Бужор Юрий: другие произведения.

Кассель. Город и люди

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 21/09/2021. 34k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  • Иллюстрации: 47 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    Завершающая часть трэвелога

  •    Предыдущие части:
      
       1.Геркулес и Рубенс
       2.Рубенс и Йорданс
       3.Йорданс и Кранах
       4.Кассель. Рембрандт
       5.Кассель. Тициан, Рибера и другие
      
      
      _____________________________
      
      
      Когда-то говорили: тяжелое кино. Не в смысле тяжелое для восприятия, а трагическое. Ну его, я лучше на комедию схожу.
      Сейчас будет тяжёлое кино. Причём документальное.
      В Касселе делали много танков, самолетов и локомотивов. В то же время это был чуть ли не самый фахверковый город Германии.
      В том, что эти два обстоятельства сошлись в одном месте и в одно время, и заключалось трагическое невезение.
      Военные заводы - желанная цель для авиации. К 1943 году задача выбомбить (outbomb) немецкий тыл уже было поставлена. Кроме заводов подразумевалось и мирное население. Моральные аспекты бомбёжок Лондона или Дрездена до сих пор обсуждаются. Хотя на самом деле шла тотальная война на уничтожение, какие ещё там моральные аспекты. Но дискутируется и военный аспект. Насколько вред, наносимый врагу, оправдывал неизбежные потери техники и лётного состава - элиты офицерства?
      
        []
      
      Давайте сейчас в это не углубляться. Ограничимся кое-какими фактами.
      На Кассель бомбы сыпались в изобилии. А пряничные фахверковые домики очень хорошо горят.
      Да и не домики, а прямо многоэтажные домины. На старых рисунках и фотографиях видно, как город обзаводился все новыми и новыми кварталами, фахверк распространялся вширь и вверх.
      
        []
      
        []
      
      Всем хорош фахверк. Прочный тщательно подогнанный каркас. Его легко разобрать, перевезти куда-то и собрать дом на новом месте. Заполнить пространства между балками - не проблема, материал всегда найдется. Фахверк хорошо держит тепло и при этом обеспечивает воздухообмен. Фахверк - это надолго, мощные балки не подвергаются гниению веками, а если на них перед сборкой помочится много мужчин - практически никогда. Почему обязательно мужчин? Ну, считалось, не женская работа.
      И фахверк - это красиво, очень красиво. Каждый такой дом - песня.
      Одна беда - горит хорошо. Когда выгорает каркас строения, оно рушится и превращается в груду щебня.
      В адскую ночь с 22 на 23 октября 1943 года на сравнительно небольшой Кассель упало 420 тысяч зажигательных бомб. Огненный смерч вытягивал воздух из бомбоубежищ. Прятавшиеся там умирали не от ожогов, а от удушья.
      Тысячи единиц обыкновенного фугаса, само собой.
      569 бомбардировщиков Королевских Воздушных сил. Не вернулись на свои аэродромы 25 "Ланкастеров" и 18 "Галифаксов".
      На время выведены из строя основные производственные мощности. Это удивительно, но через полгода восстановленные предприятия вновь выполняли заказы в полном объёме.
      Погибло 10 тысяч человек, включая около 3 тысяч военнопленных, работавших на заводах.
      Генерал Харрис, главный в Британии по бомбардировкам, мог быть доволен. Потери были, что делать. Но они были соизмеримы с эффективностью операции. Последняя считалась успешной.
      Вот коротко причины этого успеха.
      Первое применение радиовойны в воздухе. Немецкие пилоты получали противоречивые команды. Истребители оставались в ангарах "до особого приказа". Неправильно указывалась локация. Из Англии всё это уходило в эфир в исполнении людей, говоривших по-немецки как на родном языке. Большинство из них были немецкими евреями, спасшимися за морем от депортации и уничтожения.
      Удачное применение огненных меток - своеобразных костров, зажженных сверху. Самолеты вылетели после полудня и достигли Касселя в 20.30. Наступили сумерки, но очертания города были еще видны. Метки продолжали ярко гореть и с наступлением ночи. Цель для бомбометания была чётко обозначена.
      Отвлекающий маневр. Подобные факелы зажгли сперва в Кельне и Франкфурте. Основного удара ждали там. В Касселе воздушную тревогу объявили, когда было уже поздно.
      Сразу упали столбы с проводами телефонной связи и перебило водоснабжение. Скоординировать пожаротушение оказалось невозможно. Отдельные очаги возгорания ликвидировать потом было нечем. И незачем. Город догорал 7 дней.
      Человеческий фактор. В данном случае желание отомстить за неудачный прошлогодний налет. В Касселе удалось тогда что-то повредить, но в основном отбомбились по никому не нужным деревенькам в округе. Уничтожили 28 солдат и 15 гражданских. Даже с поправкой на военную цензуру, занижавшую потери, это ничтожно мало. Недосчитались 31 самолета из 306 и 154 человек летного состава убитыми. Харрис рвал и метал.
      Октябрьская атака готовилась с особым тщанием.
      
        []
      
      Всего за войну Кассель пережил 21 бомбежку, последнюю в марте 45-го.
      Постоянно напоминать туристам, что вот, мол, Германия пострадала, а какая прекрасная была до войны - не годится. Один раз сказал, и хватит.
      Желающих ужасаться мало. Но у нас с вами запретных тем нет, и мы хотим знать правду. Мы не радуемся этой правде, чему тут радоваться, но правда чего-нибудь да стоит.
      К счастью, музейные сокровища были заблаговременно перевезены в Вену. И еще кое-где спрятали. И, тоже к счастью, Вену не бомбили.
      Я даже вычитал в одном источнике, что накануне войны перевезли. Это что же, кто-то знал, что нападение на Польшу обернется войной с Англией и Францией, и распорядился? Для Гитлера вроде как объявление войны было неожиданностью.
      А что, очень может быть. Но я уже не стал в это закапываться специально. Учение долго, а vita brevis est.
      Что же до Касселя, то сегодня это симпатичный, местами красивый город. Убедимся ещё.
      
      ***
      
      Я из лесу вышел.
      На самом деле просто очень большой парк. Но полное впечатление, что лес. И уже не первый в Касселе. Первый был, когда я долго-долго спускался от Геркулеса к дворцу-музею. Между прочим, этот первый парк-лес вместе с Геркулесом и каскадами вошел в списочек ЮНЕСКО, не как-нибудь.
      Второй парк-лес тоже был внизу. Спустился к нему по ступеням, вместе представляющим собой памятник павшим в обеих проигранных войнах. Оглядываешься назад - очень похоже на мессопотамский зиккурат. Упоминания о погибших и ветеранах такого-то полка или такой-то дивизии. Следы красной краски - очевидно, нанесенной теми, кто против.
      
        []
      
        []
      
      Об этом сооружении молчат путеводители. Но странным образом оно чётко вписывается в специфику города, снискавшего кое-какую известность своими инсталляциями.
      Например, забитый километр (Walter de Maria). То есть буквально загнали в землю, преодолев 6 геологических слоёв, латунный километровый стержень диаметром 5 cм. Сразу вопрос: стержень цельнометаллический? Увы, нет. Технически, наверное, это тоже возможно, но стоило бы не 2 с чем-то миллиона, а во многие разы больше.
      Сперва пробурили шурф. 79 дней подряд горожане должны были слушать препротивный звук, издаваемый буром. Затем постепенно прикручивали сверху и опускали фрагмент за фрагментом. Сегодня это еле различимый кругляш на просторной площади.
      
        []
      
      В этом, собственно, фишка. Стимулируется воображение. Хотя, как по мне, какой-то внешний мониторинг, например, с помощью ультразвука, не помешал бы. Ну, есть такие люди, которые на слово не верят, и всё им покажи.
      Стержень должен напоминать об уязвимости нашей общей планеты. Другое направление мысли - благодарное человечество возвращает матери-Земле позаимствованные у нее ресурсы. Вообще никакая версия не возбраняется, каждый вправе толковать как ему вздумается.
      Из книг, когда-либо запрещенных, а также сожженных нацистами в 1933 году, был сложен Парфенон в натуральную величину(Martha Minujin). Он простоял более 100 дней. Затем 60 тысяч условных обложкек разобрали посетители выставки и местные жители.
      
        []
      
      Примерно та же тема представлена и в постоянной экспозиции музея современного искусства. Это невозможно созерцать без волнения. Своеобразный пантеон из книг, сгоревших при бомбежках Касселя во время Второй Мировой войны. Экспонаты вырезаны из камня студентами Художественной академии Афганистана в 2001 году. Материалом послужило то, что осталось после того как Талибан взорвал там буддийские изваяния. Вроде бы в спешке, тушью по стеклу, надписано, откуда какая книга (Michael Rakowitz).
      
        []
      
      Так называемые Тирониевы значки - древнейшая система стенографии. Им 2 тысячи лет. Были собраны вместе в 800 году н.э. Жир, содержащийся в пергаменте, расплавился и, когда затвердел, навеки превратил фолиант в монолит, который уже никто никогда не откроет.
      
        []
      
        []
      
      Тут же и камни - уже из других мест, не только Афганистана. Фрагмент Международного торгового центра - память об 11 сентября. Обломки английских домов, разрушенных Люфтваффе в 1940 году. Эти обломки позднее сбрасывали на немецкие города, а уж потом бомбили по-настоящему. Око за око. Тоже инсталляция своего рода.
      В Касселе раз в 5 лет проводится Documentа - весьма представительный смотр современного искусства. Е.б.ж., постараюсь не пропустить следующий - с июня по сентябрь 2022 года.
      Что-то каждый раз оставляют городу, поэтому довольно много загадочных скульптур. То валун, заброшенный неведомыми силами на дерево. То гигантская кирка. Или вот тоже стержень, точнее, труба, на этот раз вылезшая из-под земли под углом. Некий оптимист бодро шествует в сияюшую высь.
      
        []
      
        []
      
      Специально для любителей фотографироваться предусмотрен пъедестал с самым важным на свете словом "Ich". Данная слабость человеческая названа, воплощена и становится предметом осмеяния, пусть и не очень злого. Будут ли желающие подставляться, влезая и увековечиваясь?
      
        []
      
      Вспоминал зиккурат, которым спускался к лесу-парку. Он задумывался как мемориал. Но оброс новыми, тяжелыми смыслами. Не радует глаз, но на то и инсталляция, пусть и невольная, чтобы не глаз радовать, а смыслы ворошить.
      
        []
      
        []
      
      О чем бишь я? Ах, да. Парк оказался даже слишком большим. Я изрядно устал. Доплелся до открыточного пруда с лебедями и белоснежной беседкой, потом еще долго шел назад вдоль полноводной реки под названием Фульда.
      
        []
      
      Всё-таки как здорово, что в городе есть такая мощная зеленая зона. Бывало, едешь невесть куда и откуда, а там и сям залитые солнцем полянки по обочинам. Переглядываешься с водителем: вот где бы неплохо притормозить с хорошей компанией, расстелить скатерку, заставить ее холодной водочкой, салатиками. Так нет же, несёшься мимо. Работа, чёрт бы её побрал.
      А тут таких полянок как грибов, и гуляй сколько влезет.
      Наконец, измученный, вышел к автобусной остановке. Вот и автобус. Я напялил маску. Протягиваю три евро. Не надо, говорит водитель. Опоздание на 11 минут. Прощения просим. И, значит, бесплатно.
      Ух, как я обрадовался!
      По дороге еще несколько красивых мест нащёлкал.
      
       []
      
      ***
      
      В Касселе отметилось много выдающегося народа. Всех не перечислить. Попробуем выборочно.
      Если вы химик, то кто такой Роберт Бунзен вы и без меня знаете. Я вот не химик и не знал. Вообще-то им гордятся в Гейдельберге, но и здесь он читал лекции. Вместе с Кирхгофом открыл спектральный анализ. А также придумал маску, с помощью которой Бунзен и его собратья, тоже химики, спасались от ядовитых паров в ходе экспериментов. До боевого применения газов и, соответственно, противогазов профессор не дожил, оставив Германию в мировых лидерах научно-технического прогресса на излёте XIX века.
      Нерадивые солдатики в ходе учений потихоньку вынимали из фильтра клапан. Бежать с полной выкладкой и при этом дышать через противогаз по-честному казалось скучным. Потом они горько пожалеют, оказавшись в так называемом газовом домике. Туда напускали какую-то слезоточивую и раздирающую носоглотку смесь. Возможно, этилбромацетат*, впервые применённый французами для начинки гранат в 1914 году. Быстро клапан назад не вставлялся, а надо было быстро, очень быстро. Только и оставалось, что колотить в дверь изнутри и молить о пощаде.
      Зачем я это вспомнил? При чем здесь Кассель?
      Что же делать. Прошлое преследует нас везде, мы путешествуем каждый раз и по его просторам.
      А какая запись в рифму родилась для "Боевого листка" учебки! Строки и сегодня поражают глубиной проникновения и совершенством формы.
      
      Бьётся в тесной избушке курсант.
      Только клапан от газа избавит.
      На прощание вставит сержант
      Этот клапан ему. Ох, как вставит.
      
      Простите, увлекся. Итак, Германия на рубеже веков. Во главе государства - Вильгельм II. Тот самый, Гогенцоллерн. Усами вверх. Главный, как многие думают, развязыватель Первой мировой.
      Здесь наследника престола определили в обычную гимназию. Так решила маман - урожденная английская принцесса. Он ей писал в Берлин по-английски, она возвращала ему написанное с исправленными ошибками и выставленной оценкой. Это надо представить себе. Вы пишете нежное письмо любимой мамочке, а вам в ответ: садись, два.
      Врожденную криворукость и кривошею лечили с малолетства электрошоком и другими пытками. Поблажек не давали - мальчик зубрил латынь и корпел над математикой по 12 часов в день. Это не считая фехтования и выездки.
      Учится средне. В чванстве не замечен, с одноклассниками держится с достоинством. Вместо предписанного этикетом "ваше императорское высочество" разрешено обращаться к нему "принц Вильгельм". "Протоколами сионских мудрецов" будет зачитываться через много лет, а пока что дружит с одним еврейским мальчиком.
      
        []
      
      Надо признать, что социализация будущего императора в целом прошла успешно. Он был по жизни своим человеком в любой компании.
      Гимназий в Германии много. Почему Кассель?
      Видимо, в Берлине уже созрел план превратить дворец Вильгельмсхёэ, который порадовал нас собранными в его стенах шедеврами, в одну из летних монаршьих резиденций. Ландграфов - природных хозяев постройки прогнали. Пруссия аннексировала Кассель и окрестности в 1866 году.
      Казалось бы, где Берлин с Кёнигсбергом, а где Кассель.
      Но и где Дюссельдорф. И где Трир. Испытанный вопрос на засыпку в свое время: "В какой стране родился Карл Маркс?". Ответ "В Германии" неправильный. В 1818 году Маркс родился в королевстве Пруссия.
      Потом вопрос применялся реже - по мере того как всё больше людей в группе не могли вспомнить, кто такой Карл Маркс.
      Много пафосных слов было произнесено и до сих пор произносится по поводу объединения Германии в 1871 году. Франция повержена. Могучая пружина, которую сильные соседи сжимали веками, распрямилась с невиданной силой. Есть одно "но", однако. Объединять к тому времени особенно было нечего. Почти всё было уже объединено. Точнее, аннексировано Пруссией.
      Это не так красиво, как скачок в один момент от феодальной раздробленности к унитарной империи, но истина дороже.
      
        []
      
      Упомянутый план кайзер претворит в жизнь сразу после коронации. Каждое лето, и в годы войны тоже, он будет проводить в Касселе. Будучи же гимназистом, жил в гостинице Курфюрстенхоф, когда-то построенной для высоких гостей, но ко времени переезда крон-принца на учебу совершенно не ухоженной. Обстановка была спартанской.
      Эта постройка не сохранилась.
     
      *** 
      
      Еще один обитатель дворца - экс-император Наполеон III. Содержался временно, в качестве почетного пленника.
      Так всё замечательно складывалась, прямо прекрасная эпоха, дядя был бы доволен - и надо же, катастрофа под Седаном 1 сентября 1870 г. Дабы 100 тысяч окруженных французов не превратились в пушечное мясо, подписывается передача Эльзаса и Лотарингии победителям.
      
        []
      
      Старейшая в Европе монархия приказывает долго жить - на этот раз окончательно.
      Политический труп будет переправлен к бабушке Вильгельма II - королеве Виктории. Через пару лет в возрасте 64 года неудачник умрёт в Англии и в обычном смысле.
      Другой его дядя, не такой знаменитый, как Наполеон I, но тоже весьма известный, задержался в Касселе подольше.
      
        []
      
      Это Жером Бонапарт. Брат посадит его на трон придуманного в Париже марионеточного королевства Вестфалия. Столицей объявили Кассель. Главная резиденция короля - все тот же дворец, только при нем он назывался не Вильгельмсхёэ, а Наполеонсхёэ.
      Был призван под знамена в 1812 году. Генерал Ярёма, как его называли в русской армии, действовал неудачно. В самом начале кампании казаки Платова изрядно потрепали несколько французских полков в бою у местечка со странным для военно-исторической хроники названием - Мир. Получил нагоняй, был отстранен, обиделся и отправился назад в Кассель.
      В октябре 1813 года сдал Кассель генералу Чернышёву, после чего удрал в Париж.
      Дожил до полной реабилитации Наполеона и императорства Наполеона III. С почестями похоронен в церкви Дома инвалидов.
      Время от времени призрак великого корсиканца выбирается из роскошного саркофага и выговаривает младшему брату за допущенные просчёты. И ещё за то, что тот всерьёз возомнил себя королём. Но потом вспоминает, что Жером не предал его, как другие. Был рядом при Ватерлоо. За это можно простить многое. Наполеон прощает и, поворчав, возвращается в саркофаг.
      Однако же Вестфалия при Жероме стала первым немецким государством, получившим конституцию. Дух мятежной Франции, вот именно. До соответствующих реформ в остальном немецкоязычном мире надо будет подождать еще лет сорок.
      В Касселе помнят, что интервентов прогнал русский генерал Чернышёв. Особый интерес местных вызывали киргизские военнослужащие. Это сюжет одной из картин в городском музее. Вот, значит, какие они - эти русские.
      
        []
      
        []
      
      Запечатлено также, как горожане впрягаются в карету любимого ландграфа, возвращённого из ссылки благодаря Чернышёву.
      Им и дела нет, что этот Чернышёв был героем Измаила, резидентом российской разведки в Париже и любимцем Александра I. Первая жена оказалась дамой ветреной, и их развели. Вторая умерла в родах. Все три писаные красавицы. Лично арестовал Пестеля и с похвальным рвением допрашивал декабристов. Возведен в графское и затем княжеское достоинство. Умер в высокой должности председателя Государственного совета.
      
        []
      
      Еще один ландграф - Фридрих I. Этот сделал карьеру почище - стал шведским королем.
      Был приглашен в качестве военного специалиста и дослужился в Швеции до генералиссимуса. Сделал предложение наследнице трона - сестре бездетного Карла XII Ульрике Элеоноре. Долго дожидался согласия и дождался. Она воссела на престол после гибели брата. Фридрих был назначен главнокомандующим.
      Жена влюбилась в мужа, говорят, так бывает. Настаивала, чтобы он стал соправителем, парламент возражал. Тогда королева сама себя отправила в отставку - при условии, что благоверный воссядет на трон. Парламент не стал противиться, и Фридрих воссел.
      Его не празднуют ни в Касселе, ни в Швеции.
      Оставаясь формально каким-никаким, а все-таки монархом у себя на родине, мало заботился о своих немецких подданных. В основном тянул из Гессена средства на содержание двора в Стокгольме.
      
        []
      
      Шведы не любят его за то, что в 1721 году он подписал мир в Уусикаупунки. Красивое название, да? Это финский топоним, но можно и по-шведски - Нюстадт. Или на немецкий манер и как это принято в русской историографии - Ништадт. Россия получила по итогам Северной войны всю Прибалтику и хороший кусок Карелии, не говоря об устье Невы.
      При этом забывают, что профукал шведское великодержавие все-таки их такой замечательный Карл XII. Да и справедливо ли упрекать Фридриха в том, что ему противостоял не кто-нибудь, а Петр? Забывают и о двух миллионах ефимков (талеров), которые победитель выплатил Швеции в качестве отступных. Обычно по итогам войн бывает примерно наоборот. В серебряном эквиваленте это 56 тонн - половина годового бюджета России или весь годовой бюджет Швеции.
      Еще шведы не прощают Фридриху беспутной личной жизни. Подумать только, содержал любовницу. И даже, кажется, не одну.
      Наш беглый исторический экскурс завершается. Как вы заметили, мы перемещались в порядке, обратном хронологическому. Автору показалось, что так будет веселее. Однако из XIX века у нас выпали два имени. Не две фамилии, фамилия одна как раз, и её помнит каждый.
      
      ***
      
      Братья учились в той же кассельской гимназии, куда через много лет определят будущего кайзера. Старший какое-то время был придворным библиотекарем Жерома Бонапарта и, значит, являлся на службу в неоднократно упомянутый здесь дворец.
      Якоб Гримм окончательно доказал родство немецкого и множества других языка санскриту. "Дас" на современном хинди имеет тот же источник, что и русское "десять". Немецкое Herz и английское heart не просто похожи на латинское сor; "h" в начале возникло не с бухты-барахты. Тут некая закономерность, именуемая великое передвижение согласных. Научная этимология отличается от кухонной, в частности, тем, что предполагает знание этой закономерности.
      По справедливости надо бы упомянуть и датчанина Раска. Гримм-Раск. Это как Бойль-Мариотт или Джоуль-Ленц.
      Братья взялись за составление словаря живаго великонемецкаго языка. Саломон Хирцель из Лейпцига издал первый том. Якоб пережил Вильгельма, младшего, и в 1863 году умер за письменным столом. Перед ним были листки с примерами на слово Frucht - "плод".
      Они знали, что не успеют, но, подобно строителям огромного собора, верили, что когда нибудь он будет завершен. Работу продолжили несколько поколений ученых. Последний том увидит свет в январе 1961 года - за полгода до возведения Стены позора, как её называли в Западном Берлине. Или антифашистского оборонительного вала - в политической терминологии ГДР.
      Лексикон завершает слово Zypressenzweig - "кипарисовая ветвь". Ещё одно странное сближение.
      Всю жизнь боролись с бедностью. Мечтали о единой Германии, но патриотизм с сервильностью не путали. Главное - были одержимы познанием. Олицетворение научной добросовестности.
      И сказки. Сказки!
      Только что перечитал "Умную Эльзу" и, поверите ли, смеялся в голос. Я слышал об одноимённом синдроме - навязчивой тревожности, и тут смешного мало вообще-то. Но уж больно живописна эта вереница недоумков в пивном подвале. Перечитайте и вы, не пожалеете!
      Правда, в конце там окончательно спятившая молодуха бродит по округе, звенит бубенчиками, и никто ей не открывает. Сегодня это может показаться неуместным в детской сказке. Иной ребятёнок, отсмеявшись, станет переживать. Надо будет его успокаивать, что, мол, сказка же, понарошку - а это и вовсе последнее дело. Ну, присочините. Пусть пейзане поворчат, но в куске хлеба и ночлеге хоть в хлеву не надо отказывать.
      Вообще-то от обязанности присочинять родители давно избавлены. Сказки давным-давно адаптированы на все лады. Кроме того, они превратились в бесконечные компьютерные игры, пазлы, мультики и полный метр для любого возраста.
      Много ли наберется в нашей цивилизации текстов, которые отозвались подобным миллионократным эхом? Библия. Гомер. Шекспир. Тут я немного застопорился. Можно продолжить, но и так понятно - не много, совсем не много.
      Кроме традиционно-скучного, отмеченного голубями памятника, в Касселе есть музей.
      Это странное здание. Не то чтобы я ожидал подчеркнутой "волшебности" или "лексикографичности", но какое-то оно совсем брутальное.
      Потом понял: так надо.
      
        []
      
        []
      
      Титанический труд, дерзость замысла - чтобы постичь это, меньше всего нужна традиционная экспозиция. Пояснения, дагерротипы и факсимильные копии рукописей тоже есть, но они не бросаются в глаза. Многое можно найти не выходя из дому и за бесплатно. Инсталляцию, подобную той, что на фото, наверное, тоже можно там найти, вот и вы её видите, но в музее она воспринимается как очень современный арт. В то же время одним махом иллюстрируется кропотливость Гриммов. Каждый листок - пример словоупотребления Zettel. Zettel и означает "листок". Остроумно и доходчиво.
      
        []
      
      Но настоящий кайф - в "сказочном" разделе.
      Лазерный луч рисует у вас под ногами лягушку. Хотя это не лягушка, а лягух. Оборотившийся снова принцем, когда раздосадованная принцесса хряпнет им обземь. Лягух вприпрыжку преследует вас: "Куда же ты? Я не могу так быстро! Ты обещала заботиться обо мне!".
      Свет в окне. Теперь ты маленькая девочка, отнесенная в лес на съедение. Надо добрести до окна. Оно далеко.
      
        []
      
        []
      
      Мельница, из которой на выходе можно получить все блага мира. А можно и не блага. Волшебный горшочек? Нет, перед нами вместилище чего-то другого. Наружу выбираются таинственные зловредные уродцы, которым плохо, когда нам хорошо. Или это из нас самих лезут страхи и химеры?
      
        []
      
      Ну, и кинозал. Полиэкран. Переключать не надо. Хочешь, смотри бесхитростный мультик. Хочешь, чернушечный сюр.
      В текстах всё есть.
      Меня ласково взяли за шкирку и перетащили в детство.
      Понимали ли братья, что они создают?
      Не уверен. Вряд ли.
      
      ***
      
      Заканчивается мой кассельский блокнот.
      Чуть не упустил в списке приоритетов. В 1949 году Бундестаг решал, какому городу быть столицей ФРГ. В конкурсе участвововали Бонн, Штутгарт, Франкфурт-на-Майне и Кассель. Абсолютным победителем вышел Бонн - 176 голосов из 200. Бонн - почти пригород Кёльна. Бывший бургомистр Кёльна Адэнауэр протежировал своим. Обидно, но давно проехали, ладно.
      Возле Музея города - вариация на тему местного Геркулеса. Только местный стоит на пирамиде, а этот куда-то переносит ее. Подвиги полубога отлиты подробно и выразительно.
      
        []
      
        []
      
      Оказывается, это Иван Теймер, имя известное.
      Теперь и мне известное.
      Я уже не смогу угнаться за новыми для меня именами, но, кажется, по итогам постоянного разглядывания современной пластики какой-то нюх всё же выработался.
      Музеем явно занимались люди в этом деле сведущие. Дают прочувствовать эпоху, погружают в нее.
      
        []
      
      "Хрустальная ночь" опустилась над Касселам не 9 ноября 1938-го, как везде в Германии, а на 2 дня раньше. Чтобы более результативно возбудить народный гнев, эсэсовцы и штурмовики СА слились с толпой; они были в штатском.
      
        []
      
      Cлева и справа от помпезного здания ратуши фонтаны. Один - в память о местном промышленнике и меценате XIX века. Поставлен на деньги безутешной вдовы. Мать двоих детей держит не то урну с прахом, не то кухонную емкость. Другой - некая инсталляция на самом деле. Когда-то был нормальный городской фонтан, готической формы, без особых претензий - в честь всеми уважаемого местного зодчего. При нацистах вспомнили, что этот давно к тому времени умерший гражданин Касселя еврей, и не простили ему этого. Фонтан снесли.
      
        []
      
      В 1987 году фонтан - не точную копию прежнего, а условно-похожий - разместили на прежнем месте, но буквально головой вниз. Чтобы лучше помнили. Фото из Вики.
      Могли, наверное, создать заново, благо рисунки и чертежи сохранились, и водрузить на прежнем месте и в прежнем облике, но, видимо, такое решение организаторам Documentа показалось чересчур экстравагантным.
      
        []
      
      Мемориал, посвященный всем жертвам национал-социализма. Автора немного особняком стоящей небольшой скульптуры узнаёшь сразу - Вадим Сидур, кто же ещё.
      
        []
      
        []
      
      Музей погребальной культуры (Sepulkralkulturmuseum) чуть ли не единственный в мире такой, но показался скучным. Ну, гробы - правда, некоторые весьма оригинальной формы. Есть и повапленные(раскрашенные). Ну, похоронные кареты. Экспозиции явно не хватает какого-то в хорошем смысле концептуализма. Единственное напоминание о современных веяниях - фото Тимма Ульрихса, пролежавшего в очень тесном саркофаге собственной конструкции 10 часов.
      
        []
      
        []
      
      Там и тогда я узнал, что на окраине Касселя имеется некрополь, составленный из авангардных надгробий. Под ними никто не покоится, во всяком случае пока. Это произведения искусства, их воплощали, каждый в честь себя, ныне здравствующие мастера культуры, в том числе Тимм Ульрихс, основатель тотального искусства и банализма. Что бы это ни значило.
      Эх, не успевал.
      Documentа - в следующем году, c июня по сентябрь. Представляю, как накрутят цены в отелях. Но ничего не попишешь.
      И этот некрополь заодно - обязательно.
      
        []
      
       _____________________________________-
      
       *Нет, мне напомнили, что в советской армии в качестве учебно-боевого газа применялся хлорпикрин.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 21/09/2021. 34k. Статистика.
  • Очерк: Германия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка