Председателю Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ,
руководителюфракции "Справедливая Россия" в Государственной ДумеФС РФ,геофизикуС.М.Миронову
А также тому незнакомому мнерядовомучлену аппарата РГО,
который первым ознакомиться с этим письмом на электронной почте и примет решение, стоит ли (я надеюсь) коротко изложить его Артуру Николаевичу, и (или) Владимиру Михайловичу, и (или) А.А. Манукяну. Владимира Владимировича и Сергея Кужугетовича, как Вы сам понимаете, прошу по пустякам не беспокоить, а Сергей Михайлович, как геофизик, и так всё понимает.
От бывшего главного инженера Полярной Высокоширотной Воздушной Геофизической Экспедиции, старшего научного сотрудника НИИГА-ВНИИОкеангеология, а ныне также гражданина США Литинского В.А.
В четвёртый раз я обращаюсь к вам, друзья и коллеги!
Коротко повторю то, что я уже писал вам в моих предыдущих письмах: более полувека прошло с того времени, когда в соответствии с закрытым Постановлением Совета Министров СССР от 1961 года о проведении мировой гравиметрической съёмки (МГС) в следующем, 1962 году началась эта грандиозная работа в Северном Ледовитом океане и его морях. Гравитационные данные были срочно необходимы для введения поправок в траектории ядерных баллистических ракет, нацеленных на города и военно-стратегические объекты Америки из подводных ракетоносцев под льдами Ледовитого океана (СЛО). Налёдные авиадесантные гравиметрические измерения сопровождались измерениями глубины дна с помощью эхолотов и сейсмических наблюдений, налёдными магнитными измерениями, а также аэромагнитной съёмкой. Весь океан и его моря, включая острова, были покрыты точками посадок самолётов и вертолётов через 25-40 километров. Эту героическую работу одновременно выполняли две организации - глубоководную центральную часть Ледовитого океана снимала Высокоширотная Воздушная Экспедиция (ВВЭ) "Север" Краснознамённого Северного Флота и Главного Управления Навигации и Океанографии (ГУНиО), а все советские шельфовые моря и их острова - Полярная Высокоширотная Воздушная Геофизическая Экспедиция (ПВВГЭ) ленинградского Научно-исследовательского института геологии Арктики (НИИГА) -ВНИИОкеангеология Министерства геологии. Авиационное обслуживание осуществлялось отважными пилотами и техниками Полярного Управления Гражданской Авиации (ПУГА). "Результаты изучения геофизических полей Земли в Северном Ледовитом океане оказались по сей день в сравнении с другими океанами наиболее достоверными и полными. Помимо общенаучного и военно-прикладного назначения они широко используются при создании различного рода геологических карт, а также при решении международно-правовых проблем обоснования внешних границ континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане".(http://flot.com/science/geof1.htm).
"С высоты почти девяти десятков лет жизни лучше видна ретроспектива боевых и мирных подвигов простых людей, о которых нашему народу надо знать и гордиться результатами их подвижнического труда. Среди них есть такая сложившаяся общность как полярники, <...> о которых знают немногие в силу обычной закрытости их работ. Если о папанинцах, челюскинцах и других известных полярниках написано и сказано немало, то о тридцатилетнем трудовом подвиге тех, благодаря кому подводные континенты Арктического бассейна в самом конце прошлого века впервые предстали на новых картах в своем первозданном великолепии, широкая общественность не знает практически ничего."(Контр-адмирал А.И. Сорокин, член-корреспондент РАН http://www.ibrae.ac.ru/docs/1%285%29/92-103n.pdf).
Наши (ПВВГЭ - НИИГА, и ГУНиО - Северного Флота) съёмки раньше были совершенно секретными. Теперь отчёты ПВВГЭ рассекречены, так как если раньше налёдная гравика была совсекретной из-за того, что гравитационные данные использовались для введения поправок в траектории межконтинентальных ядерных ракет, запускаемых с подводных ракетоносцев из-подо льда Ледовитого океана, то сейчас для этого используются спутниковые данные, получаемые на основе высокоточного измерения орбит космических аппаратов, а также высоты поверхности океана, которые соответствуют гравитационным аномалиям.
Сейчас, когда остро встаёт вопрос, какой стране принадлежит та или иная часть Ледовитого океана, заинтересованные страны пытаются оперировать спорными геологическими факторами. В частотности - "Откуда есть пошёл подводный хребет Ломоносова". Мы говорим - от нашего шельфа (острова Котельный), Канада - от острова Элсмир, а датчане тянут его от Гренландии. Не отвергая геологических факторов, я предлагаю делать оценку принадлежности акватории океана также на основе того, какой вклад внесла в изучение той или другой его части каждая из стран-претендентов. Сто процентов - СССР (Россия) впереди планеты всей! Ни американцы, ни слабосильные канадцы и европейцы ничего подобного не сделали!
В предыдущих трёх письмах я обращался к вам, нашим главным географам, с предложением обратиться к дирекции ВНИИОкеангеология и командованию Северного Флота и ГУНиО с тем, чтобы собрать команду геофизиков, геологов, и гидрографов, и на основании отчётов Полярной экспедиции НИИГА и ВВЭ "Север" опубликовать книгу об этих героических исследованиях с прилежанием геофизических, геологических и тектонических карт. Гравитационные карты в мелком масштабе сейчас уже не представляют ценности не только для корректировки ракет. Эти и другие карты физических полей не представляют и коммерческой ценности. Зато, наряду с опубликованными картами рельефа дна Ледовитого океана, они будут представлять огромную ценность для изучения геологии и тектоники этой акватории. Вот что следует предъявить мировому научному арктическому сообществу!
Помещённая во все главные библиотеки мира, такая книга будет весомым доказательством огромного вклада нашей страны в изучение Северного Ледовитого океана. Пока же, к сожалению, кроме двух упомянутых публикаций Северного флота без карт и фактического материала и моих многочисленных фото-документальных историй об этой эпопее (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/, самая последняя- "Неизвестные героические будни Советских Полярников на льдах Арктики"в 6 частях http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/proval-1a1.shtmlhttp://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/proval-6.shtml), об этой героической эпопее ни на интернете, ни в печати практически ничего нет.
Я надеюсь, что вы рассмотрите мои доводы, и эта документальная книга с именами и фотографиями почти всех уже покойных отважных военных и гражданских Полярников увидит свет.
С глубоким уважением,
Вадим Литинский.
Позже я написал подобное открытое письмо Начальнику Управления Навигации и Океанографии Министерства Обороны РФ капитану 1 ранга Травину Сергею Викторовичу: http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/glavnomugidrografu.shtml ). Ответа на это письмо я не получил.
Первым на моё письмо о помощи в этом вопросе откликнулся мой коллега-геофизик "Справедливый" С.М. Миронов:
From:
mironov@mironov.ru
Sent:
Tue 12/30/14 4:49 AM
To:
vadimlit1@msn.com
Уважаемый Вадим Арпадович!
Рад получить письмо от коллеги-геофизика. Проблему Вы ставите весьма актуальную. Согласен с Вами, что сегодня, когда все острее развертывается борьба за богатейшие ресурсы Арктики, России следует стремиться мобилизовывать все существующие аргументы, которые могут быть использованы для отстаивания ее интересов. Материалы тех океанологических исследований 60-х годов XX века, в которых Вы принимали участие, безусловно тоже должны быть задействованы. Идея с изданием книги об этих исследованиях, да еще и с приложением геофизических и геологических карт мне кажется вполне логичной и реалистичной. Полагаю, что это было бы действительно полезно сделать.
Благодарю Вас за патриотическую позицию и стремление делиться с нами своими мыслями и предложениями. Желаю Вам всего самого доброго!
Председатель Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ,
руководитель фракции "Справедливая Россия" в Государственной Думе ФС РФ
С.М. МИРОНОВ
Позже на моё третье обращение к вам, Главным Географам России, я получил следующий ответ:
width="700" height="987"
Насколько мне известно, если обещанное письмо и было отправлено в адрес ВНИИ геологии и минеральных ресурсов Мирового океана, то дирекция Института не прореагировала на него по неизвестной мне причине.
Поэтому, раз моя идея о создании и публикации совместной Северного Флота и ВНИИОкеангеология книги с картами глубин дна и гравитационного и магнитного полей всего Северного Ледовитого океана не проходит, я обращаюсь к вам, Главным географам России, с несколько иной просьбой. Я прошу опубликовать в виде книги мои документальные историио геофизической съёмке советских (российских) морейСЛО- Лаптевых, Восточно-Сибирского,Чукотского, и Байдарацкой губы Карского моря, которой я руководил в качестве главного инженера ПВВГЭ.Я не прошу опубликовать карты гравитационного и магнитного полей этих морей в моих докуистах. Но хотя бы имеет смысл просто представить карту точек этих измерений (посадок самолётов и вертолётов на лёд) морей, чтобы продемонстрировать миру гигантский объём этих работ. Естественно, американцы в то время следили за полётами и посадками советских самолётов и вертолётов на всём пространстве СЛО. И у них есть карты этих наших точек измерений по спутниковым данным, более точным, чем наши данные по астрономическим и радиогеодезическим измерениям координат. Ну, не просить же у америкосов эти карты, хотя, я уверен, что они дадут их мне без вопросов, как, например, доктор Нед Остенсо в древности прислал нам в НИИГА гравитационную карту арктической Канады.
С просьбой об издании книги с моими документальными историями я обращался к Члену-корреспонденту РАН, контр-адмиралу А.И. Сорокину, и в Комсомольскую Правду ("Открытое письмо старику-адмиралу на тот свет и молодым комсомольцам на этом свете"http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/komsomol-2.shtml). Ответа на эти мои письма я не получил ни с того, ни с этого света.
Чтобы хоть в какой-то мере прикрыть эту брешь в знаниях широкой общественности о трудовом подвиге советских полярников, "которые впервые представили на новых картах в своём первозданном великолепии подводные континенты Арктического бассейна", я опубликовал на интернете несколько фотодокументальных историй:
1."Дрейфующая Россия" (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/sever-67.shtml) - о нашей, геофизиков НИИГА, работе в 1962 году в ВВЭ (Высокоширотной Воздушной Экспедиции) "Север-14" Краснознамённого Северного Флота в районе Северного полюса над подводным хребтом Ломоносова, когда мы впервые отрабатывали предложенную мной методику авиадесантной гравиметрической съёмки на дрейфующих льдах с опорой на морской маятниковый прибор для подводных лодок ММП-П, и обучали этим премудростям военных моряков-гидрографов. А также о том, как в 1967 году пиндосы-америкосы нагло сели на советскую совершенно секретную ледовую базу ВВЭ "Север-67" Северного флота. Этот их хамский поступок, чуть было не разразившийся в мировой скандал, обернулся в дружескую встречу. И они прилетели на эту дрейфующую военную базу второй раз, ободрённые щедрым русским подарком - бочонком красной икры, и одарив наших геофизиков и моряков-офицеров американскими сигаретами. Американцы приглашали советских гидрографов и геофизиков на свой дрейфующий остров Т-3 и обещали поделиться всеми имеющимися у них данными, включая гравитационные (совсекретные у нас).
2. "Дрейфующая Америка" (http://rgo-sib.ru/expedition/86.htm) - о том, как мы нашли и посетили в 1966 году американскую дрейфующую станцию "Чарли" в Чукотском море, покинутую американцами в январе 1960 года. В результате этого был окончательно установлен очаг кругового дрейфа льдов - Антициклоническая циркуляция вод Арктического бассейна к северу от моря Бофорта.
3. "Будни дрейфующей ледовой базы" (http://rgo-sib.ru/expedition/67.htm) - о труднейшем полевом сезоне в 1966 году, когда наша база раскалывалась три раза, и нам приходилось три раза эвакуировать её в тяжелейших условиях на новое место. (Во время одной из перебазировок во время пурги я провалился в трещину в Восточно-Сибирском море, и был героически спасён пилотом Эдиком Каминским).
4. "Бой роковой с тёмными силами на льду Байдарацкой Губы (Ледовое Побоище)" (http://rgo-sib.ru/expedition/116.htm) - о том, как наш отдельный отряд Полярной экспедиции выполнил план авиадесантной съёмки на 120 процентов в условиях, когда наш пилот вертолёта оказался трусом, отказывавшимся садиться на большинство льдин, и летал только в солнечную погоду. Более того, у нас отобрали вертолёт (благодаря Богу - вместе с его трусливым пилотом) , и к концу полевого сезона оставалось незаснятой 80 процентов площади Байдарацкой губы Карского моря! Эти страсти-мордасти произошли из-за того, что начальница отдела геофизики НИИГА Р.М. Деменицкая возненавидела меня за то, что я, склеро-маразматик, забыл вставить её в соавторы написанной мной статьи о геологических результатах геофизической съёмки морей Лаптевых и Восточно-Сибирского. Я предполагаю, что для того, чтобы окончательно уничтожить меня, она связалась с тёмными силами Сатаны-Диавола. Но, как вы знаете - Боженька - он не фраер, он правду видит, и он послал нам отважного иудейского асса-вертолётчика Игоря Шайдерова, и американский самолёт-разведчик, которые спасли нас от полного провала и позора. Игорь сажал вертолёт на любые крошечные льдинки 20 часов в день при любой погоде. А из-за американского разведчика я предложил чрезвычайно скоростной и экономичный способ плановой привязки пунктов наблюдений путём пеленгования нашего вертолёта с помощью береговых радиолокационных станций. (За это изобретение я получил Почётную грамоту и премию 25 рублей). Поэтому наш отряд произвёл больше точек наблюдений, чем каждый из других отрядов Полярной экспедиции в том году, работавших
в благоприятных условиях на нормальном льду в Чукотском море. Производительность съёмки и точность измерений у нас были самые высокие. Несмотря на это, Деменицкая потребовала сократить мне премию на 35%. Но директор НИИГА Б.В. Ткаченко отказался поддержать её несправедливую инициативу.Тем не менее, Деменицкая через год изгнала меня из Полярной экспедиции, хотя я был основным её создателем.
5. "Неизвестные героические будни советских полярников на льдах Арктики" (http://rgo-sib.ru/expedition/119.htm) - об утоплении нашего самолёта Ан-2 отряда Володи Шимараева в Чукотском море в 1966 году и о провале геофизика Юры Черненкова в узкую трещину на леднике острова Комсомолец (архипелаг Северная Земля) на глубину 100 метров в 1967 году. (Не охайте и не ахайте - в обоих случаях все были спасены).
6. "Отважные дрейфуньи" (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/dreyfuni.shtml) - о том, как я впервые в мире взял в 1965 году на дрейфующую ледовую базу в Восточно-Сибирском море 5 женщин: в качестве оператора морского маятникового прибора, астронома, и трёх вычислителей (в том числе 60-летнюю начальницу планово-экономического отдела НИИГА Марию Исааковну Гуревич по просьбе Ткаченко, которая собиралась уходить на пенсию, чтобы она смогла немного подзаработать на эту пенсию). Этот рассказ в сокращённом виде был перепечатан также на сайте Федерального Агентства по Недропользованию (http://www.rosnedra.gov.ru/data/Files/File/2947.pdf ) - бывшего Министерства геологии и охраны недр, к которому относился наш НИИ геологии Арктики.
7. "Жировиана" (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/zhiroviana.shtml) - о замечательном человеке Юре Жирове, прекрасном художнике и скульпторе, талантливом оружейнике (он из топора сделал деталь для моего вышедшего из строя "Парабеллума"), медвежатнике (в прямом и переносном смысле) - в 1966 году он убил белого медведя, напавшего на его палатку на льду около острова Врангеля, и вскрыл большой сейф директора НИИГА Б.В. Ткаченко, когда тот потерял ключ от этого сейфа с секретными документами накануне его доклада в райкоме партии. В том же 1966 году Юра с помощью плевка определил во время пурги, в какую сторону (на запад или на восток) надо идти вдоль северного берега острова Врангеля к избушке якута-охотника, чтобы спастись от неминуемой смерти, когда сгорела их палатка. Но ко всему этому Юра ещё оказался и великолепным дантистом, когда у сотрудника его отряда заболел верхний зуб мудрости (а дело было на весновке в Якутии, когда нет возможности вызвать самолёт или вертолёт, поэтому смерть сотрудника от попадания гноя из нарывавшего зуба в мозг была неизбежной). Юра изготовил зубодёрные щипцы и спас товарища. Ну, а какой он был великолепный фальшивомонетчик - почитайте в "Жировиане".
Кстати уж - о зверском убийстве в том же 1966 году второго белого медведя на нашей дрейфующей ледовой базе в Чукотском море (вопреки моему категорическому запрету убивать Мишек, но отпугивать их ракетами, если начинают приставать), можно прочесть и посмотреть фотографии этого невинного бродяги в "Охренеть-уснуть..." (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/ohrenet.shtml). И многое чего другого там обо мне, любимом. И[Author ID1: at Thu May 3 19:59:00 2018
] ещё я рекомендую посмотреть 14-минутный фильм Вали Мошковича "Под нами Чукотское море" о нашей дрейфующей базе в 1966 году (http://www.rgo-sib.ru/expedition/112.htm).
8. "Гравиметрическая съёмкаостроваНовая Сибирь, 1977 год. Часть 1".
9. "Гравиметрическая съёмка острова Новая Сибирь, 1977 год. " - полный вариант, включая Часть 2. Часть 1 опубликована, полный вариант будет опубликован в ближайшее время.
"Зарождение Полярки" (http://rgo-sib.ru/expedition/88.htm) - о создании Полярной Высокоширотной Воздушной Геофизической Экспедиции НИИГА. Из-за категорического отказа вступить в ООО ПГ КП/б/ (Особо Опасную Организованную Преступную Группировку - Коммунистическую Партию /большевиков/ http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/nikolay.shtml) я не мог быть начальником экспедиции. На эту должность Деменицкая взяла отставного капитана первого ранга А.П. Витязева - ни уха, ни рыла в геофизике и в организации работ в Арктике. А я стал беспартийным главным инженером. Так что фактически создавал экспедицию я - писал многочисленные письма от лица директора НИИГА в Министерство геологии, в различные институты, командующему Северного флота, командующему ВВЭ "Север", руководителям полярной авиации, инструкции поведения на дрейфующих станциях, правила техники безопасности, ездил в командировки в эти организации, набирал и обучал сотрудников, и т.д., и т.п., и пр., и пр....
Авиадесантная и морская гравиметрическая съёмка с использованием ледокола" - пока ещё не написанная докуиста, но есть дневник, фотографии и опубликованная статья о нашей работе на ледоколе "Киев" в 1967 году.
Морская и донная гравиметрическая съёмка Берингова моря на гидрографическом судне "Дмитрий Лаптев" в 1974 году" - пока ещё не написанная докуиста, но есть дневник и фотографии.
"Гравиметрическая съёмка острова Котельный в 1976 году"- пока ещё не написанная докуиста, но есть дневник и фотографии.
]
К сожалению, из многочисленных
геофизиков, радиогеодезистов, и астрономовПолярной экспедиции НИИГА, участников этой съёмки морей СЛО, насколько мне известно, в настоящее время остались в живых буквально единицы: Борис Генин, Николай Ржевский, Валентин Мошкович, Альберт Коган, Женя Третьякова, Люся (Эльвира) Кузьмина, Любочка Харитонова... И с каждым годом нас, Полярников, становится всё меньше и меньше...
Я надеюсь, что вы рассмотрите мои доводы, и эта документальная книга с именами и фотографиями почти всех уже покойных отважных Полярников увидит свет.