Празднование 1 мая 1962 года на дрейфующей ледовой базе над хребтом Ломоносова. На трибуне - руководители партии и пра... Тьфу ты, экспедиции и Полярной авиации! Начальник ВВЭ "Север-14" Л.И. Сенчура слева.
Автор, второй слева, как всегда в очёчках (шибко интеллигентный, однако).
Никита Стожаров в палатке КАПШ-2 на фоне электронной аппаратуры маятникового прибора. Дрейфующая база экспедиции "Север-14", 1962 г. Сам прибор на снимке не поместился.
Гравиметрическая лаборатория на ледоколе "Киев", Карское море, 1967 г.
Автор наблюдает на гравиметре "Норгард", впереди справа ждёт своей очереди гравиметр ГАК, справа - электронная аппаратура морского маятникового прибора ММП-II, а сам прибор за моей спиной. Помещение лаборатории большое, поэтому прибор на снимке поместился.
Одновременные наблюдение на двух стационарных гравиметрах СН-3 (слева от палатки, Серёга Попов смотрит в очко), на семи съёмочных ("летающих") гравиметрах (справа) и на маятниковом приборе (он в этой палатке КАПШ-2, там Никитушка Стожаров суетится). Ледовая база экспедиции "Север-14".
Наблюдение на магнитометре. Ледовая база экспедиции "Север-14", 1962 г.
Записывает показания Коля Третьяков, а кто склонился над магнитометром - не узнаю. Снежное "иглу" справа - магнитная обсерватория. Точно такие же иглу мы строили на всех дрейфующих базах для использования в качестве туалетов (чтобы в попу снег не задувал).
Мы учились сами гравитационным измерениям в совершенно необычных условиях дрейфующих льдов и одновременно обучали этому новому ремеслу офицеров-гидрографов экспедиции "Север-14". С тем, чтобы они в дальнейшем могли выполнять гравитационную съёмку в Центральном Арктическом бассейне самостоятельно, попутно с главной задачей гидрографов - картированием дна Северного Ледовитого океана. Эта работа в ВВЭ "Север-14" в 1962 году и в 1967 году в экспедиции "Север-67" описана в моей докубайке "Дрейфующая Россия" (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/sever-67.shtml), щедро иллюстрированной фотографиями. (Там же рассказано, как на нашу совершенно секретную дрейфующую военно-морскую базу в 1967 году прилетели и нагло шлёпнулись наши американские коллеги - они же по совместительству империалисты-шпионы, подробно описавшие это посещение. Перевод их впечатлений приведён в моей докубайке).
Наши коллеги, пиндосы-америкосы, на совсекретной базе экспедиции "Север-67" Военно-морского флота.
Ту же самую методику, опробованную впервые в экспедиции "Север-14", через год использовали мы, НИИГАпники, на всех ледовитых арктических морях СССР. Моя статья "Методика создания дрейфующего опорного гравиметрического пункта" была опубликована в журнале "Записки по гидрографии", выпуск 1а, ГУНиО, 1970 г.
В соответствии с Постановлением Министерства геологии N 407 от 29 августа 1962 года в НИИГА была создана Полярная Высокоширотная Воздушная Геофизическая экспедиция (ПВВГЭ). Р.М. Деменицкая, убедившись в моих организационных способностях, хотела назначить меня начальником экспедиции, и для этого настойчиво убеждала меня вступить в КПСС. Ещё много раньше моя мамочка тоже убеждала меня вступить туда ("Если вы, молодые и честные, не войдёте в эту партию, то она полностью переродится и будет партией прохиндеев и жуликов" - говорила моя любимая мама, см. "Смерть мамочки" http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/smert.shtml). Но я, слава Богу, своевременно не послушался мамочку, и при жизни Сталина не вступил. (Сара: "Абрам, ты всегда во что-то вступаешь. Вчера в говно, а сегодня в партию!"). А после смерти ВВВВиН (Величайшего Вождя Всех Времён и Народов), наслушавшись мамочкиных рассказов и вражьих голосов из-за бугра, я быстро понял, что мне с партией не по пути. Помните старый советский лозунг: "Коммунисты - это ум, честь и совесть нашей эпохи!". Так вот, когда Боженька создавал "новую общность людей - советский народ", то он наделял трудящихся, вступающих в компартию, именно этими тремя качествами. Но, учитывая, что в Советском Союзе во всё время его существования был тотальный дефицит всего, то и Боженька, приноравливаясь к философской категории коммунистического "дифсита", наделял совлюдей, вступающих в ВКП/б/ - КПСС только двумя качествами из этой триады. То есть такой получался расклад: если человек становится коммунистом, то, если он умный, то тогда, значит, он бесчестный (бессовестный), и вступает в говно только из меркантильных соображений. Если человек вступил в партию, и при этом он честный и совестливый, то тогда он не умный (дурак). Если человек умный и честный, то тогда он не может стать коммунистом. Третьего не дано. (Таково было решение самого Боженьки).
Так вот, в 1962 году передо мной реально замаячила необходимость вступления в эту преступную организацию. По причине беспартийности меня не могли назначить начальником Полярной экспедиции, в создании которой я принимал самое активное участие (см. "Зарождение Полярки" http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/zarozhdenie.shtml). Деменицкая неоднократно пыталась меня убедить, что без вступления в нашу родную коммунистическую партию я не смогу достичь достойного положения в советском обществе. Но я к тому времени полностью разочаровался в идеалах коммунизма в отдельно взятой стране, а стать лицемером, как подавляющее большинство умных членов партии в Советском Союзе, я не мог (ибо "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей", как гласит первый Псалом царя Давида). У меня в ту пору, конечно, не было материалов для написания статьи "Особо Опасная Организованная Преступная Группировка - Коммунистическая Партия /большевиков/" (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/nikolay.shtml), но соображения по этому поводу уже были. Я отговаривался тем, что я ещё недостаточно сознательный, не до конца созрел для высокого звания члена партии Ленина-Сталина и верного ленинца товарища Н.С. Хрущёва, и т.п. Я чувствовал, что Деменицкая с презрением выслушивает мои отговорки. Она пустила в ход тяжёлую артиллерию - любимого мной директора НИИГА Б.В. Ткаченко. Выслушав мои доводы, Борис Васильевич сказал, что он уважает моё мнение, "Но начальником экспедиции Вы быть не сможете. Это номенклатура райкома партии". И я с облегчением стал её главным инженером - мог заниматься производством, научными и техническими вопросами, не отвлекаясь на портянки, палатки, унты, добывание жратвы в условиях дефицита, и заброску ГСМ для самолётов и вертолётов. На должность начальника экспедиции Р.М. Деменицкая взяла отставного капитана первого ранга гидрографа А.П. Витязева, не знакомого с геофизикой, но зато высокого и представительного члена партии с очень подходящей фамилией. Вторая главная причина назначения Витязева начальником экспедиции, помимо его партийности, заключалась в том, что, как объясняла мне Деменицкая, этот шаг поможет ей укрепить связи с ГУНиО - Главным Управлением Навигации и океанографии ВМФ. Раиса Михайловна была великолепная политесса. Эта связь впоследствии очень помогла ей в организации и проведении морских геофизических работ в океане на судах ГУНиО.
Так как этот военно-морской волк совершенно не рубил не только в геофизике, но и в хозяйствовании, то в качестве зама по хозчасти экспедиции я привёл Федю (Фёдора Михайловича) Коврова, опытного зампохоза Биректинской экспедиции, вместе с которым я проработал 6 лет (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/birekta-1.shtml).
Фёдор Николаевич Ковров, отличный заместитель начальника ПВВГЭ
Коммунист Витязев впоследствии оказался жуликом, приписавшим себе свыше 400 рублей за невыполненную работу. Но об этом и о моральном облике коммунистки Деменицкой я расскажу ниже. Так что мои тесные взаимоотношения с двумя непосредственными начальниками-коммунистами подтвердили мои приведённые выше представления о божественном происхождении моральных принципов большевиков (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/nikolay.shtml).
Ткаченко Борис Васильевич (1907-1990). Кандидат геолого-минералогических наук. Инженер-генерал-директор Северного Морского пути III ранга, почетный полярник, почетный разведчик недр, участник Великой Отечественной войны. Организатор и бессменный директор НИИГА с 1949 г. по 1974 г. Один из первых геологов-исследователей Центральной Арктики (Анабарский массив и Тунгусский бассейн).
Чрезвычайно порядочный человек, хоть и коммунист.
(Из книги "Геофизики России" Информационно-биографический сборник.
Итак - министерский приказ о создании в НИИГА Полярной экспедиции есть! "Наши цели ясны, задачи определены! За работу, товарищи!"
Ну, и пошло-поехало! Скачу, как белочка! Сочиняю многие десятки совсекретных писем командующему Краснознамённого Северного флота адмиралу Сергееву, командованию и начальникам аэропортов Полярной авиации, директорам ААНИИ, ВНИИГеофизики, ВИРГ (институт разведочной геофизики), ЦНИИГАиК, завода "Геологоразведка", и многим другим директорам. (Ну, конечно, не от своего скромного имени, а от имени директора НИИГА Б.В. Ткаченко. У меня в НИИГА среди всех сотрудников было самое большое количество чемоданов - три больших - для хранения секретных и совсекретных материалов, как я их сдавал - см. "Отъезд в эмиграцию" http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/emigration.shtml).
И снова - многочисленные командировки в Москву и в другие веси...
Классного техника-гравиметриста Серёжу Попова, с которым я начинал свою работу в НИИГА, ещё будучи студентом на преддипломной практике в 1952 году (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/obyskidoprosy.shtml), и которого в 1961 году я командировал в Москву в ЦНИИГАиК осваивать маятниковый прибор, теперь послал вместе с "классиком-Левшой" Юрой Жировым, надолго во ВНИИГеофизики осваивать тонкую работу кварцедувов для "затушивания" наших только что полученных многочисленных обычных сухопутных гравиметров. Ну, и так далее, вы сами лучше меня знаете, что надо делать, когда организуется новая большая арктическая экспедиция...
Итак, в 1963 началась эта грандиозная работа. Как я уже сказал, центральную часть СЛО заснимала ВВЭ "Север" от военной Гидрографии, а советские арктические моря - наша Полярная экспедиция (опять же смотри "Зарождение Полярки" http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/zarozhdenie.shtml).
В том первом 1963 году мы засняли южную часть моря Лаптевых, на следующий год - его северную и восточную части. Западную часть Восточно-Сибирского моря и Новосибирские острова засняли в 1965 году (см. мой рассказ об этом "Отважные дрейфуньи" здесь: http://www.polarpost.ru/Library/Litinskiy/main-otvazhniye.html). А В 1966 году мы засняли восточную половину Восточно-Сибирского моря и западную часть Чукотского (см. "Будни дрейфующей ледовой базы", http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/budni.shtml, и "Жировиана" (о "Классике" Жирове) http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/zhiroviana.shtml).
Геофизические наблюдения на точке в Чукотском море, 1966 г. Расстояния между точками в среднем 25 км. На переднем плане оператор-гравиметрист наблюдает на "затушенных" гравиметрах ГАК, справа на треноге магнитометр ждёт своей очереди, на заднем плане астроном ловит теодолитом звезду, а штурман самолёта записывает его показания.
Часть панорамы нашего дрейфующего лагеря с палатками КАПШ (каркасная арктическая палатка Шапошникова). Как можете судить по грузовому Ли-2 - ВПП (взлётно-посадочная полоса) - рядом.
Почти каждый год наши дрейфующие базы многократно разламывали трещины (флажки по обеим сторонам речки отмечают границы ВПП), и нам приходилось перетаскивать лагерь вручную или перевозить (перелетать) на другое место...
Опять, тудыть твою в качель!
Я три года подряд возил на ледовые базы две шлюпки к негодованию Витязева ("Баловство! Непозволительный расход средств!"). Как видите - перевозка их с разломанной льдины на другую представляла определённые трудности (лететь приходилось со снятой дверью)...
А в 1966 году перебазироваться пришлось аж 3 раза, причём один раз - на шлюпках. Группа РП - руководителя полётов оказалась полностью отрезанной от основного лагеря - ни пешком до них не добраться, ни на самолёте сесть. И вот я оказался прав, что три года возил на льдины плавсредства! Иначе бы четыре человека группы РП могли спастись только вплавь (в одних плавках в ледяной воде), а радиостанция, палатки и всё остальное отправились бы в многолетний дрейф... Мой личный опыт купания в полярной спецодежде в трещине в этом же году показал, что это смертельный номер (см. "Будни дрейфующей ледовой базы", http://rgo-sib.ru/expedition/67.htm).
Что греха таить - бывали и такие случаи! Ждите докуист (Иншалла!) о спасении экипажа этого самолёта и членов отряда Володи Шимараева (10 человек) в 1966 году - у меня есть подробный дневник одного из спасателей - покойного Коли Третьякова. Ну, и в моей светлой памяти живы свежие рассказы участников этого утопления.
Орденов и почётных званий за работу в Арктике я не получал. А это - мой самый дорогой персональный значок "Литинскому Вадиму Арпадовичу, основоположнику Полярной экспедиции". Автор - Юрий Александрович ("Классик") Жиров. О его приключениях, заслугах и талантах см. "Жировиана" (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/zhiroviana.shtml).
Материал значка - мамонтовый бивень, рисунок и надпись - гравировка, заливка тушью. Размер одноцентовой монеты для масштаба - 1.9 мм.
Моя жена Лена утверждала, что Жиров на значке сделал мой портрет, только без очков.
Это только первая часть, а всего их будет (Иншалла!) четыре. Сейчас я работаю над третьей частью. Так что убедились, что я и после кастрации живчик-сперматозоид?!
Чего и вам!
До новых встреч!
Вадим