Штерн Лев Иосифович: другие произведения.

Из воспоминаний об Одессе - 2

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 16, последний от 20/10/2016.
  • © Copyright Штерн Лев Иосифович (levshtern@gmail.com)
  • Обновлено: 23/10/2016. 44k. Статистика.
  • Очерк: Украина
  • Иллюстрации: 21 штук.
  • Скачать FB2
  • Оценка: 7.31*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Трамвай. Коммунальная квартира. (18 иллюстраций)

  • Из воспоминаний об Одессе -1(Введение. Берег. Город. Пляж.)

    Из воспоминаний об Одессе - 2(Трамвай. Коммунальная квартира.)

    Из воспоминаний об Одессе -3 (Школа. Строительство. Тротуары, мостовые. Бани )

    Из воспоминаний об Одессе - 4 (Сады и парки.)

    Из воспоминаний об Одессе - 5 (Театры, кино, клубы. Базары. Толчок.)

    Из воспоминаний об Одессе - 6 (Вокзалы. Троллейбус. На улице.)

    Из воспоминаний об Одессе -7(Ателье мод, прачечные, химчистка, аптеки, кладбища, дачи, почта, дворы.)

    Из воспоминаний об Одессе -8 (Церкви и синагоги. Море. Рыба.)

    Из воспоминаний об Одессе - 9 (Греческая площадь. Детские игры. Университетский город. Благосостояние).

    ТРАМВАЙ

    Электрический трамвай в Одессе начали строить в 1909 г., и к 1914 г. действовало около 30-ти маршрутов. Трамвай был не только удобным и доступным видом городского транспорта, но и источником гордости одесситов. В то время только столицы и крупные города имели общественный транспорт.

    Есть старый анекдот отражающий отношение горожан к трамваю. Едут два одессита в трамвае, один говорит - ты знаешь, был я недавно в Бердичеве, еду себе в трамвае и вдруг в вагон заходит Карл Маркс, ты себе представляешь!- второй отвечает - что ты говоришь! В Бердичеве пустили трамвай?!

    Трамвай моего детства. Пульман идет по 23-му маршруту по Греческой ул []
    Трамвай моего детства. Пульман идет по 23-му маршруту по Греческой ул.

    <

    Первоначально трамвайная колея имела ширину 1000 мм ( узкоколейка). Трамвайные вагоны были двусторонними, т.е. имели органы управления на обеих площадках. Трамвайные линии на конечных станциях не имели кольца - вагон доходил до конца (в конце обе колеи сходились в одну), ватман (так называли вагоновожатого) переходил на противоположную площадку и переводил вагон на другую колею. Естественно, что в таких вагонах двери были по обе стороны, как в современных железнодорожных. Сложнее осуществлялся переход на обратную колею вагона с прицепом. На конечной прицепной вагон отцепляли, и моторный вагон совершал маневр, используя дополнительную ветку, зацеплял прицеп с другой стороны.
    Такая схема движения сохранялась до 30-х годов. Я точно не знаю когда завершился переход на разворот вагонов по кольцу и соответствующая модернизация вагонов (управление с одной площадки и наличие дверей с одной стороны), но на моей памяти уже все линии имели кольцо, за исключением 19-го маршрута.

    Маршрут 19 , 16-ст Б. Фонтана - Дача Ковалевского, не только не имел на конечной разворотного кольца, но был еще однопутным, с разъездом возле остановки 'Санаторий якорь', приблизительно на середине маршрута. Вагон, доходивший первым до разъезда, ожидал встречного вагона и только после его прохождения продолжал движение.

    Однопутные участки долго сохранялись на маршруте 29 между 11-ой и 14-ой станциями Люстдорфа. Участки эти были довольно длинными и ватманы встречных вагонов не видели друг друга, особенно в темное время суток. Поэтому когда вагон входил на однопутный участок пути, в противоположном его конце загорался красный фонарь, запрещая въезд встречного.

    В каждом вагоне до 60-х годов работал кондуктор, в обязанности которого входило: продавать билеты, следить, что бы никто не ехал "зайцем", наблюдать за посадкой пассажиров. Место кондуктора находилось возле задней площадки, причем расположено так, что он (правда, в мое время это, как правило, были женщины) сидел лицом к проходу. Пассажиры входили через заднюю дверь, проходили через площадку в вагон, по дороге приобретая билет у кондуктора. Когда посадка заканчивалась, последний пассажир закрывал дверь и кондуктор подавал сигнал ватману. Происходило это так: кондуктор прицепного вагона дергал за скобу висевшую у него над головой. Эта скоба была прикреплена к шнуру, который шел под потолком через весь вагон и через отверстие выходил в межвагонное пространство, входил в моторный вагон и крепился к молоточку, ударявшему по металлической чашечке: раздавался звонок. Это был сигнал для кондуктора моторного вагона и, если у него тоже было все в порядке, аналогичным способом извещал ватмана. Только тогда трамвай трогался. Такие меры предосторожности в вагонах с открытыми подножками и дверьми, закрывавшимися вручную были необходимы. Со временем появились вагоны, в которых все двери закрывал ватман прямо из кабины, и необходимость в сигнализации отпала.

    Билет []Трамвайный билет до 1961г, который продавал кондуктор ( билет киевский, но в Одессе использовали точно такие).

    Билеты печатались на длинной бумажной ленте и сворачивались в рулон. Кондуктор прикреплял рулон к сумке-кассе, которая висела у него на плече и отрывал нужное количество билетов раскручивая рулон. Билеты имели номера (шестизначные), причем это имело не формальное, а практическое значение: кондуктор на каждой конечной остановке записывал в специальную ведомость номер первого неоторванного билета и контролер, зная этот номер ( а с ознакомления с ведомостью он и начинал работу в вагоне), мог проверить куплен ли предъявляемый пассажиром билет при данной поездке, а не завалялся у него в кармане от предыдущей. Кроме того согласно этой ведомости кондуктор сдавал выручку за смену.

    Интересно, что старые бельгийские вагоны, которые многократно модернизировали, имели промежуточный вариант устройства двери: все двери были обычные - ручные и только задняя дверь моторного вагона имела пневмопривод и закрывалась и открывалась кондуктором (а не ватманом!) при помощи рукоятки установленной возле его сидения. В то время этот тип вагонов оставался последним с открытыми подножками, наружными поручнями и вручную открывавшимися дверями. Модернизация именно этой двери связана с тем, что были случаи, когда пассажир "висевший" на подножке попадал под колеса прицепного вагона

    23ий ном. на  Куликовом поле []Бельгийский трамвай с модернизированной задней дверью моторного вагона на Куликовом поле (23 маршрут.)

    Разветвленная трамвайная сеть нуждается в большом количестве стрелок. До 60-х гг. все стрелки переводились вручную. На оживленных трамвайных перекрестках работали стрелочники, в других местах стрелки переводил ватман специальным ломиком для чего выходил из вагона. В 50-е годы перекресток Ришельевской и Греческой был важным трамвайным узлом (я жил неподалеку и часто там проходил). Помню будку стрелочника, который летом сидел на стуле возле будки. Когда со стороны Греческой площади подходил трамвай, он передвигал рычаг и переводил стрелку на нужное направление: для 23 ном. - прямо, для 17го - направо, на Ришельевскую.

    Устройство ручной стрелки такое: от рычага, установленного возле будки стрелочника на краю тротуара, по мостовой к рельсам шла канавка, в которой находился стержень-тяга, соединяющий рычаг со стрелкой. Таким образом, стрелочник работал не вставая со стула. Аналогичная стрелка находилась и напротив, у к-театра " Украина" (тогда - "им. 20-ти летия РККА") для 1 ном.- прямо, для 17-го - налево.

    Большинство старых бельгийских вагонов имели две оси (в отличие от 4-х осных с 2-мя колесными тележками, поворачивающимися вокруг вертикальной оси, при прохождении вагоном поворота) поэтому на поворотах раздавался характерный скрежет - как говорили, не знаю почему, трамвай "лыбился" т.е. улыбался. Была даже поговорка: "что ты лыбишся, как трамвай на повороте" - имелась в виду глупая, неуместная улыбка. Летом, при открытых окнах, я часто слышал этот звук, доносившийся с вышеописанного перекрестка.

    На конечных трамвайных остановках были, а на некоторых сохранились до сих пор, небольшие симпатичные одноэтажные домики - трамвайные станции. В них находился диспетчер, слесарь- электрик, было там и помещение со скамьями для ожидающих вагон пассажиров. Хорошо помню две такие станции на Греческой площади по обе стороны " круглого" дома. На проходных остановках в центре города стояли скамьи под бетонным навесом (не сохранились), а на загородных линиях были построены станции в виде домика без передней стенки со скамьями вдоль стен (кажется, несколько уцелело по Фонтанскому и Люстдорфскому направлениям).

     загородная трамвайная станция  [] 14-ст.Б. Фонтана

    В годы расцвета трамвая - до замены многих маршрутов на троллейбус - в городе было много перекрестков, где трамвайные линии пересекались. Трамвайные остановки всегда находились перед перекрестком и иногда случались ситуации, когда ко всем 4-м остановкам одного перекрестка одновременно подходили вагоны. В то время светофоров практически не было и для ватманов этих 4-х вагонов вставала проблема - как разъехаться, кто первый тронется с места. Говорят, что на этот случай действовало такое правило: первым проезжал вагон с наибольшим бортовым номером, затем с наибольшим из оставшихся 3-х и т. д.

    С конца 50-х гг. в центре города трамвайные линии стали заменять троллейбусными. Считалось, что это более прогрессивный вид т-та. Действительно, по сравнению с трамваем тех лет - дребезжащие, раскачивающиеся вагоны, гудящий двигатель, скрежет на поворотах, малая скорость, недостаточная пассажировместимость - троллейбус выглядел более привлекательно.

    Постепенно исчезли рельсы с Ришельевской, Греческой, Канатной, Садовой, т.е. перестали существовать центральные маршруты 1, 23 , 17.(позднее номера 1 и 17 присвоили другим маршрутам).

    Трамвай на Ришельевской []Узкоколейный трамвай на Ришельевской у к\т "Украина"

    Ришельевская уг. Жуковского []Ришельевская уг.Жуковского

    Улицы, по которым должен был пойти троллейбус асфальтировали, причем гранитная брусчатка во многих случаях оставалась под асфальтом.

    С появлением современных трамвайных вагонов лишенных большинства недостатков старых - чешская "татра" - на первый план вышли преимущества трамвая: большая пропускная способность линии за счет вместительных вагонов, возросшей скорости, преимущественного проезда, бесшумность хода. Поэтому в 70-е гг., наряду с прокладкой троллейбусных линий, возобновились работы по реконструкции и строительству трамвайных. Был продлен м-т 10 до новых жилых р-нов на юго-западе, м-т 9 до пос. Котовского (под номерами 7, 8 и1), полностью реконструирован м-т 30 (1976г). Это была последняя узкоколейная линия - к тому времени уже все линии были перешиты на стандартную колею- 1524мм.

    С конца 50-х годов на некоторых вагонах трамвая, троллейбуса и автобуса стали появляться надписи: " Вагон работает без кондуктора". Постепенно весь транспорт перешел на такую систему - надписи исчезли и вместе с ними профессия - кондуктор, с которой была связана целая эпоха. Бытовало большое количество трамвайных анекдотов, историй, шуток и даже частушек главным героем которых был кондуктор.

    Без кондуктора []

    Билеты без кондуктора [] Кадры из к/ф "Первый троллейбус", Одесская киностудия, 1963 г.)

    Оплата за проезд в вагонах без кондуктора вначале производилась так: в вагоне устанавливали ящик с прорезью сверху, куда пассажиры опускали монеты и отрывали от рулона висевшего сбоку, такого же который раньше был у кондуктора, нужное количество билетов. Эта система, рассчитанная исключительно на сознательность пассажиров, себя не оправдала - многие отрывали билеты, не бросая денег вовсе или опускали меньше, чем требовалось (трамвай- 30 коп. до 1961г., 3 коп.- после).

    .

    Тогда, вместо простых касс- копилок, установили механические: пассажир опускал в щель 3 коп, нажимал на рычаг и получал возможность оторвать 1 билет. Такой способ оплаты исключал жульничество, однако был очень неудобен т. к. касса принимала только монеты 1, 2, и 3 коп., не давала сдачу и не было возможности заплатить сразу за несколько билетов (при групповой поездке). И, наконец, в вагонах установили компостеры, вместо отрывных билетиков ввели талоны (раза в 3 больше старого билета), которые можно было заранее приобрести в кассах на конечных и крупных проходных остановках, а так же у водителя и закомпостировать (пробить) при входе в вагон. Компостеры в каждом вагоне имели свою конфигурацию пробиваемых дырочек . Контролер, входя в вагон, делал пробный оттиск компостера , а затем проверял талоны у пассажиров.

    Талон [] Талон []

    Образцы трамвайных талонов - цена и вид не менялся с 1961г. до начала 90-х. На талоне виден след компостера.

    КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА

    Заметки о коммунальной квартире предваряю кратким Словариком терминов.

    Квартира - комната/ы в коммунальной квартире, занимаемая,/ые одной семьей или родственными семьями. То же, что лицевой счет 2(см. ниже).

    Самостоятельная квартира - отдельная квартира с удобствами на одну семью (несбыточная мечта каждого одессита).

    Удобства (в узк. смысле) - туалет.

    Удобства (в широк. смысле) - все, что есть в квартире помимо самих/ой комнат/ы( кухня, водопровод, туалет, ванная комната, центр. отопление, газ, горячая вода, телефон)

    Квартира со всеми удобствами - квартира, имеющая некоторый набор удобств из вышеперечисленных (понятие менялось со временем).

    Коммуна, коммуналка - коммунальная квартира.

    Малокоммунальная квартира - коммуналка на 2-3 квартиросъемщика (лицевых счета).

    Квартиросъемщик - жилец (глава семьи) на которого оформлен ордер на занимаемую семьей жилплощадь и открыт лицевой счет.

    Лицевой счет - 1) в узком смысле: счет, на который поступает квартплата, вносимая квартиросъемщиком. - 2) в широком - юридически обособленная жилплощадь, на которой прописана семья квартиросъемщика и начисляются платежи (квартплата, плата за воду, газ, отопление и др.).

    Душа - жилец (исп. например, в выражении: "коммуна на 4 квартиры, 20 душ"). Ордер - документ, дающий право на вселение квартиросъемщика с семьей на определенную жилплощадь.

    Подсобные помещения - все помещения коммуналки, кроме комнат (кухня, коридор, кладовки, туалет и т.п.).

    Прописка - обязательная регистрация гражданина в отделении милиции по месту жительства, с отметкой в паспорте полного адреса ( город, улица, ном. дома и квартиры), где имярек имеет право (и обязан) проживать постоянно (постоянная прописка) или временно (временная прописка).

    Светлая комната - комната с окнами на улицу, двор, т.е. имеющая естественное освещение.

    Темная комната - комната без окон (не имеющая естественного освещения).

    Полутемная комната - комната с окном выходящим: а) в другое помещение, б) в очень узкий двор, на торцевую стену другого дома и т. п. и получающая, поэтому мало дневного света.

    Второй свет (не путать с "тем светом") - освещение получаемое полутемной комнатой (случай "а") Использовалось в выражении: "комната со вторым светом".

    Смежные комнаты - 2 комнаты, одна из которых проходная.

    Проходная комната - комната, через которую проходят жильцы других/ой комнат/ы, чтобы попасть в коридор.

    Сугубо смежные комнаты - смежные комнаты расположенные так, что технически невозможно устроить отдельный выход в коридор из обеих.

    Самостоятельная комната - комната имеющая выход в коридор и в то же время не проходная.

    Подвал - квартира расположенная в подвальном помещении с темными (без окон) или полутемными комнатами, окна находятся ниже уровня земли и выходят в "приямок" (выкопанная вдоль дома щель, иногда закрытая решеткой или огороженная перилами).

    Полуподвал - полы комнат ниже уровня земли, верхняя часть окон над землей.

    1-ый этаж - полы комнат на уровне земли.

    Бельэтаж - полы комнат на 3-4 ступеньки выше уровня земли.

    Высокий бельэтаж - полы комнат на 5-6 ступенек выше уровня земли.

    Обмен - обмен всей, включенной в лицевой счет жилплощади, между 2-мя квартиросъемщиками по их взаимному согласию и по разрешению рай/горисполкома.

    Тройной обмен - обмен между 3-мя квартиросъемщиками, когда семья А переезжает в квартиру семьи Б, семья Б в квартиру В, а семья В в квартиру А.

    Размен - одна, как правило, большая квартира, обменивается на 2-3 поменьше (при разводе супругов, отделении молодой семьи и т.п.).

    Обмен на съезд - процедура противоположная Размену.

    Равноценный обмен - обмен квартир с приблизительно равной жилплощадью и одинаковым набором удобств.

    Обмен с доплатой - обмен квартир с существенной разницей в площади, удобствах, состоянии, местоположении (центр, окраина) и пр. Такой обмен официально был запрещен и происходил со всякими уловками.

    Бюро обмена - организация (при рай/горисполкоме) занимающаяся оформлением обменов.

    Маклер - человек подбиравший варианты обмена за плату (работал нелегально).

    ( Буду благодарен всем, кто сообщит мне забытые "коммунальные" термины. Л.Ш.)

    Подвал с приямком []подвал с приямком на Градоначальницкой, видна характерная побелка для увеличения освещенности помещений

    Подвал с приямком [] подвал с приямком на Пушкинской, видна защитная решетка.

    Полуподвал с приямком []полуподвал с приямком на каждое окно Первый этаж []

    1-ый этаж - полы комнат на уровне земли

    Высокий бельэтаж []Высокий бельэтаж - полы комнат на 5-6 ступенек выше уровня земли

    ===================================================================================

    Коммунальные квартиры, в частности одесские, многократно описаны в разного рода литературе, но я попытаюсь рассказать о них со своей точки зрения, основанной на личном опыте большей части жизни.

    Появление в Одессе в 20-е годы коммунальных квартир было связано с острой нехваткой жилья. До войны(1-ой мировой) положение с жильем было таким: в центральной части города богатые люди арендовали в доходных домах (домах построенных для сдачи в наем) большие 5-8 комнатные квартиры с удобствами (тогда это водопровод, туалет, ванная комната с водогрейным котлом на дровах, печное отопление). Очень богатые жили в собственных домах. В то же время большинство населения ютилось в крошечных квартирках без всяких удобств( кран и туалет во дворе), зачастую семья из нескольких человек занимала одну маленькую комнату.

    После революции новые власти начали решать квартирный вопрос, раздавая по 1-2 комнаты в бывших больших "буржуйских" квартирах (частная собственность на дома, квартиры, как и на все остальное, была ликвидирована), либо подселяя ("уплотнение") к бывшему владельцу несколько семей. Тогда многие люди быстро улучшили свое положение. Проблема, однако, заключалась в том, что возникшие коммуналки оказались не временным явлением, призванным срочно решить жилищный вопрос, а постоянным, на многие десятилетия, укладом жизни.

    В центре во многих жилых домах первые этажи и бельэтажи служили торговыми помещениями, вход в которые был непосредственно с улицы. Новая власть учитывая, что торговать стало нечем, а жилья не хватало, раздавало бывшие магазины под квартиры, при этом жильцы заделывали (наглухо запирали) двери на улицу, ведущую прямо в комнату и пользовались черным ходом через двор. Так на фасадах появились никуда не ведущие ступеньки и лесенки.

    Вход в никуда []

    Жилищное строительство между мировыми войнами в городе практически не велось. Были построены единичные жилые дома, поэтому самостоятельная квартира для большинства горожан оставалась несбыточной мечтой и 1-2 комнаты в коммуналке с минимальными удобствами (кран и особенно туалет) считалось верхом блаженства т.к. многие продолжали жить в подвалах, полуподвалах без всяких удобств

    После 2-ой мировой войны и до начала 60-х положение только ухудшалось: население росло, новое жилье почти не строилось, старые дома ветшали т. к. кап. ремонты зданий практически не велись. В это время в центре было построено небольшое количество домов на месте разрушенных во время войны (например, дом на Ришельевской уг. Греческой, Польской уг. Полицейской, Дерибасовской уг. Екатерининской).

    В этих домах были самостоятельные просторные квартиры со всеми удобствами. В то же время на окраинах построили несколько поселков для работников предприятий. Эти поселки застраивались 1 этажными домиками на 1-2 квартиры и 2-х этажными на 8 квартир: квартиры были с удобствами, самостоятельные только очень маленькими (2 комнатки по 8-10 кв. м и кухонька), да и поселков таких было не много. Понятно, что эти меры никак не повлияли на "квартирный вопрос" и коммуналка продолжала оставаться жильем большинства.

    С конца 50-х началось массовое жилищное строительство. За пределами старого центра, на свободных площадях, строили типовые 5-ти этажные дома с отдельными квартирами со всеми удобствами, которые включали уже центр. отопление (районные котельные). Первым построили Юго-Западный массив (Черемушки). Впоследствии эти дома стали называть "хрущобы", имея в виду, что они построены при Хрущеве и были невысокого качества. При этом теперь забыли, что в то время получить квартиру в таком доме означало кардинальное улучшение качества жизни.

    "Классическая" коммуналка начиналась от общего входа. Возле входной двери, ключи от которой имели все жильцы, была кнопка звонка и список квартиросъемщиков с указанием кому сколько раз звонить (если не было звонка - стучать). В " продвинутых" коммуналках каждый имел свой звонок и тогда ориентировались по его тону, что не всегда было просто из-за их (звонков) количества. Я помню не раз возникавшую ситуацию - раздается звонок, бабушка говорит: "пойди, открой", я отвечаю: "это не наш".

    Звонок в коммуналку []

    За общим входом находился коммунальный коридор, в который выходили двери квартир, т. е. комнат жильцов. Из коридора попадали в кухню и все другие подсобные помещения. Как правило, эти коридоры были темными, поэтому там устанавливали лампочки, причем каждый свою. Вообще такая коммуна изобиловала лампочками: в коридоре (иногда по несколько из-за его длины и поворотов), туалете, кухне и других общих помещениях и все это умноженное на количество квартир. Дело в том, что в описываемое время каждый имел свой эл. счетчик и не хотел платить за другого (ситуация, когда счетчик был один на всю коммуналку, показана в "Золотом Теленке" И. Ильфа и Е. Петрова- " Воронья слободка").

    Эл. счетчики обычно устанавливались в общем коридоре на стене в ряд и по их количеству сразу было понятно, сколько квартир в коммуналке. Кухня была главным общественным местом квартиры: там волей - неволей встречались все жильцы, особенно женщины, готовившие обед. Обычно в кухне каждая семья имела свой стол для готовки. На столе стоял примус (иногда керогаз). Кроме того, в кухне был кран - один на всех из которого набирали воду и умывались

    До 1964 г, когда в город пришел природный газ, большинство домов имело печное отопление, а на кухнях пользовались примусами. Центральное отопление было редкостью, а газовая сеть на искусственном газе охватывала считанные кварталы. Тогда во многих коммуналках перешли с печного на газо-водяное отопление (в кухне или коридоре устанавливали водогрейный котел на газе - АГВ - от которого горячая вода по трубам расходилась по комнатам, где стояли радиаторы). В квартирах, где позволяла площадь и планировка, устраивали ванные комнаты с подогревом воды на газе, но главное - это повсеместный переход от примусов к газовой плите.

    Не могу не сказать несколько слов о примусе. Примус в свое время совершил кухонную революцию, ведь раньше для того, чтобы приготовить либо подогреть пищу приходилось разжигать плиту, что требовало много сил и времени, а летом еще и терпеть жару. Разжигание примуса занимает 2-3 минуты; большая часть тепла идет в дело, а не на нагревание воздуха; керосин, сгорающий в примусе, содержит значительно больше тепла на единицу веса, чем дрова или уголь для плиты, поэтому доставлять и запасать топливо несравненно легче. Само название "примус" т.е. первый, главный - говорит само за себя. В то время недостатки примуса казались несущественными.

    С появлением газа, на кухнях повсеместно, бесплатно для жильцов, установили газовые плиты с духовкой, по одной либо по пол плиты (2 горелки) на квартиросъемщика, в зависимости от размера кухни и количества душ. Газ произвел 2-ю кухонную революцию, полностью избавив людей от забот по заготовке топлива (я помню, как примерно 2-3 раза в месяц приходилось ходить за керосином в специальный магазин за 4 квартала от дома и приносить 8-10 литров в железной банке) и от шума который создавал работающий примус. Я не говорю уже о закопченных кастрюлях и о неудобствах связанных с необходимостью периодически носить примус в ремонт.
    (Тогда в каждом районе была примусная мастерская)

    Взаимоотношения между жильцами коммуналки, как правило, складывались напряженные - бытовые трудности озлобляли людей. Действительно, если иногда подолгу приходилось ждать очереди в туалет или к крану, трудно ожидать теплых взаимоотношений между соседями. В некоторых квартирах вражда носила открытый характер: то и дело вспыхивали скандалы с криками и руганью, в других - скрытый: за внешними улыбками сочился яд.

    Точек соприкосновения между жильцами находилось множество: помимо туалета и крана, в коммуне шла борьба за пространство- каждый пытался захватить дополнительное место в коридоре (поставить или повесить что-нибудь), в кухне, в кладовке и т. п. Такая ситуация хорошо показана в киноминиатюре А.Райкина "Волшебная сила искусства".

    Уборка мест общего пользования производилась жильцами по очереди: поквартирно или подушно, как где договаривались. Порядок пользования ванной комнатой, если такая была в квартире, встречался разный: любой жилец в любое время мог зайти туда, либо по графику, когда каждая квартира имела определенные дни пользования с количеством дней соответствующим количеству душ. Второй метод применялся в квартирах, где соседи, мягко говоря, не очень дружили.

    При существовавших условиях - отсутствие квартирного рынка - имелось несколько возможностей изменить жилищное состояние, из них основная - обмен. Обмен был сложным и длительным процессом. Сначала находили подходящий вариант. Легальные способы: вывесить, за небольшую плату, объявления на специальных досках "Горсправки", размещенных в людных местах и читать там же объявления других; оставить объявление в бюро обмена квартир (сшивались в пачки, которые желающие могли полистать); посещать так называемую биржу обмена, где по вечерам собирались "обменщики" для поиска вариантов обмена (собирались просто на определенном углу или скверике). Однако найти так подходящий вариант, особенно тройной или более сложный, было практически невозможно. Чаще успеха достигали те, кто обращался к маклеру. Маклер собирал информацию из источников перечисленных выше и составлял комбинации вариантов, однако он работал нелегально и поэтому всегда был риск нарваться на афериста.

    После того как квартиросъемщики приходили к согласию, они подавали заявление и необходимые документы в бюро обмена, и только после положительного решения и утверждения рай/гор исполкомом, обмен мог состоятся. Часто стороны неофициально договаривались о доплате одним/и квартиросъемщиком/ими другим в виде компенсации за уменьшение жилплощади или ухудшение удобств. В счет принимались и имели свои тарифы многие параметры: район, тип дома, этаж, коммунальность (колич. душ в коммуналке), наличие балкона, вид из окон (улица, двор) и т. п.

    Второй возможностью улучшить, причем радикально, жилищные условия - получение новой отдельной квартиры, однако для большинства горожан она была чисто гипотетической и вот почему. Как я отметил выше, с конца 50-х начали строить Черемушки и на крупных предприятиях для своих работников и при райисполкомах, для работников мелких организаций, стали составлять списочные очереди на получение новых квартир. Критерии на запись в эти очереди были очень жесткими, что объяснялось большим количеством нуждающихся в улучшении жилищных условий с одной стороны и недостаточными объемами строительства с другой. Главный критерий - величина жилплощади, приходящаяся на жильца и которая составляла 4 кв. м - наличие (отсутствие) удобств во внимание не принимались. Таким образом, например, семья из 4-х человек, занимающая в коммуналке одну комнату пл. 18 кв. м, не имела права даже стать на очередь. Записывали так же и тех, кто жил в подвале, в официально признанным аварийным доме или не имел жилплощади вовсе, т.е. проживал в общежитии. Тогда все крупные заводы имели общежития, куда поселяли в основном молодых рабочих, приезжавших из сельской местности (заводы имели право прописывать определенное количество работников ежегодно, в зависимости от "спускаемым" им производственным планам) и таких людей было много. Но даже те, кто попал в заветную очередь, ожидали квартиру по 12-18 лет!

    Длительные сроки ожидания объяснялись не только медленным строительством, но и полной "непрозрачностью" продвижения очереди и связанные с этим злоупотребления. Людям, составляющим и контролирующим списки (руководству предприятий, профсоюзным, партийным и исполкомовским функционерам) и их приближенным долго ждать не приходилось. ( Вопрос был настолько злободневным и затрагивал всю страну, что на эту тему Д. Шостаковичем - пьеса Масса и Червинского - была даже написана оперетта "Москва - Черемушки", где показаны злоупотребления в распределении квартир в новостройках и, естественно, в спектакле все хорошо кончается - злодеи наказаны). В результате большинство коренных одесситов опять остались в коммуналках.

    Можно было построить т. н. кооперативную квартиру. Такой путь предусматривал покупку пая в жилищно-строительном кооперативе (ЖСК), которому принадлежали квартиры. Очередь на вступление в ЖСК была небольшой и критерии на запись мягче, однако цена пая была очень высокой: только первый взнос составлял несколько тысяч руб. с дальнейшими высокими, по сравнению с обычной квартплатой, ежемесячными платежами на протяжении ряда лет, и если учесть, что средняя зарплата в то время составляла 100-120 руб. в месяц, то такая покупка мало кому была по карману. Напомню, что член ЖСК не являлся владельцем квартиры - он имел право проживания, но не имел права собственности на квартиру, т.е. не мог ее продать или подарить.

    И, наконец, во многих коммуналках соседи пытались размежеваться в соответствии со строительно-техническими и финансовыми возможностями, т.е. разгораживали комнаты, кухни, пристраивали дополнительные туалеты, душевые и т.п. Иногда таким способом превращали коммуну (правда, редко) в несколько самостоятельных квартир, однако в большинстве случаев удавалось только частично улучшить условия. Ниже я опишу такие перестройки в "родных" коммуналках.

    Я "имел счастье" жить в малокоммунальной квартире: - 3 лицевых счета, 12 душ, 1 туалет, 1 кран для всех надобностей, отопление печное (впоследствии АГВ), без горячей воды и ванной. Квартира эта когда-то - в начале 20-го века - 6-ти комнатная со всеми, по тем временам, удобствами, с большими комнатами окнами на улицу, высокими потолками (ок. 5-ти м) с лепными падугами, паркетными полами, мраморными подоконниками, 2-мя балконами, подсобными помещениями, включая антресоль для прислуги.

    Этот доходный дом постройки второй половины 19-го века имел несколько типов квартир рассчитанных на разную толщину кошелька съемщика. Лучшие квартиры (подобные описанной), располагались на 2-м этаже, чуть похуже (без балконов) в высоком бельэтаже фасадного флигеля, еще проще - на 3-ем этаже (комнаты поменьше, потолки пониже), еще меньше были квартиры в дворовых флигелях, многие из которых не имели даже туалета и воды и их жильцы пользовались дворовыми удобствами.

    Вход в фасадные квартиры был с улицы через парадные, со стенами отделанными утюжным мрамором (специальная штукатурка, имитирующая мрамор), украшенными лепкой, цветными стеклами в окнах, с помещением для швейцара. Кроме того, каждая квартира имела выход через кухню во двор (черный ход). В мое время от былой роскоши почти ничего не осталось: лепка обвалилась, цветные стекла были заменены обычными (осталось 1-2 стекла), все закрашено однотонной краской, а в швейцарской хранили уголь жильцы 1-го этажа. То же можно сказать о квартирах: некогда раскрашенная лепнина потолков забелена, комнаты разгорожены, паркет выбит.

    Несколько слов из истории квартиры (по рассказам старшего поколения). Мой дед получил ее (2 большие комнаты на свою семью из 3-х человек) в 1936 г. По тем временам, учитывая район, высокий стандарт строительства, площадь комнат - это было почти, что самое лучшее жилье в городе (отдельные квартиры тогда получали только большие начальники). К тому времени прошло только 15-18 лет с момента экспроприации и дом еще был в приличном состоянии: функционировала ванная комната с подогревом воды в бойлере ("куб") на дровах, лепка на потолках и падугах была целая и раскрашенная масляными красками, филенчатые двери, окна, ставни качественно окрашенные "без сучка и задоринки", паркет из мореного дуба гладкий и ровный.

    Из этой квартиры отец был мобилизован в армию в начале войны и поэтому по закону имел право на получение той же жилплощади после демобилизации. Одессу освободили в апреле 1944 г., а уже в октябре родители вернулись в город (отец демобилизовался по инвалидности после контузии еще до окончания войны). Они поселились в гостинице т.к. квартиру уже занял некий майор. После долгих хождений по инстанциям, ордер майора аннулировали и отцу выдали новый ордер на основании вышеупомянутого закона. Когда отец с мамой пришли, на дверях висел замок и им ничего не оставалось, как сбить его, выставить вещи майора в коридор и повесить свой замок.

    Комнаты были в ужасном состоянии: все стекла выбиты, на паркете снег и лужи, "естественно" вся довоенная мебель, оставленная в квартире, исчезла, даже голландскую печь невозможно было растопить (что-то обвалилось внутри). Постепенно комнаты, насколько было возможно при очень ограниченных средствах и тотальном дефиците абсолютно на все (стекло, гвозди, краска и т.п.), привели в состояние пригодное для жилья (я еще помню окна застекленные обрезками стекла). Мебель искали по соседним квартирам у жильцов остававшихся в оккупации. Многое нашли, но не все соглашались вернуть фактически украденные вещи. Из того что удалось собрать (включая предметы обстановки из довоенной квартиры мамы) кое- как комнаты заполнили самым необходимым.

    Но вернемся к воспоминаниям. Соседи находились, я бы сказал, в состоянии холодной войны: до открытых скандалов дело доходило редко, но напряжение постоянно ощущалось. От дверей нашей квартиры до кухни и туалета надо было пройти по темному коридору с двумя поворотами метров 25. Эти повороты были самыми опасными местами в квартире т.к. свет коридорных лампочек туда почти не проникал, и не один раз там сталкивались соседки, одна из которых несла из кухни кастрюлю с горячим супом... > На антресоли жильцы сушили белье и в отличие от "Вороньей слободки" Ильфа и Петрова, там никто не жил.

    Антресоль представляла собой невысокое полутемное помещение, расположенное над туалетом, бывшей ванной комнатой (кладовкой одной из квартир) и частью коридора. Попадали туда из кухни по узкой деревянной лесенке с перилами. Окно антресоли выходило на черный ход, туда же выходило и окошко туалета. Помню, когда в кухне была большая плита для готовки, отапливаемая дровами или древесным углем, но ее давно не топили, а использовали как стол для примусов. Потом ее снесли, и в кухне стало просторней.

    Из кухни можно было попасть на черный ход, представлявший собой узкую железную лестницу, зажатую в тесной лестничной клетке, освещаемую сверху через застекленную крышу - световой "фонарь". Черный ход вел во двор и им пользовались, в основном, чтобы вынести мусор (когда-то во дворе был мусорный ящик, затем во двор стал ежедневно заезжать мусоросборник). Водитель мусоросборной машины оповещал жильцов о прибытии, звоня в колокольчик. Но иногда возникала путаница: похожий колокольчик был у передвижного пункта продажи керосина (машина-цистерна), которая периодически останавливалась недалеко от дома. (Подробнее см. в 6-ой части воспоминаний)

    В квартире было печное отопление. Две комнаты, которые занимала наша семья (6 душ), отапливались одной голландской печью. В одной комнате находилась топка, а в другую выходило высокое главное зеркало печи, облицованное белым кафелем и украшенное скульптурной "головкой" изображающей танцующих амуров. Дверцы топки и поддувала были чугунные литые с изображением двуглавого орла и надписью " БЕРНДТЪ" - очевидно название фирмы-изготовителя. Печь эта была очень "прожорливая": только забросив 2 ведра угля (ок. 30 кг) можно было разогреть ее так, чтобы в комнатах 2-3 дня поддерживалась сносная температура (19-20 град.). Уголь хранился в подвале, где у каждого был маленький сарайчик.

    топка []У нашей печи были почти такие же дверцы топки.

    Растопка печи была длительной и нелегкой процедурой (я думаю, что в былые времена этим занимался истопник). Сначала надо было очистить топку от шлака, который остался от предыдущего раза и вынести его во двор, а на обратном пути принести из подвала топливо - немного дров и ведро угля (второе ведро можно было поднять позже, когда печь разгорится). В топку закладывали уголь, поверх дрова и с самого верха тонкие щепочки и бумагу. Топливо поджигалось и при хорошей тяге (зависела от погоды) часа через 2-3 в комнатах начинало теплеть. При плохой тяге процесс растягивался, а иногда комната наполнялась дымом. После того как весь уголь прогорит, а печь раскалится, дымоход перекрывали задвижкой, дверцы топки и поддувала плотно закрывали при помощи специального винта, чтобы тепло, как говорили, не выдуло. В то же время нельзя было закрыть печь слишком рано т.к. была опасность отравиться угарным газом.

    Как я отметил выше, сразу после войны печь не работала (ее починили году в 1953 или 54) и я помню "буржуйку" в одной (угловой) комнате и кирпичную плиту в другой. "Буржуйка" - маленькая железная печка - стояла под кафельным зеркалом "голландки", из которого была вынута одна " кафелина" и вставлена жестяная труба "буржуйки".

    С появлением газа, сначала одни соседи, затем другие установили АГВ. В отличие от газовой плиты, АГВ жильцы приобретали за свой счет. Кроме покупки самого водогрейного котла было необходимо достать, заплатив втридорога - в магазинах не было - трубы и радиаторы и нанять бригаду, которая все это смонтирует. Все вместе выливалось в круглую сумму, однако улучшение бытовых условий в результате было столь значительно, что люди старались из последнего. У нас в квартире соседи скооперировались и установили два АГВ, которые отапливали комнаты всех жильцов. Оба котла стояли в кухне.

    АГВ в коммуналке []Небольшой котел АГВ в коммунальном коридоре.

    АГВ -80 [] АГВ -80, 1960г []

    котел 1969 года выпуска, работат до сих пор безотказно ( снято в Одессе в 2011 г)

    Котел АГВ (Автоматический Газо-Водяной) был цилиндрической формы 1- 2 м высотой, 40-50см в диаметре, в зависимости от мощности. В нижней части находились большая главная и малая запальная горелки, а верхняя часть была заполнена водой. Внутри, вдоль вертикальной оси, проходила вытяжная труба, которая подсоединялась к дымоходу. Сбоку, в верхней части, был штуцер для выхода горячей воды, а в нижней - для возврата холодной, отработанной. К штуцерам присоединялись трубы разводки воды по комнатам, где были установлены радиаторы. Вся система была замкнутой и заполнялась водой из водопровода (врезка с вентилем в " холодную" трубу). Сверху, к " горячей" трубе присоединяли расширительный бачок с переливной трубкой спускавшейся к полу. Периодически систему пополняли водой, держа вентиль открытым до тех пор, пока из переливной трубки не начинала течь вода. Терморегулятор автоматически поддерживал требуемую температуру (устанавливалась ручным движком в пределах 50-90 град.) и в любом случае не давал воде закипеть. Регулятор периодически включал и выключал подачу газа в главную горелку, которая поджигалась от запальной, горевшей постоянно. Система работала за счет естественной циркуляции подогреваемой воды (конвекция), без насоса, что обеспечивало ее надежность.

    Наш лицевой счет включал две большие комнаты (35 кв. м каждая) где, как я отметил выше, жили 6 человек, составлявших 2 родственные семьи: одну комнату занимали мои бабушка с дедушкой, а другую мои родители с детьми, т. е. с моей старшей сестрой и мной. Комнаты были сугубо смежные (см. словарик терминов) т. е одна проходная, что создавало много неудобств. Пришло время и сестра вышла замуж, тогда в одной комнате отгородили угол фанерной перегородкой (не до потолка), где и поселились молодожены. Через какое-то время молодая семья стала ждать прибавления, и вопрос жилья еще более обострился. И тогда нашей маме пришла в голову нестандартная идея, как разгородить комнаты, так чтобы получилось несколько небольших, но непроходных помещений. Замечу, что до этого много лет мы сами и наши знакомые не находили решения и комнаты окончательно считались сугубо смежными.

    >

    В то время, 1969 г, квартира уже отапливалась АГВ, а большой печью выходившей в обе комнаты не пользовались и оказалось, что, разобрав ее можно получить новый проход между комнатами и возможность превратить их в чуть ли не самостоятельную квартиру. На первом этапе непроходную комнату разгородили на две и коридор. Перегородки были до потолка (каркас из деревянных брусков, обшитый с двух сторон сухой штукатуркой). В результате ко времени рождения племянника квартира уже имела 3 комнаты: 2 небольшие непроходные и одну большую проходную.

    Через несколько лет большую тоже разгородили, получив одну жилую комнату, кухню и ванную и только по техническим причинам, а не из-за недостатка места, не устроили туалет. Все 3 комнаты и кухня получились достаточно просторными (13- 15 кв. м) и светлыми.

    В двух словах окончание истории, известной мне через третьих лиц. Наша семья прожила там до 1992 г., а в квартире остался бывший муж сестры - к тому времени они разошлись. Наступили новые времена. Поменялся экономический уклад, возник квартирный рынок и вскоре появился человек с деньгами, который купил для всех жильцов нашей коммуналки отдельные квартиры и получил большую квартиру в центре. Круг замкнулся - и квартира после, примерно, 75 лет вернулась " в первобытное состояние".

    2007 год

    Полный вариант воспоминаний об Одессе, с дополнениями и уточнениями, размещен на моем сайте https://sites.google.com/site/odessaxxvek2/

    ПРОДОЛЖЕНИЕ:

    Из воспоминаний об Одессе -1(Введение. Берег. Город. Пляж.)

    Из воспоминаний об Одессе - 2(Трамвай. Коммунальная квартира.)

    Из воспоминаний об Одессе -3 (Школа. Строительство. Тротуары, мостовые. Бани )

    Из воспоминаний об Одессе - 4 (Сады и парки.)

    Из воспоминаний об Одессе - 5 (Театры, кино, клубы. Базары. Толчок.)

    Из воспоминаний об Одессе - 6 (Вокзалы. Троллейбус. На улице.)

    Из воспоминаний об Одессе -7(Ателье мод, прачечные, химчистка, аптеки, кладбища, дачи, почта, дворы.)

    Из воспоминаний об Одессе -8 (Церкви и синагоги. Море. Рыба.)

    Из воспоминаний об Одессе - 9 (Греческая площадь. Детские игры. Университетский город. Благосостояние).

  • Комментарии: 16, последний от 20/10/2016.
  • © Copyright Штерн Лев Иосифович (levshtern@gmail.com)
  • Обновлено: 23/10/2016. 44k. Статистика.
  • Очерк: Украина
  • Оценка: 7.31*10  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка