Штерн Лев Иосифович: другие произведения.

Из воспоминаний об Одессе - 1

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Штерн Лев Иосифович (levshtern@gmail.com)
  • Обновлено: 23/10/2016. 37k. Статистика.
  • Очерк: Украина
  • Иллюстрации: 31 штук.
  • Скачать FB2
  • Оценка: 6.72*26  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Введение. Берег. Город. Пляж. (30 иллюстраций)

  • Из воспоминаний об Одессе - 1 (Введение. Берег. Город. Пляж.)

    Из воспоминаний об Одессе - 2(Трамвай. Коммунальная квартира.)

    Из воспоминаний об Одессе -3 (Школа. Строительство. Тротуары, мостовые. Бани )

    Из воспоминаний об Одессе - 4 (Сады и парки.)

    Из воспоминаний об Одессе - 5 (Театры, кино, клубы. Базары. Толчок.)

    Из воспоминаний об Одессе - 6 (Вокзалы. Троллейбус. На улице.)

    Из воспоминаний об Одессе -7(Ателье мод, прачечные, химчистка, аптеки, кладбища, дачи, почта, дворы.)

    Из воспоминаний об Одессе -8 (Церкви и синагоги. Море. Рыба.)

    Из воспоминаний об Одессе - 9 (Греческая площадь. Детские игры. Университетский город. Благосостояние. Праздники).

    ВВЕДЕНИЕ

    Я родился в Одессе в конце 1-й половины 20-го века и прожил там до начала 90-х. Мои родители родились и всю жизнь прожили там. Одесский период истории моей семьи начался в конце 19-го века, когда мои деды и бабки в юном возрасте приехали в город из еврейских местечек Украины.

    Я достиг того возраста, когда у меня возникла потребность записать, то что я помню о городе. Но это не мемуары в традиционном понимании, где основное внимание уделяется воспоминаниям о встречах с известными людьми, а рассказ о Городе каким я его помню: его планировке, архитектуре, промышленности, торговле, транспорте, быте одесситов.

    Мои личные впечатления начинаются примерно с 1950 г., а с учетом того, что я помню из рассказов родителей об одесской жизни 20-х - 40-х г.г. эти заметки охватывают период примерно в 70 лет. Все 'одесские' годы я прожил в центральной части города: вначале на Пушкинской, недалеко от Приморского бульвара, а затем на Ланжероновской, поэтому мои воспоминания в основном связаны с центром .

    В подаче материала я не буду придерживаться строго хронологического принципа , т. е. не буду сначала излагать все, что касается 20-х, затем 30-х гг и т.д., а каждую тему попытаюсь изложить в развитии. Кроме того, я буду отделять то, что видел сам от того, что слышал от других людей.

    В изложении буду, в основном, употреблять глаголы в прошедшем времени: я 15 лет не был в городе и точно не знаю, что на сегодня сохранилось, а чего уже нет.

    Не знаю, будут ли интересны кому-либо эти записки - я записываю для себя, чтобы систематизировать часто отрывочные воспоминания. С другой стороны, возможно, что для профессионального историка или писателя, собирающего материалы по соответствующей теме, они смогут послужить элементом мозаики, из которой впоследствии сложится картина одесской жизни 20-го века.

    В своих воспоминаниях я буду использовать дореволюционные (начала 20-го века) названия улиц ( в скобках буду иногда указывать другие названия, которые носили улицы в разное время), которые в большинстве случаев совпадают с современными (начала 21 века), за некоторыми исключениями, например: Новорыбная теперь Пантелеймоновская; Полицейская - Бунина, Левашовский спуск - Деволановский сп.

    В то же время названия отдельных объектов используются современные: парк Шевченко, а не Александровский; Потемкинская лестница, а не лестница Николаевского бульвара, Приморский бульвар, а не Николаевский, как устоявшиеся.

    Размещая в Интернете свои 'Воспоминания', я разбил их на несколько отдельных блоков с таким расчетом, чтобы каждая часть была не очень большой и не отбила своим размером желание ее прочесть. У заинтересованного читателя в тоже время будет возможность перейти к продолжению.

    Буду благодарен всем, кто выскажет свое мнение о заметках, укажет на возможные ошибки или неточности .

    Приглашаю посетить мой сайт https://sites.google.com/site/odessaxxvek2/, где размещена полная версия моих воспоминаний, а также письма моих корреспондентов вспоминающих Одессу 20-го века.

    БЕРЕГ

    Одесса расположена на северо-западном берегу Черного моря в глубине одноименного залива. Залив этот открытый, поэтому при строительстве порта, с которого собственно и начинался город, приходилось возводить большие волнозащитные сооружения. Сам город стоит на плато, круто обрывающемся к морю. Высота плато 30-40м. Грунты лёссовые, есть много выходов камня-ракушечника. ( лёсс - осадочная пористая порода светло-желтого цвета, состоящая из мелких частиц- 0,01-0,05мм; ракушечник или ракушняк - известняк, состоящий из раковин и являющийся морской осадочной породой)

     Одесса, береговой обрыв. Лесс( вверху) и ракушняк  []

    Типичный вид естественного обрыва. Береговой обрыв. Лесс( вверху) и ракушняк

    В черте города плато прорезают 3 балки: Карантинная, Военная и Водяная. Свои названия они получили по "производственному" признаку: в устье Карантинной находился портовый карантин, Военной - военная гавань, а из источников Водяной балки в город возили воду. По дну балок проложены улицы, служащие спусками в порт. Вдоль берега, на глубину нескольких десятков км, простирается степь, а это значит, что из естественной растительности имеются только травы и некоторые виды кустарников. Поэтому все деревья на улицах и в парках города - результат нелегкого труда. По свидетельству А.С. Пушкина прожившему в городе 13 месяцев (1823-1824), " ... дело в том,/ Что степь нагая там кругом; / Кой-где недавний труд заставил/ Младые ветви в знойный день/ Давать насильственную тень".
    Большую проблему региона представляют крайне ограниченные запасы пресной воды. Водоносные слои находятся очень глубоко, да и там вода солоноватая, так что рыть колодцы не имеет смысла. До открытия водопровода (1873), давшему городу днестровскую воду, пресную воду привозили из немногочисленных источников. Горожане также собирали дождевую воду, устраивая во дворах подземные оштукатуренные емкости, куда вода по трубам стекала с крыш.

    Естественная береговая линия в районе Одессы это т.н. "скалки" - пласты ракушняка источенные
    прибоем и обросшие водорослями.

     Одесса, Скалки []

    Небольшие песчаные пляжи приурочены к устьям балок: Аркадия, 10 и 16 станции Большого Фонтана и только на пересыпском побережье протянулся большой песчаный пляж - Лузановка

    Край берегового плато подвержен оползням. Приблизительно раз в 20 лет происходили т.н. большие оползни, когда значительные куски берега сползают в море вместе со строениями и деревьями. Кроме того, беспрерывно происходят небольшие оползни. Большие оползни случались в 1936 г, в районе 11 ст. Б.Ф. и в 1956, 12-13 ст. В 50-е годы я несколько лет подряд отдыхал в пионерском лагере на Львовской возле 13-ой станции. До оползня берег представлял собой практически вертикальный обрыв, нависавший над узким пляжем, к которому спускались по крутой тропинке. Следующим летом, когда я снова попал в этот район, передо мной предстала удручающая картина: большого куска берега как не бывало, внизу громоздились груды грунта, край плато весь изрезан трещинами, а местами от него откололись огромные "ломти" земли с травой и деревьями, готовые в любой момент рухнуть вниз. Тогда даже пришлось изменить маршрут 18-го трамвая т. к. рельсы оказались на самом краю обрыва.

    Оползень на Фонтане []Работа оползня на Фонтане.

    Причиной оползней считаются грунтовые воды, поверхностные воды, морской прибой, крутизна склонов. С 1960 г. начал реализовываться долгосрочный комплексный проект защиты побережья. Всего за 20 лет обустроили 10-12 км (от Ланжерона до 16 ст. Б.Ф.) и я думаю, что это был один из самых трудоемких проектов за всю послевоенную историю города. Он включал несколько видов работ, которые велись параллельно.

    .

    Одесса, пляж Ланжерон. 1961 []1961 г., Ланжерон. Самое начало берегоукрепитетьных работ. Пляж еще не намыт, но плавучий кран уже устанавливает бетонные блоки пирсов.

    Одесса. Склон после берегоукрепитнльных работ  []Фонтанское побережье после берегоукрепительных работ. Пологий террасированный и озелененный склон, пирсы с намытым между ними песком, волнорез параллельный берегу (виден только след легких бурунов над ним).

    Во-первых, изменялся профиль склонов, так чтобы вместо почти отвесного обрыва образовались пологие склоны с террасами, с укреплением их растительностью. Вдоль террас высаживались деревья и кустарники, а по склонам многолетние травы (предварительно на склоны насыпался слой плодородной почвы). Корни растений предотвращали размыв склона и образование оврагов дождевыми и талыми водами. Работы по террасированию производились мощными бульдозерами, срезавшими лессовый грунт как масло. Уменьшение угла откоса склона было связано с потерей полосы земли шириной 20-30 м от края обрыва, тогда многие санатории и дачи лишились части своей территории вместе со строениями и деревьями. Противооползневое управление, производившее работы, выплачивало небольшие компенсации за утраченное имущество (но не за землю, которая приеадлежала государству).

    Во-вторых, сооружались подземные дренажные штольни, выводившие грунтовые воды в море.

    И, наконец, крупномасштабные гидротехнические работы в море для предотвращения разрушительного действия волн. Они включали строительство бетонных пирсов перпендикулярных берегу на расстоянии нескольких сот метров друг от друга и несколько десятков метров в длину каждый; намывку между пирсами песка, образовавшему широкие пляжи(30-40м); укладку сплошного волнореза из бетонных блоков параллельного берегу на расстоянии 50-60м.

    На старом любительском снимке видно, что представляла собой большая часть одесского побережья до берегоукрепительных работ (14 ст. Фонтана, середины 60-х) [] На старом любительском снимке видно, что представляла собой большая часть одесского побережья до берегоукрепительных работ (14 ст. Фонтана середины 60-х)

    и после  намывки песка []и после намывки песка. Слева в море виден пирс

    Первоначально этот волнорез немного возвышался над уровнем моря (на Ланжероне), что бы как можно лучше защитить берег, но при этом не учли почти полное прекращение водообмена между образовавшейся закрытой акваторией и открытым морем. В результате Ланжерон превратился в грязную лужу. В дальнейшем, начиная с Отрады, волнорез стали делать на полметра ниже уровня моря, а на Ланжероне переделали. Одновременно с основными проводились работы по благоустройству пляжей и прилегающей территории: строились лестницы - спуски к морю, спасательные станции, пункты проката пляжного инвентаря, лодок и т.п.

    В основном проект себя оправдал - крупные оползни прекратились, однако море постоянно "съедает" искусственные пляжи. Когда работы дошли до 16 ст. на 10-12-ой возникла потребность снова намывать песок т.к. от пляжа осталось метров 5-10. Кстати, песок возили на барже за несколько десятков километров с какой-то отмели и по широкой трубе перекачивали вместе с водой на берег. К положительному результату можно отнести и то, что город параллельно получил тысячи кв. м благоустроенных пляжей.. К недостаткам - полное исчезновение прибрежной живности- рачков, крабов, рыбок из-за разрушения их среды обитания т. к. все "скалки" с бесчисленным количеством пещерок и углублений, служивших им укрытием, исчезли.




    ГОРОД

    Центральная часть города свой современный вид приобрела в конце 19-го начале 20-го веков во времена строительного бума, когда были построены сотни домов. Эти дома, жилые и общественные, построенные в разных стилях, отличаются насыщенностью конструктивных и декоративных архитектурных элементов. Это лоджии, эркеры, балконы, карнизы, барельефы и многие другие детали, предававшие зданиям красоту и неповторимость.

    Мои предки часто сравнивали Одессу с Парижем, выражая эту мысль так: Одесса- это маленький Париж, имея в виду красоту города. Вообще слово "париж" означало красоту, порядок, нарядность. Например, после генеральной уборки квартиры бабушка восклицала - Париж! Тогда, в детстве, я не понимал, почему они так говорят. Постепенно, взрослея, я понял, что фасады домов не всегда были потрескавшимися с обсыпавшимися лепными украшениями и окрашенными однотонной побелкой, кованные фигурные решетки балконов поломанными, резные деревянные ворота и входные двери парадных - полусгнившими и покрытыми коростой многослойной грубой краски, витрины и вывески магазинов - малопривлекательными и еще многое, что определяет лицо города, не всегда было в запущенном состоянии.

     Одесса. Дверь []

    Окончательно мне все стало понятно после недавнего посещения Парижа. Я понял, как выглядела Одесса на рубеже 19-20 в.в., в пору детства родителей и юности бабушек и дедушек. Так прогуливаясь по Люксембургскому саду, я вдруг понял, что одесский горсад сильно уменьшенная его копия.
    Да, Одесса это Париж, только очень маленький. Думаю все началось с того, что начали строить и украшать город французы: Ришелье, деВолан, Ланжерон и др. "Там все Европой дышит, веет". А ведь в то время городу было всего 30 лет.

    В своем развитии город прошел несколько этапов. Долгое время (1819- 1859) граница города проходила по линии порто-франко, широкой дугой протянувшаяся от "моря до моря" и ограничивающая зону беспошлинной торговли. Вдоль этой линии возникли улицы Старопортофранковская (Комсомольская) и Новорыбная (Чижикова, Пантелеймоновская). Поселки между линией порто-франко и Водяной балкой со временем вошли в состав города как р-н Молдаванка, а поселки за Водяной балкой, как Слободка. Аналогично в южном направлении - Ближние и Дальние мельницы. Пересыпь - район, простирающийся вдоль моря от Водяной балки к северу на низком берегу, представляющему собой перемычку, отделяющую Хаджибеевский и Куяльницкий лиманы от моря.

    Центральная часть города (в границах Старопортофранковская - Новорыбная) имеет регулярную планировку - улицы пересекаются под прямым углом и образуют квадратные кварталы (прибл. 160 на 160 м) в виде 2-х сеток. Сетки сопрягаются по ул. Преображенской (первоначальное название - Осевая, в советское время - Троцкого, Советской Армии) под углом 45 град. Автор такой планировки - инженер деВолан (план 1794 г). Размеры этой части -2,5 км (длина ул. Преображенской) на 3 км (расстояние от моря до Старопортофранковской в направлении ул. Жуковского).

    Одесса, план деВолана []План деВолана

    В центре, улицы имеют нумерацию домов, начинающуюся от моря, причем четная сторона всегда справа, если стать к нему спиной (исключение: ул. Преображенская - там четная сторона слева). Административно город делится на районы, но горожане их не очень различают и используют другое, традиционное, деление: центральная часть от моря до Старопортофранковскй - Город, район расположенный далее, до ул. Балковской - Молдаванка; за Балковской - Слободка; район на низком морском берегу в глубине залива - Пересыпь; районы на высоком берегу в сторону открытого моря - Аркадия и Большой Фонтан. Новые районы: Черемушки или Массив (юго-западный, в разговоре опускалось); Таирово (так произносили); Котовского - последние два района считались поселками, хотя и находились в городской черте, из-за отдаленности от Города и некоторые другие.

    Интересно, что в зависимости от контекста под Городом иногда, в узком смысле, разумели и "самый центр", приблизительно в границах Бульвар - Пушкинская - Жуковского - Преображенская, где сосредоточено большинство магазинов, кафе, ресторанов, театров, кинотеатров и где людно почти круглые сутки и если житель, например, ул. Малоарнаутской говорил: "прошвырнемся в Город", то имел в виду пройтись по Дерибасовской и прилегающим кварталам, хотя он и так жил в Городе.

    Улицы параллельные Преображенской, продольные, традиционно считаются более важными по сравнению с поперечными, ей перпендикулярными, за исключением Дерибасовской (Лассаля,Чкалова), которая издавна считается центральной улицей города Эта, в общем, то недлинная, около 1-го км, неширокая, стандартной для Города ширины и не выделяющаяся на плане города улица, в отличие от, скажем, Преображенской, явно запланированной под центральную, тем не менее, в силу разных причин, стала таковой. Дерибасовская начинается от приморского обрыва, от ул. Польской. Вниз, к Польскому спуску, ведет типичная для Одессы лестница со ступенями из лавовых плиток (см.гл. Тротуары) и парапетов из необработанного ракушняка. Кстати отмечу, что почти все улицы, начинающиеся от приморского склона, имеют подобные лестницы.

    Лестница в начале Дерибасовской []

    От Польской ( Кангуна, Гарибальди) идет довольно крутой подъем, делающийся пологим после пересечения с Ришельевской, а после Екатерининской, напротив, улица идет под уклон, спускаясь к Военной балке (говорят, что когда-то на Дерибасовской был мост, позже засыпанный) т.е. до Гаваной ул. и после, опять подъем к Преображенской. Более того, в прошлом Дерибасовская имела и поперечный уклон, от нечетной к четной стороне, что хорошо видно на квартале между Екатерининской и Гаваной, там после выравнивания полы 1-х этажей домов по четной стороне оказались ниже уровня земли и даже тротуар ниже мостовой (полоса вдоль домов).

    Первые два квартала Дерибасовская ничем не отличается от соседних улиц, и только начиная от Ришельевской и до Преображенской, она становиться "Главной улицей", где гуляют, покупают, едят (практически все 1-е этажи - магазины, кафе). Здесь сосредоточены главные магазины по большинству видов товаров: Гастроном ном.1 и торговый Пассаж с многочисленными промтоварными магазинами уг. Преображенской, Дом Обуви в 2-х этажах, Дом Книги (напротив Гаваной ул.), большой овощной магазин (уг. Гаваной), " Золотой ключик" - фирменный магазин местной кондитерской фабрики, " Одежда" (в 14-ом ном.) и еще много более мелких магазинов. Почти все эти магазины размещались в старинных зданиях с сохранившимся (более или менее) индивидуальным художественным архитектурным интерьером (один из лучших - Пассаж), поэтому даже прозаический поход за покупками превращался в приятную прогулку.

    Дерибасовская 1957 []Дерибасовская уг. Преображенской, 1957

    Три кинотеатра: "Хроника", " Маяковского", "Комсомолец"; 3-х этажный ресторан (уг. Екатерининской), несколько кафе и закусочных: "Алые Паруса", "Торт" и др.; 3 гостиницы: "Спартак", " Большая Московская" и "Пассаж" также способствовали оживленности улицы с утра до позднего вечера. Кроме того, расположение улицы таково, что она составляла центральную часть большого прогулочного маршрута: Соборная площадь - Дерибасовская (Горсад) - Ришельевская - Театральная площадь - Бульвар.

    До конца 50-х на Дерибасовской, как и на большинстве других улиц, росла, в основном, белая акация, но затем, все деревья, одновременно по всей улице, выкорчевали и вместо них посадили молодые липы, породу для города нетипичную. Тогда много лет на улице совершенно не было тени т.к. липы растут довольно медленно.

    Акация на Дерибасовской []Акация на Дерибасовской (фотооткрытка конца 1940-х)

    Липы на Дерибасовской []Липы вскоре после посадки( начало 60-х).

    Липы на Дерибасовской []Через 40 лет.

    Несколько слов об озеленении. Вдоль большинства улиц высажены ряды деревьев по обе стороны мостовой. В основном это белая акация, хорошо и быстро растущая в местном климате и дающая летом достаточно плотную тень, несмотря на мелкие листья. Кроме того, акация красиво цветет и прекрасно пахнет, (не знаю другого декоративного дерева сочетающего эти свойства). Но есть несколько улиц, где преобладают другие породы: платаны и клены на Пушкинской, каштаны и катальпы (те и другие красиво цветут, но не пахнут) на Екатерининской, и как я уже отметил, липы (при цветении хорошо пахнут, но цветки довольно невзрачные) на Дерибасовской. Кроме того, встречается немало софоры (цветы похожи на белую акацию, но не пахнут), В скверах и парках, помимо перечисленных, много других пород деревьев и кустарников: дуб, дикая маслина, шелковица, железняк, тополь, сирень, жасмин, шиповник, желтая акация и др.

    Самую плотную тень дают платаны за счет густой кроны и широких листьев, поэтому на Пушкинской, где разросшиеся деревья смыкаются кронами и не дают солнечным лучам разогревать асфальт и камни, даже в августовскую жару приятно пройтись. Платаны порода быстрорастущая. Под окном нашей квартиры в середине 50-х высадили полутораметровый саженец платана и к 80-м он превратился в развесистое дерево 15-20 м высотой, полностью защитившее фасад нашего дома, выходящего на запад, от палящего солнца.

    В 60-е годы горсовет начал проект т.н. "вертикального" озеленения. Вдоль фасадов, вплотную к стенам домов, на многих улицах высаживали вьющиеся растения - в основном виноград. Нижнюю часть кустов на высоту 1, 5- 2 м защищали металлической решеткой. Со временем виноград поднимался до 2-3 этажа, а иногда и выше. Владельцы балконов подтягивали и подвязывали лозы и осенью даже снимали урожай. Главным же конечно была декоротивное назначение да и тень на балконах приятная.

    Как я отметил выше, после Дерибасовской, по значимости, идут продольные улицы. Преображенская - самая протяженная улица центра - почти по всей длине представляла собой сплошной ряд магазинов, мастерских, кафе и т.п. По ней приходили основные трамвайные маршруты, связывающие район Пересыпи с центром, вокзалом, молдаванкой и юго-западными жилыми районами (маршруты 2, 3, 12, 10), а так же находился важный трамвайный узел "Тираспольская площадь". По ней пролегал один из главных подъездов к "Привозу".

    Ришельевская (Ленина), так же как и Преображенская, - торговая оживленная улица - магазины, парикмахерские, кафе, кинотеатры по всей длине (чуть более 1,5 км) и, по моему мнению, по популярности шла сразу же за Дерибасовской.
    Особое место среди главных улиц занимает Пушкинская. Несмотря на то, что на ней практически нет никаких привлекающих публику торговых и развлекательных заведений в изобилии представленных на параллельных улицах, она всегда привлекала гуляющих.

     Одесса, дом Пушкина [] "дом Пушкина", Пушкинская,13, 50-е годы.

    Одесса, Пушкинская - улица платанов [] Пушкинская - улица платанов.



    ПЛЯЖ

    Пляжный сезон в Одессе длится около 4-х месяцев: с середины мая по сентябрь. В это время температура воды у берегов бывает от 17-18 до 24-25 град. В течение лета несколько раз отмечаются резкие и быстрые похолодания воды, когда за считанные часы температура падает до 8 -10 град., что связывают с холодными течениями из глубины моря и только через несколько дней вода прогревается до летней температуры.

    До отсыпки искусственных пляжей удобных мест для купания было не так много и большинство из них находилось далеко от центра. Отчасти это связано с тем, что все побережье под городом занимает порт и судоремонтный завод. На территории порта есть один естественный песчаный пляж - Австрийский, но т.к. с 30- х. гг. вход в порт для горожан закрыт (кроме работников порта по пропускам), ближайшим к городу стал пляж Ланжерон.

    Летом, в выходные дни, при солнечной погоде "вся Одесса" двигалась на пляж. Замечу, что в будни пляжи тоже не пустовали - их заполняли тысячи отдыхающих, приезжавших к морю со всей страны по путевкам и "дикарями". На море собирались обстоятельно: с собой брали подстилки, зонтики, полотенца, книги, карты, шашки, шахматы, но главное - еду. Я много раз наблюдал как семья, только разостлав подстилку на песке, начинала есть и только потом все шли купаться. Все трамвайные и троллейбусные маршруты, ведущие к пляжам в это время были переполнены: это трамваи 17 и 5 в Аркадию, 18 на Фонтан, 29 в Люстдорф, 9 в Лузановку.

    Лучшим пляжем считался Лузановский, протянувшийся широкой полосой мягкого золотистого песка на 2 км от Лузановки до Крыжановки. Достоинством пляжа считалось также мелкое песчаное дно, плоский берег (в отличие от почти всех других, где от моря приходится подниматься на высокий обрыв), да и вода там всегда на 1-2 градуса теплее, чем на других пляжах. Главным же его недостатком была отдаленность от города и необходимость добираться туда 2-мя или 3-мя трамваями в страшной духоте. Особенно утомляла обратная дорога в послеполуденное время и как говорили: "с такого моря возвращаешься разморенный".

    Одесса, пляж []Лузановский пляж в 50-е. У многих с собой небольшие,популярные тогда, чемоданчики в котроых приносили еду, подстилку, полотенце. С этими чемоданчиками ходили и в баню. Мужчины не в плавках, а в "семейных" трусах.

     Одесса, пляж, мостки []Кадр из к\ф "Полосатый рейс" 1961 г, Аркадия. Мостки для ополаскивания ног от песка перед обуванием.

    В 50-е такие мостки были на всех пляжах.( На предыдущем снимке их тоже можно разглядеть). В Лузановку можно было добраться катером, и тогда дорога из мучения превращалась в удовольствие. Мне запомнились такие поездки с родителями (1-2 раза за сезон). Сначала мы пешком шли по Пушкинской до Бульвара ( одесситы обычно название " Приморский" опускают), доходили до Потемкинской лестницы, спускались вниз, проходили влево по Приморской улице к Морвокзалу ( старому, нового напротив Потемкинской лестницы еще не существовало), покупали билеты в кассе ( 20 коп. билет) и садились на катер. Катер отходил от причала и не спеша пересекал залив. Пассажиры рассаживались на палубе под тентом, где даже в самые жаркие дни дул прохладный морской бриз. За катером обычно увязывались чайки, ожидая подачки и некоторые пассажиры, особенно дети и я в том числе, бросали им кусочки хлеба, наблюдая, как птицы хватают их с воды.

    Одесса.  Причал []Причал на старом морвокзале ( тогда для пригородных катеров отдельного причала выделено не было и катера швартовались между огромными теплоходами.)

    Теплоход Теплоход "Грузия" и самый большой катер "пляжных" линий "Капелла" (открытка 1966 г. изд. "Маяк" Одесса).

    Однако чаще всего я ходил на Ланжерон, единственный пляж, куда из центра возможно дойти пешком, хотя и далековато. Сначала я шел до парка Шевченко (или подъезжал пару остановок на 23-м трамвае), затем проходил через весь парк по главной аллее до Ланжероновских ворот и, наконец, спускался к морю. Вся дорога занимала минут 35.

    Одесса. Ланжерон [] Пляж Ланжерон. Длинное одноэтажное строение с башенкой в центре- спасательная станция и разные службы (медпункт, прокат инвентаря и т.п.). Квадратный небольшой домик правее - кассы морского трамвая.

    На пляже было весело. Крики, визги отдыхающих то и дело перекрывались голосом из громкоговорителя: "Потерялся мальчик в синей шапочке, родителям срочно подойти к радиоузлу", или: " Девушка Люда вас ожидает Андрей у двух шаров" (декоративные бетонные шары обрамлявшие лестницу, ведшую к пляжу и служившую местом встреч). Со спасательной вышки периодически раздавался голос, усиленный мегафоном: " заплывщик, вернитесь в зону купания"- это когда кто-то заплывал за буйки или: " на спасательной шлюпке, верните заплывщика"- это беспрерывно курсирующему вдоль пляжа спасателю, относительно непослушного " заплывщика".

    Одесса, "Два шара" на Ланжероне"

    Желающие могли взять напрокат шезлонги, весельные лодки или водные велосипеды. По пляжу ходили фотографы и предлагали сфотографироваться на фоне моря, бродячие продавцы предлагали купить для детей леденцы "петушок на палочке" или лиманскую лечебную грязь. Грязь эту, черную как смола, люди намазывали на тело, ждали пока она высохнет на солнце, а затем шли смывать в море. Считалось очень полезно. Меня так несколько раз обмазывали, и я помню ощущение, как стягивает кожу высыхающая и растрескивающаяся грязь. Этот т.н. египетский метод применяли любители на пляжах, серьезное лечение грязью проводили в Грязелечебнице на Куяльницком лимане, где ее и добывали. Еще на пляже висела большая доска, представлявшая собой картину изображающую морской берег, где утром, днем и вечером мелом записывали температуру воздуха, воды и песка на соответствующем фоне. После намывки песка пляжи стали очень широкими и на них установили большое количество "топчанов" - лежаков из деревянных реек на ножках . Топчаны стояли длинными параллельными рядами вдоль пляжа, занимая иногда бОльшую его часть, но вдоль кромки воды всегда оставалась довольно широкая полоса свободного песка. За использование топчана взималась плата ( 15-20 коп. без ограничения времени). Служащая пляжа периодически обходила свои владения и обилечивала отдыхающих. Одесситы не любили платить этот "налог" и старались перехитрить сборщицу. Некоторые при приближении женщины в белом халате, норовили перелечь на топчан позади ее маршрута . Другие находили в песке старый билетик и предъявляли его, и если билет был продан сегодня ( билеты имели номера), платить не приходилось. Купившие же билет, из солидарности, нарочно оставляли его где нибудь в щели между планок для следующего клиента.

     Одесса, пляж. Топчан []"Обилечивание" пользователей топчанов. Кадр из к/ф "Приморский бульвар", Одесская киностудия, 1988.

    На всех пляжах зона купания обозначалась плавучими буйками - запаянными стальными бочонками красного цвета, заякоренными метрах в пятидесяти от берега (расстояние зависело от крутизны дна, в Лузановке, например, буйки находились значительно дальше, чем на Фонтане). Буйки располагались цепочкой вдоль пляжа и образовывали линию, за которую заплывать было категорически запрещено. После строительства волнорезов (см. "Берег"), линия подводного волнореза параллельного берегу, фактически стала границей зоны купания: буйки устанавливались сразу за ней. Спасательная служба на пляжах действовала так: На берегу, в середине пляжа, находилась вышка, чаще не отдельно стоящая, а как надстройка над павильоном, где размещались мед. пункт, прокат инвентаря, радиоузел, буфет и т. п. На вышке дежурил спасатель, наблюдавший за акваторией пляжа с использованием бинокля. Другой спасатель на гребной шлюпке, обычно красного цвета, все время находился в море и в любой момент мог оказать помощь. Как я писал выше, спасатель на вышке периодически давал указания шлюпке в мегафон. В медпункте дежурила медсестра для оказания 1-ой помощи и вызова " скорой помощи" в тяжелых случаях. Важный атрибут пляжа - раздевалки. На старых пляжах это обычно были довольно большие помещения, отдельно для мужчин и женщин, со скамьями вдоль стен, где одновременно переодевалось много людей. На новых больших пляжах вопрос решили совершенно иначе: прямо на песке установили полуоткрытые кабинки устроенные так, что голова и щиколотки находящегося там были видны, а все остальное нет. Главное удобство заключалось в том, что эти индивидуальные кабинки расставили по всему пляжу, и не было нужды далеко ходить в поисках раздевалки, кроме того, там отсутствовал неприятный запах сопутствовавший коллективным.

    Одесса, пляж Ланжерон. Кабинка для переодевания []Ланжерон. Кабинка.(Кадр из к/ф "Иностранка", Одесская киностудия, 1965г.)

    Иногда мы ездили в Аркадию 17-м трамваем. Старый узкоколейный еще бельгийский трамвай - двухосные моторный вагон и прицеп - неспеша, покачиваясь на стыкках, погромыхивая на стрелках, скрежеща на поворотах, дребезжа стеклами окон шел от Греческой площади ( пл. Мартыновского) по Греческой (К. Либкнехта), Ришельевской, Новорыбной улицам, Французскому (Пролетарскому) бульвару и останавливался у аркадийского парка. Парк расположен вдоль балки - русла пересохшей речки, в устье которой и находился небольшой песчаный пляж. Парк был отгорожен забором и вход, как и в другие парки был платным. Этот фигурный каменный забор метра два с половиной в высоту имел от половины высоты узкие вертикальные прорези-бойницы. Так вот через одну из таких бйниц, справа от ворот, продавали входные билеты ( с внутренней стороны забора в этом месте была пристроена будочка - касса). Купив билет и пройдя через ворота в парк, посетитель попадал на главную аллею, ведущую у морю. Парк был небольшой, но очень уютный. Вдоль главной аллеи были высажены даже пальмы (в одесском климате пальмы не растут - слишком холодно зимой и эти теплолюбивые растения на самом деле росли в больших кадках вкопанных в землю - на зиму их перемещали в закрытое помещение).

    Аркадия. Ворота []Вход в Аркадию. Фото начала 50-х. Открыта только правая калитка, где у входящих проверяли билеты. После отмены входной платы в середине 50-х ворота всегда оставались открытыми полностью. Позже, в начале 60-х, ворота и забор снесли.

    Одесса, Аркадия, главная аллея, пальмы  [] Главная аллея парка в Аркадии (открытка 1965 г., изд. "Правда" Москва).

    фонтан в аркадийском парке (1968), []Фонтан в Аркадийском парке(1968).

    Вход на пляж в Аркадии, 1950-е годы [] Вход на пляж( 50-е годы).

    Пляж в Аркадии []Пляж в Аркадии до намывки песка (Открытка. Изд. 'Планета' 1967 г. )

    Пляж в Аркадии [] Вид с той же точки после (1975 год). Видно, что пляж стал намного шире.

    На пляжи Большого Фонтана - 10-станция и 16 станция (10 км от Куликового поля) мы ездили еще реже т.к. поездка занимала много времени (двумя трамваями: 23-м до Куликового поля и затем 18-м). Тем не менее, я помню поездки на Фонтан в летнем открытом, тогда еще узкоколейном вагоне, который продувался ветерком во время движения даже в самые душные дни. На 16-ю станцию так же ходил катер или, как говорили, морской трамвай. Вообще от морвокзала катера ходили по двум линиям: через залив в Лузановку в северном направлении и вдоль побережья в южном, с заходами: Ланжерон, Аркадию, 16 ст. Большого Фонтана и конечной - Люстдорф (позже появился причал на 10ст.Б.Ф.) С одной стороны большое количество причалов давало возможность доехать катером почти до всех пляжей, но с другой добираться до дальних причалов было очень долго. Один раз я попробовал вернуться из Люстдорфа катером (что бы избежать трамвайной духоты). Домой я попал через 3,5 часа вместо полутора, если бы воспользовался трамваями. В Люстдорфе (Черноморка)( 15 км от ж. д. вокзала) я бывал очень редко, фактически это уже не городской, а пригородный пляж, которым в основном пользовались горожане снимавшие на лето дачи у местных жителей. Моя бабушка снимала на 16 ст. (всего там 17 станций) комнату на лето в 1950 и 51гг. Она все лето жила там с моей старшей сестрой, а меня периодически привозил туда дедушка, который приезжал на выходные из города. На пляж ходили пешком, иногда подъезжали одну остановку до конечной и затем еще довольно долго шли, спускаясь к морю вдоль оврага, по дороге проходили рыбколхоз со странным названием " Червона хвиля". К сожалению, я мало, что помню о Люстдорфе тех лет. А позднее был там считанные разы...

    Другое дело Фонтан. Если в 50-е - 60-е г., как отмечено выше, я бывал там редко, то, начиная с середины 70-ых жил каждое лето на даче в районе 14 станции. Центром притяжения для всей округи была 16 ст.- конечная остановка 18-го трамвая. Там находились универмаг, гастроном, молочный, хлебный и овощной магазины, кафе, кинотеатр, парикмахерская, еще несколько мелких магазинчиков и лотков. Кроме того, ежедневно работал овощной базарчик и все это было расположено близко друг к другу. Купаться мы ходили на пляж 14 ст., который до реконструкции побережья (см. " Берег") был очень узкий - галька, немного песка, дно каменистое, в воде " скалки". Собственно это был тогда "дикий" пляж. Спускаться приходилось по крутому склону с вырубленными в земле ступеньками кое-где укрепленными досточками. После реконструкции картина радикально переменилась, пляж стал очень широким, с раздевалками, спасателями, т. е. превратился в благоустроенный.

    2007год

    Полный вариант воспоминаний об Одессе, с дополнениями и уточнениями, размещен на моем сайте https://sites.google.com/site/odessaxxvek2/

    Приложение

    1. По разделу пляж

    "Пальмовая аллея - подарок Одессе"

    http://www.vashsad.ua/news/events/show/7653/

    2007 год

    Из воспоминаний об Одессе - 1(Введение. Берег. Город. Пляж.)

    Из воспоминаний об Одессе - 2(Трамвай. Коммунальная квартира.)

    Из воспоминаний об Одессе -3 (Школа. Строительство. Тротуары, мостовые. Бани )

    Из воспоминаний об Одессе - 4 (Сады и парки.)

    Из воспоминаний об Одессе - 5 (Театры, кино, клубы. Базары. Толчок.)

    Из воспоминаний об Одессе - 6 (Вокзалы. Троллейбус. На улице.)

    Из воспоминаний об Одессе -7(Ателье мод, прачечные, химчистка, аптеки, кладбища, дачи, почта, дворы.)

    Из воспоминаний об Одессе -8 (Церкви и синагоги. Море. Рыба.)

    Из воспоминаний об Одессе - 9 (Греческая площадь. Детские игры. Университетский город. Благосостояние)

  • © Copyright Штерн Лев Иосифович (levshtern@gmail.com)
  • Обновлено: 23/10/2016. 37k. Статистика.
  • Очерк: Украина
  • Оценка: 6.72*26  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка