрепляли к стенду полистно). И таких стендов было довольно много.

     [] Мужчина читает газету на стенде напротив входа в "Дом партийного просвещения". 1950-е годы.

    Помню еще карикатуры в окнах. На Дерибасовской уг. Екатерининской в витрине Управления Китобойными флотилиями выставлялись карикатуры с подписями, часто в стихотворной форме, на различные темы, например по поводу правил дорожного движения, или "стиляг". Периодически их обновляли. Запомнилась одна: " В недоумении шофер / куда метнется паникер" - подпись под картинкой изображающей улицу, едущий автомобиль, из которого высовывается шофер с недоуменным лицом, и пешехода посередине мостовой в неуверенной позе: то ли идет вперед, то ли сейчас побежит назад. Позже аналогичные "окна" появились на Греческой уг. Ришельевской в витрине к/т "Украина".

    Звуки. В середине 20-го века автомобилей на улицах города попадалось немного. Например, на Пушкинской, одной из центральных улиц, даже в дневное время, по несколько минут подряд могло не проехать ни одной машины. Несмотря низкую интенсивность движения все машины почти беспрерывно подавали звуковые сигналы или, проще говоря, гудели почем зря. Ватманы трамваев тоже сигналили используя эл. звонок или, в старых вагонах, колокольчик с ножным приводом ( руки ватмана были заняты контроллером и тормозом). Летом, при открытых окнах, в квартире все время слышались гудки и звонки. Автопарк в то время разнообразием не отличался : 'победы', 'моквичи', изредка ЗИМы, затем появились 'волги' - вот практически и все легковые машины. 'Москвич' имел обыкновенный гудок, а 'победа' мелодичный, так что по звукам было ясно какая машина едет. Где-то в 60-х началась борьба за тишину на улицах. В правила дорожного движения ввели пункт разрешающий сигналить в городе только в случае крайней необходимости. На улицах появилось много дорожных знаков запрещающих сигналить ( перечеркнутый клаксон). Постепенно водители привыкли ездить по новым правилам, и на улицах стало непривычно тихо.

    Еще часто слышался характерный скрежет трамвайного вагона проходящего крутой поворот. Такой скрежет создавали старые двухосные бельгийские вагоны, при трении колес о рельсы. Когда я был совсем мал, по улицам еще ходили старьевщики, выкрикивая на распев: 'Стары вещи паем!', что означало - старые вещи покупаем.

    Я уже писал о звуках колокольчика 'мусорщика' и 'керосинщика' ежедневно раздававшихся на улице. Иногда их путали, но, как правило, различали по тону и по характеру звучания: мусорный звонил не долго, причем сначала где-то вдалеке, затем следующая трель раздавалась ближе - это мусоровоз приближался, переезжая от двора ко двору; керосиновый же звонил довольно долго и непрерывно, плавно набирая громкость, а затем затихая, по мере передвижения звонившего 'керосинщика'.

    Мусор приехал []Мусор приехал. Кадр из к/ф "Приморский бульвар"1986.

    Где-то в начале 60-х появились транзисторные радиоприемники на батарейках, в просторечии "транзистор". До того времени радиоприемник представлял собой довольно большой и тяжелый деревянный ящик стационарно установленный на столе и подключенный к эл. сети. Главным элементом приемнка были радиолампы и их количество считалось главным показателем уровня аппарата. С появлением "транзисторов" стало модно и престижно, особенно в среде молодежи, прогуливаться с включенным приемником. Поэтому тогда на улицах нередко слышалавь музыка или речь из такого приемника и как говорили: "человек идет - с него играет". Но высшим, недосягаемым для большинства пацанов прибором (был дорог, да и в свободной продаже не было), стала новинка - переносной катушечный магнитофон "Весна". Несмотря на довольно большой вес аппарата, счастливые обладатели выходили с ним на вечерние пргулки прокручивая на громкости популярную музыку. Со временем, очевидно в связи с широким распространением всевозможных переносных плееров, мода носить громкоговорящие устройства прошла - все перешли на наушники.

    Часто раздавались гудки входящих в порт пароходов. Позже, очевидно по причине борьбы с шумом, корабли перестали гудеть, и только по особым случаям ( например встреча китобоев) густые приветственные звуки неслись над городом.

    Особый, не очень приятный звук можно было услышать при густом тумане, который не редкость в зимнее время. Звук этот - портовая сирена, служившая звуковым маяком в тяжелых погодных условиях.

    В 50-е существовал обычай приглашать на похороны оркестр - естественно, если родственники покойного могли себе это позволить - при этом играл такой оркестр не только на кладбище, но и при выносе из квартиры. Более того, бывало несколько кварталов, процессия шла по городу, исполняя траурный марш Шопена, поэтому чуть ли не ежедневно дальше или ближе слышались печальные звуки, напоминая всем о бренности жизни. В 60-е подобные хождения по городу прекратились, и похоронная музыка звучала только на кладбище.

    А перекусить? В то время фаст фуда в современном понимании не было. Если днем, во время прогулки или по дороге по делу, хотелось перекусить, самым простым и дешевым способом было зайти в продовольственный магазин или 'Гастроном', найти отдел соков на розлив (а такой отдел был почти во всех магазинах) и взять стакан сока и пару пирожков с картошкой, горохом, ливером или повидлом. Соки из 3-литровых бутылей продавщица переливала в стеклянные конусы с краником снизу. Оттуда она наливала соки в граненые стаканы, предварительно ополоснув их на мойке-вертушке. Обычный ассортимент: томатный сок -10 коп. стакан ( 200мл), яблочный- 12-14 коп., виноградный - 14-16 коп., иногда сливовый, грушевый. Пирожки, независимо от начинки - 4 коп. штука. Пирожки снаружи все были одинакового коричневатого цвета т. к. жарились в глубоком масле. Эти пирожки во всех магазинах были совершенно одинаковые по виду и вкусу, как будто жарились в одном и том же месте. Обычно они продавались холодные (иногда на месте их подогревали). Томатный сок в бутылях производился натуральный, даже без соли. Поэтому на прилавке стоял стакан с солью и стакан наполненный водой с ложечкой. Каждый подсаливал сок по вкусу.

    В центре сок и пирожки почти всегда были в Центральном Гастрономе на Дерибасовской уг. Преображенской и на Екатерининской, на квартале между Дерибасовской и Ланжероновской в продмаге. В Центральном Гастрономе было 2 соковых отдела, там кроме соков на розлив была и газвода с сиропом и без. Еще я заходил попить сок в продмаг на Ришиельевской на квартале между Полицейской и Жуковского (напротив 117 школы) Однако были и заведения индивидуального приготовления пирожков. Так на Дерибасовской уг. Ришельевской (дом ном.12) вход с угла, жарили пирожки рис с мясом (10 коп.) и всегда с пылу - жару. И сок там был повкуснее.

    В Одессе испокон века любили бублики. Еще во времена НЭПа в 20-е годы, по воспоминания моих родителей, бублики продавались чуть ли не на каждом углу круглые сутки. В романе Ильфа и Петрова 'Двенадцать стульев' читаем:

    'С одной стороны висела лазурная вывеска: ОДЕССКАЯ БУБЛИЧНАЯ артель Московские баранки. На вывеске был изображен молодой человек в галстуке и коротких французских брюках. Он держал в одной вывернутой руке сказочный рог изобилия, из которого лавиной валили охряные московские баранки, выдававшиеся по нужде и за одесские бублики.'

    Т.е авторы определенно пишут об одесских бубликах как о специфическом высококачественном одесском продукте, в противовес каким-то московским баранкам. В мое время в городе оставалась одна последняя пекарня, выпекавшая бублики по традиционной технологии. Она находилась на Екатерининской, (кажется в 6-ом номере) напротив Театрального переулка. Бублики изготовлялись небольшими партиями вручную из хорошей муки с полным циклом (тесто варили, а потом запекали). Я специально ходил туда купить и поесть на месте свежевыпеченные вкуснейшие бублики. Бублики были мягкие, но с хрустящей коричневой корочкой. Простой бублик 4 коп., горчичный - 5 коп. Иногда приходилось ждать выпечки очередной партии т.к. предыдущую уже раскупили. Закрылась она в 1962 г, когда начался "хрущевский" кризис с зерном и повсеместно исчезла из продажи мука, а из магазинов белый хлеб и после его завершения так и не открылась больше. Бублики, которые потом продавались в хлебных магазинах, напоминали "тот" бублик только по форме.

    2008 год

    Полный вариант воспоминаний об Одессе, с дополнениями и уточнениями, размещен на моем сайте https://sites.google.com/site/odessaxxvek2/

    Из воспоминаний об Одессе -1(Введение. Берег. Город. Пляж.)

    Из воспоминаний об Одессе - 2(Трамвай. Коммунальная квартира.)

    Из воспоминаний об Одессе -3 (Школа. Строительство. Тротуары, мостовые. Бани )

    Из воспоминаний об Одессе - 4 (Сады и парки.)

    Из воспоминаний об Одессе - 5 (Театры, кино, клубы. Базары. Толчок.)

    Из воспоминаний об Одессе - 6 (Вокзалы. Троллейбус. На улице.)

    Из воспоминаний об Одессе -7(Ателье мод, прачечные, химчистка, аптеки, кладбища, дачи, почта, дворы.) Из воспоминаний об Одессе -8 (Церкви и синагоги. Море. Рыба.)

    Из воспоминаний об Одессе - 9 (Греческая площадь. Детские игры. Университетский город. Благосостояние).

    ==================================

  • Комментарии: 12, последний от 09/02/2016.
  • © Copyright Штерн Лев Иосифович (levshtern@gmail.com)
  • Обновлено: 23/10/2016. 52k. Статистика.
  • Очерк: Украина
  • Оценка: 7.34*11  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка