|
Введение. Берег. Город. Пляж. (30 иллюстраций) |
Из воспоминаний об Одессе - 1 (Введение. Берег. Город. Пляж.)
Из воспоминаний об Одессе - 2(Трамвай. Коммунальная квартира.)
Из воспоминаний об Одессе -3 (Школа. Строительство. Тротуары, мостовые. Бани )
Из воспоминаний об Одессе - 4 (Сады и парки.)
Из воспоминаний об Одессе - 5 (Театры, кино, клубы. Базары. Толчок.)
Из воспоминаний об Одессе - 6 (Вокзалы. Троллейбус. На улице.)
Из воспоминаний об Одессе -8 (Церкви и синагоги. Море. Рыба.)
Я достиг того возраста, когда у меня возникла потребность записать, то что я помню о городе. Но это не мемуары в традиционном понимании, где основное внимание уделяется воспоминаниям о встречах с известными людьми, а рассказ о Городе каким я его помню: его планировке, архитектуре, промышленности, торговле, транспорте, быте одесситов.
В изложении буду, в основном, употреблять глаголы в прошедшем времени: я 15 лет не был в городе и точно не знаю, что на сегодня сохранилось, а чего уже нет.
Не знаю, будут ли интересны кому-либо эти записки - я записываю для себя, чтобы систематизировать часто отрывочные воспоминания. С другой стороны, возможно, что для профессионального историка или писателя, собирающего материалы по соответствующей теме, они смогут послужить элементом мозаики, из которой впоследствии сложится картина одесской жизни 20-го века.
В своих воспоминаниях я буду использовать дореволюционные (начала 20-го века) названия улиц ( в скобках буду иногда указывать другие названия, которые носили улицы в разное время), которые в большинстве случаев совпадают с современными (начала 21 века), за некоторыми исключениями, например: Новорыбная теперь Пантелеймоновская; Полицейская - Бунина, Левашовский спуск - Деволановский сп.
Размещая в Интернете свои 'Воспоминания', я разбил их на несколько отдельных блоков с таким расчетом, чтобы каждая часть была не очень большой и не отбила своим размером желание ее прочесть. У заинтересованного читателя в тоже время будет возможность перейти к продолжению.
Буду благодарен всем, кто выскажет свое мнение о заметках, укажет на возможные ошибки или неточности .
Приглашаю посетить мой сайт https://sites.google.com/site/odessaxxvek2/, где размещена полная версия моих воспоминаний, а также письма моих корреспондентов вспоминающих Одессу 20-го века.
В старых дворах кое-где еще сохранились мраморные основания с воротом над такими емкостями для подъема воды ведром.
Работа оползня на Фонтане.
1961 г., Ланжерон. Самое начало берегоукрепитетьных работ. Пляж еще не намыт, но плавучий кран уже устанавливает бетонные блоки пирсов.
Фонтанское побережье после берегоукрепительных работ. Пологий террасированный и озелененный склон, пирсы с намытым между ними песком, волнорез параллельный берегу (виден только след легких бурунов над ним).
Во-вторых, сооружались подземные дренажные штольни, выводившие грунтовые воды в море.
На старом любительском снимке видно, что представляла собой большая часть одесского побережья до берегоукрепительных работ (14 ст. Фонтана середины 60-х)
Первоначально этот волнорез немного возвышался над уровнем моря (на Ланжероне), что бы как можно лучше защитить берег, но при этом не учли почти полное прекращение водообмена между образовавшейся закрытой акваторией и открытым морем. В результате Ланжерон превратился в грязную лужу. В дальнейшем, начиная с Отрады, волнорез стали делать на полметра ниже уровня моря, а на Ланжероне переделали. Одновременно с основными проводились работы по благоустройству пляжей и прилегающей территории: строились лестницы - спуски к морю, спасательные станции, пункты проката пляжного инвентаря, лодок и т.п.
В основном проект себя оправдал - крупные оползни прекратились, однако море постоянно "съедает" искусственные пляжи. Когда работы дошли до 16 ст. на 10-12-ой возникла потребность снова намывать песок т.к. от пляжа осталось метров 5-10. Кстати, песок возили на барже за несколько десятков километров с какой-то отмели и по широкой трубе перекачивали вместе с водой на берег.
К положительному результату можно отнести и то, что город параллельно получил тысячи кв. м благоустроенных пляжей..
К недостаткам - полное исчезновение прибрежной живности- рачков, крабов, рыбок из-за разрушения их среды обитания т. к. все "скалки" с бесчисленным количеством пещерок и углублений, служивших им укрытием, исчезли.
План деВолана
Дерибасовская уг. Преображенской, 1957
Акация на Дерибасовской (фотооткрытка конца 1940-х)
Липы вскоре после посадки( начало 60-х).
Через 40 лет.
В 60-е годы горсовет начал проект т.н. "вертикального" озеленения. Вдоль фасадов, вплотную к стенам домов, на многих улицах высаживали вьющиеся растения - в основном виноград. Нижнюю часть кустов на высоту 1, 5- 2 м защищали металлической решеткой. Со временем виноград поднимался до 2-3 этажа, а иногда и выше. Владельцы балконов подтягивали и подвязывали лозы и осенью даже снимали урожай. Главным же конечно была декоротивное назначение да и тень на балконах приятная.
"дом Пушкина", Пушкинская,13, 50-е годы.
Пушкинская - улица платанов.
Пляжный сезон в Одессе длится около 4-х месяцев: с середины мая по сентябрь. В это время температура воды у берегов бывает от 17-18 до 24-25 град. В течение лета несколько раз отмечаются резкие и быстрые похолодания воды, когда за считанные часы температура падает до 8 -10 град., что связывают с холодными течениями из глубины моря и только через несколько дней вода прогревается до летней температуры.
До отсыпки искусственных пляжей удобных мест для купания было не так много и большинство из них находилось далеко от центра. Отчасти это связано с тем, что все побережье под городом занимает порт и судоремонтный завод. На территории порта есть один естественный песчаный пляж - Австрийский, но т.к. с 30- х. гг. вход в порт для горожан закрыт (кроме работников порта по пропускам), ближайшим к городу стал пляж Ланжерон.
Летом, в выходные дни, при солнечной погоде "вся Одесса" двигалась на пляж. Замечу, что в будни пляжи тоже не пустовали - их заполняли тысячи отдыхающих, приезжавших к морю со всей страны по путевкам и "дикарями". На море собирались обстоятельно: с собой брали подстилки, зонтики, полотенца, книги, карты, шашки, шахматы, но главное - еду. Я много раз наблюдал как семья, только разостлав подстилку на песке, начинала есть и только потом все шли купаться. Все трамвайные и троллейбусные маршруты, ведущие к пляжам в это время были переполнены: это трамваи 17 и 5 в Аркадию, 18 на Фонтан, 29 в Люстдорф, 9 в Лузановку.
Лучшим пляжем считался Лузановский, протянувшийся широкой полосой мягкого золотистого песка на 2 км от Лузановки до Крыжановки. Достоинством пляжа считалось также мелкое песчаное дно, плоский берег (в отличие от почти всех других, где от моря приходится подниматься на высокий обрыв), да и вода там всегда на 1-2 градуса теплее, чем на других пляжах. Главным же его недостатком была отдаленность от города и необходимость добираться туда 2-мя или 3-мя трамваями в страшной духоте. Особенно утомляла обратная дорога в послеполуденное время и как говорили: "с такого моря возвращаешься разморенный".
Лузановский пляж в 50-е. У многих с собой небольшие,популярные тогда, чемоданчики в котроых приносили еду, подстилку, полотенце. С этими чемоданчиками ходили и в баню. Мужчины не в плавках, а в "семейных" трусах.
Кадр из к\ф "Полосатый рейс" 1961 г, Аркадия. Мостки для ополаскивания ног от песка перед обуванием.
В 50-е такие мостки были на всех пляжах.( На предыдущем снимке их тоже можно разглядеть). В Лузановку можно было добраться катером, и тогда дорога из мучения превращалась в удовольствие. Мне запомнились такие поездки с родителями (1-2 раза за сезон). Сначала мы пешком шли по Пушкинской до Бульвара ( одесситы обычно название " Приморский" опускают), доходили до Потемкинской лестницы, спускались вниз, проходили влево по Приморской улице к Морвокзалу ( старому, нового напротив Потемкинской лестницы еще не существовало), покупали билеты в кассе ( 20 коп. билет) и садились на катер. Катер отходил от причала и не спеша пересекал залив. Пассажиры рассаживались на палубе под тентом, где даже в самые жаркие дни дул прохладный морской бриз. За катером обычно увязывались чайки, ожидая подачки и некоторые пассажиры, особенно дети и я в том числе, бросали им кусочки хлеба, наблюдая, как птицы хватают их с воды.
Причал на старом морвокзале ( тогда для пригородных катеров отдельного причала выделено не было и катера швартовались между огромными теплоходами.)
Теплоход "Грузия" и самый большой катер "пляжных" линий "Капелла" (открытка 1966 г. изд. "Маяк" Одесса).
Однако чаще всего я ходил на Ланжерон, единственный пляж, куда из центра возможно дойти пешком, хотя и далековато. Сначала я шел до парка Шевченко (или подъезжал пару остановок на 23-м трамвае), затем проходил через весь парк по главной аллее до Ланжероновских ворот и, наконец, спускался к морю. Вся дорога занимала минут 35.
Пляж Ланжерон. Длинное одноэтажное строение с башенкой в центре- спасательная станция и разные службы (медпункт, прокат инвентаря и т.п.). Квадратный небольшой домик правее - кассы морского трамвая.
На пляже было весело. Крики, визги отдыхающих то и дело перекрывались голосом из громкоговорителя: "Потерялся мальчик в синей шапочке, родителям срочно подойти к радиоузлу", или: " Девушка Люда вас ожидает Андрей у двух шаров" (декоративные бетонные шары обрамлявшие лестницу, ведшую к пляжу и служившую местом встреч). Со спасательной вышки периодически раздавался голос, усиленный мегафоном: " заплывщик, вернитесь в зону купания"- это когда кто-то заплывал за буйки или: " на спасательной шлюпке, верните заплывщика"- это беспрерывно курсирующему вдоль пляжа спасателю, относительно непослушного " заплывщика".
"Два шара" на Ланжероне"
Желающие могли взять напрокат шезлонги, весельные лодки или водные велосипеды. По пляжу ходили фотографы и предлагали сфотографироваться на фоне моря, бродячие продавцы предлагали купить для детей леденцы "петушок на палочке" или лиманскую лечебную грязь. Грязь эту, черную как смола, люди намазывали на тело, ждали пока она высохнет на солнце, а затем шли смывать в море. Считалось очень полезно. Меня так несколько раз обмазывали, и я помню ощущение, как стягивает кожу высыхающая и растрескивающаяся грязь. Этот т.н. египетский метод применяли любители на пляжах, серьезное лечение грязью проводили в Грязелечебнице на Куяльницком лимане, где ее и добывали. Еще на пляже висела большая доска, представлявшая собой картину изображающую морской берег, где утром, днем и вечером мелом записывали температуру воздуха, воды и песка на соответствующем фоне. После намывки песка пляжи стали очень широкими и на них установили большое количество "топчанов" - лежаков из деревянных реек на ножках . Топчаны стояли длинными параллельными рядами вдоль пляжа, занимая иногда бОльшую его часть, но вдоль кромки воды всегда оставалась довольно широкая полоса свободного песка. За использование топчана взималась плата ( 15-20 коп. без ограничения времени). Служащая пляжа периодически обходила свои владения и обилечивала отдыхающих. Одесситы не любили платить этот "налог" и старались перехитрить сборщицу. Некоторые при приближении женщины в белом халате, норовили перелечь на топчан позади ее маршрута . Другие находили в песке старый билетик и предъявляли его, и если билет был продан сегодня ( билеты имели номера), платить не приходилось. Купившие же билет, из солидарности, нарочно оставляли его где нибудь в щели между планок для следующего клиента.
"Обилечивание" пользователей топчанов. Кадр из к/ф "Приморский бульвар", Одесская киностудия, 1988.
На всех пляжах зона купания обозначалась плавучими буйками - запаянными стальными бочонками красного цвета, заякоренными метрах в пятидесяти от берега (расстояние зависело от крутизны дна, в Лузановке, например, буйки находились значительно дальше, чем на Фонтане). Буйки располагались цепочкой вдоль пляжа и образовывали линию, за которую заплывать было категорически запрещено. После строительства волнорезов (см. "Берег"), линия подводного волнореза параллельного берегу, фактически стала границей зоны купания: буйки устанавливались сразу за ней. Спасательная служба на пляжах действовала так: На берегу, в середине пляжа, находилась вышка, чаще не отдельно стоящая, а как надстройка над павильоном, где размещались мед. пункт, прокат инвентаря, радиоузел, буфет и т. п. На вышке дежурил спасатель, наблюдавший за акваторией пляжа с использованием бинокля. Другой спасатель на гребной шлюпке, обычно красного цвета, все время находился в море и в любой момент мог оказать помощь. Как я писал выше, спасатель на вышке периодически давал указания шлюпке в мегафон. В медпункте дежурила медсестра для оказания 1-ой помощи и вызова " скорой помощи" в тяжелых случаях. Важный атрибут пляжа - раздевалки. На старых пляжах это обычно были довольно большие помещения, отдельно для мужчин и женщин, со скамьями вдоль стен, где одновременно переодевалось много людей. На новых больших пляжах вопрос решили совершенно иначе: прямо на песке установили полуоткрытые кабинки устроенные так, что голова и щиколотки находящегося там были видны, а все остальное нет. Главное удобство заключалось в том, что эти индивидуальные кабинки расставили по всему пляжу, и не было нужды далеко ходить в поисках раздевалки, кроме того, там отсутствовал неприятный запах сопутствовавший коллективным.
Ланжерон. Кабинка.(Кадр из к/ф "Иностранка", Одесская киностудия, 1965г.)
Иногда мы ездили в Аркадию 17-м трамваем. Старый узкоколейный еще бельгийский трамвай - двухосные моторный вагон и прицеп - неспеша, покачиваясь на стыкках, погромыхивая на стрелках, скрежеща на поворотах, дребезжа стеклами окон шел от Греческой площади ( пл. Мартыновского) по Греческой (К. Либкнехта), Ришельевской, Новорыбной улицам, Французскому (Пролетарскому) бульвару и останавливался у аркадийского парка. Парк расположен вдоль балки - русла пересохшей речки, в устье которой и находился небольшой песчаный пляж. Парк был отгорожен забором и вход, как и в другие парки был платным. Этот фигурный каменный забор метра два с половиной в высоту имел от половины высоты узкие вертикальные прорези-бойницы. Так вот через одну из таких бйниц, справа от ворот, продавали входные билеты ( с внутренней стороны забора в этом месте была пристроена будочка - касса). Купив билет и пройдя через ворота в парк, посетитель попадал на главную аллею, ведущую у морю. Парк был небольшой, но очень уютный. Вдоль главной аллеи были высажены даже пальмы (в одесском климате пальмы не растут - слишком холодно зимой и эти теплолюбивые растения на самом деле росли в больших кадках вкопанных в землю - на зиму их перемещали в закрытое помещение).
Вход в Аркадию. Фото начала 50-х. Открыта только правая калитка, где у входящих проверяли билеты. После отмены входной платы в середине 50-х ворота всегда оставались открытыми полностью. Позже, в начале 60-х, ворота и забор снесли.
Главная аллея парка в Аркадии (открытка 1965 г., изд. "Правда" Москва).
Фонтан в Аркадийском парке(1968).
Вход на пляж( 50-е годы).
Пляж в Аркадии до намывки песка (Открытка. Изд. 'Планета' 1967 г. )
Вид с той же точки после (1975 год). Видно, что пляж стал намного шире.
На пляжи Большого Фонтана - 10-станция и 16 станция (10 км от Куликового поля) мы ездили еще реже т.к. поездка занимала много времени (двумя трамваями: 23-м до Куликового поля и затем 18-м). Тем не менее, я помню поездки на Фонтан в летнем открытом, тогда еще узкоколейном вагоне, который продувался ветерком во время движения даже в самые душные дни. На 16-ю станцию так же ходил катер или, как говорили, морской трамвай. Вообще от морвокзала катера ходили по двум линиям: через залив в Лузановку в северном направлении и вдоль побережья в южном, с заходами: Ланжерон, Аркадию, 16 ст. Большого Фонтана и конечной - Люстдорф (позже появился причал на 10ст.Б.Ф.) С одной стороны большое количество причалов давало возможность доехать катером почти до всех пляжей, но с другой добираться до дальних причалов было очень долго. Один раз я попробовал вернуться из Люстдорфа катером (что бы избежать трамвайной духоты). Домой я попал через 3,5 часа вместо полутора, если бы воспользовался трамваями. В Люстдорфе (Черноморка)( 15 км от ж. д. вокзала) я бывал очень редко, фактически это уже не городской, а пригородный пляж, которым в основном пользовались горожане снимавшие на лето дачи у местных жителей. Моя бабушка снимала на 16 ст. (всего там 17 станций) комнату на лето в 1950 и 51гг. Она все лето жила там с моей старшей сестрой, а меня периодически привозил туда дедушка, который приезжал на выходные из города. На пляж ходили пешком, иногда подъезжали одну остановку до конечной и затем еще довольно долго шли, спускаясь к морю вдоль оврага, по дороге проходили рыбколхоз со странным названием " Червона хвиля". К сожалению, я мало, что помню о Люстдорфе тех лет. А позднее был там считанные разы...
Другое дело Фонтан. Если в 50-е - 60-е г., как отмечено выше, я бывал там редко, то, начиная с середины 70-ых жил каждое лето на даче в районе 14 станции. Центром притяжения для всей округи была 16 ст.- конечная остановка 18-го трамвая. Там находились универмаг, гастроном, молочный, хлебный и овощной магазины, кафе, кинотеатр, парикмахерская, еще несколько мелких магазинчиков и лотков. Кроме того, ежедневно работал овощной базарчик и все это было расположено близко друг к другу. Купаться мы ходили на пляж 14 ст., который до реконструкции побережья (см. " Берег") был очень узкий - галька, немного песка, дно каменистое, в воде " скалки". Собственно это был тогда "дикий" пляж. Спускаться приходилось по крутому склону с вырубленными в земле ступеньками кое-где укрепленными досточками. После реконструкции картина радикально переменилась, пляж стал очень широким, с раздевалками, спасателями, т. е. превратился в благоустроенный.
2007год
Полный вариант воспоминаний об Одессе, с дополнениями и уточнениями, размещен на моем сайте https://sites.google.com/view/odessaxxvek/home
Приложение
1. По разделу пляж
"Пальмовая аллея - подарок Одессе"
http://www.vashsad.ua/news/events/show/7653/
2007 год
Из воспоминаний об Одессе - 1(Введение. Берег. Город. Пляж.)
Из воспоминаний об Одессе - 2(Трамвай. Коммунальная квартира.)
Из воспоминаний об Одессе -3 (Школа. Строительство. Тротуары, мостовые. Бани )
Из воспоминаний об Одессе - 4 (Сады и парки.)
Из воспоминаний об Одессе - 5 (Театры, кино, клубы. Базары. Толчок.)
Из воспоминаний об Одессе - 6 (Вокзалы. Троллейбус. На улице.)
Из воспоминаний об Одессе -8 (Церкви и синагоги. Море. Рыба.)
|
|