Тогда прогуляемся по набережной Круазетт в Каннах. Дворец кинофестивалей, Старый Порт. Движемся в западном направлении каких-нибудь пять минут, и мы на площади Bertrand Cornut-Gentille. Наискосок в сени платанов - городская ратуша.
Это стена здания, где расположилась диспетчерская скромной автобусной станции.
А? Каково?
Там где-то прикреплен был списочек года четыре назад, но я его себе не переписал. Мы, гиды, дилетанты широкого профиля. Нам что надо? Ведешь группу мимо, чтобы дальше карабкаться на горку Сюке. Остановка для передышки: "Кого узнали?" Люди порой обнаруживают немалую осведомленность, элемент состязательности, я тоже с десяток имен могу перечислить, большего от меня не требуется. Пауза заполнена. Все, карабкаемся на горку.
А сейчас жалею. Классно было бы вот именно узнать всех.
Планы мои на сезон сверстаны. Канны в них не фигурируют, когда я доберусь туда, бог весть. Да и будет ли там еще этот списочек? Он и пять лет, назад, помнится, еле держался, пожух весь под стеклышком. А любопытно же.
Для начала - сколько всего персонажей? У меня после нескольких внимательных пересчетов получилось 34.
Просто интересно. Я и правда далеко не всех узнаю. А вы?
***
Все, разобрались, не прошло и 2 года.
Оглашаю полный список.
Слева направо и сверху вниз:
Тарзан и Джейн (Вайсмюллер и О'Салливан)
Мерлин Монро и Ив Монтан ('Давай займемся любовью', 1960)
Феллини
Кейт Уинсли и Леонардо ди Каприо('Титаник', 1997)
Cид Шарис и Фред Эстер('Музыкальный вагон', 1953)
Мишель Морган и Жан Габен('Набережная туманов', 1938)
Микки Маус с супругой Минни
Чаплин и Малыш(Джекки Куган, 1921)
Братья Люмьер
Трюффо и Лео('Четыреста ударов', 1959)
Гарольд Ллойд ('Наконец в безопасности'; этот топорно-бессмысленный перевод Safety Last уже закрепился в русскоязычной фильмографии, ладно. 1953)
Клаудиа Кардинале и Ален Делон ('Леопард', 1962)
Бурвиль и Луи де Фюнес ('Большая прогулка', 1966)
Роботы R2D2 и С3P0 из 'Звездных войн'(1977 - 2005)
Кролик Роджер и Джессика
Богарт и Бэколл ('Иметь и не иметь', 1944)
Пол Ньюмен и Роберт Редфорд('Афера',1973)
Итого, 32 персонажа.
Шимпанзе Тарзана звали Чита. Чайки из фильма 'Чайка Джонатан Ливингстон'(1973) - по желанию; не думаю, что это имелось в виду.
Имена рядовых тружеников (крановщик и ассистент-звукотехник), увы, останутся неизвестными. Кстати, кто автор этой замечательной фрески, мне тоже так и не удалось установить.
А вот бы и у нас нечто подобное где-нибудь на стенке разместить, да хоть и в Златоглавой: Утесов и Орлова, Костик и Хоботов, да мало ли. Это ж сколько народу можно было бы ежедневно в хорошее настроение приводить! Только свободных стенок, наверное, не осталось уже.*
________________________________
*Завершающий пассаж в силу разных грустных причин безнадежно устарел, но пусть остается в тексте как примета времени. В Каннах вот это настенное чудо сохранилось хотя бы? Кто в курсе, успокойте меня, пожалуйста, напишите, что сохранилось.
Полезно побузили
Париж чистый. Ни одного желтого жилета.
Хорошая новость, понятно.
Один мой cтарый знакомый живет в Берлине. Когда-то в совместной тусовке были, очень давно. Я постарше. Сто лет не пересекались, и вот он вчера звонит. Неожиданная командировка в Париж (он галантереей торгует). Когда-то был там, но все забыл. Едет на своей машине. Есть возможность выкроить пару дней для культурного отдыха. Просит набросать ему маршрут.
Ко мне с подобным друзья-приятели обращаются иногда, кто из-за океана, кто откуда. По Италии или там Швейцарии подсказать. Почему не помочь советом, если знаю.
Но и сомнения у него, понятно, какого рода.
Я там с лета не был, пристально парижские новости не смотрел, но, как и все, в общем и целом в курсе последних бурных событий.
Если кататься по городу опасно, тем более машину где-то оставлять, то он на самолете туда и обратно метнется. Может, я чего знаю, рисковать ему или нет.
А ты, спрашиваю, в интернете смотрел?
Cмотрел. И пересказывает, что нашел там. Новости неутешительные. Акции неповиновения. Слезоточивый газ. И так далее, с картинками и роликами.
Тут я что-то заподозрил. Ты что, по-русски смотрел? Говорит, что да.
Немецкий и английский он знает прилично, иначе ему не доверили бы international sales в крупной компании.
Погоди, говорю. Нахожу и по-английски, и по-немецки. Везде на все лады: в субботу вышло 2000 человек, всего ничего, желтые жилеты переодеваются Санта-Клаусами, отдельно взятые дамы сверкают молочными железами, имитируя Делакруа, братание с нижними чинами полиции, музеи все открыты, на Эйфелеву башню пускают (а не пускали). На завтра (т.е. на сегодня) прогноз благоприятный.
Короче, это он Russia Today смотрел, АПН Новости, что там еще. А им же платят не за позитив из Парижа, да? Вон там люди себе пока что сотку евров выбили к минимальной социалке. И цены не поднялись. И Макрон спецмеры обещал по контролю за расходованием фискальных средств. Весьма полезно побузили. И такое передавать? Не, лучше газ и горящие авто, позавчерашний материал. А когда все уляжется - вообще убрать из новостей.
У меня вертелось на языке: ты политические новости всегда на этих сайтах смотришь? но я сдержался. Наверное.
Ну, не пересекались и не пересечемся, ничего.
В общем, успокоил я кое-как знакомого и сбросил ему на айфон примерную программу на пару дней. Он ночью выехал и вот сейчас мне позвонил. Все в ажуре.
Вот так жил и живет человек годами в искривленном мире. Чуть удовольствия себя не лишил. И в командировку же, оплатят все заправки и проезды. А за свои кровные когда бы еще собрался.
Бережливый. Всегда был.
Море наше
Читаю "Высокий сезон в Ницце" американца Роберта Кэниджела. Он по-английски пересказывает эпизод из книжки француза Роже Бордье "В 1936-ом я был ребенком".
Речь идет о так называемом билете Лагранжа. Лагранж был министром досуга и спорта в правительстве Франции. К власти тогда пришли социалисты. Им удалось продавить железнодорожных магнатов на серьезные скидки, и отдых на курортах стал уделом простых работяг и их семей, а не только избранных, как было до этого.
Получается такой двойной пересказ-перевод, но ничего.
"А знаешь, Пьеро, - говорит отец семейства своему сынишке, - cкоро и мы сядем на поезд, проведем вместе и наш отпуск. Куда бы ты хотел поехать?"
Cледующие несколько дней уходят на совещание. Папе хочется на Пиренеи, маме на пляжи Бретани. Маленькому Пьеро мерещатся пальмы. Он хочет на Лазурный берег.
Слишком дорого, говорит маман. Потом, у нас нет такой одежды.
Папа: "Мы поднатужимся. Решено: Лазурный берег! Лагранж нам поможет".
И вот после долгого ночного переезда на поезде они в Ницце. Здесь они покупают себе одежду. Никогда раньше они не носили такую одежду. Легкие шорты и соломенная шляпка для Жизели. Маме платье с цветами. Папе парусиновую кепку и белую безрукавку. А Пьеро - летний пиджак, правда, на вырост, и надо каждый раз закатывать рукава.
Как-то они замечают высокомерные, враждебные взгляды. Кто-то шепчется за спиной: "Это еще кто такие?"
Папа резко поворачивается в их сторону: Salopards! Ублюдки!
Но потом они только смеются. "Да ну их, зачем держать зло. Победа за нами. Море теперь наше тоже".
Вильфранж - это где-то на юге
И так поворачиваешься, и эдак, но, сколько ракурс ни ищи, все равно ты жалкий любитель и красоту твои фото не передадут. Разве вот секунда, цак - и что-то как-то...нечаянно...из окна машины...
Французская Ривьера. Вильфранж.
Некогда поверил одной известной литературной версии. Будто бы на рейде Ливорно Алексей Орлов заманил княжну Тараканову на борт флагмана "Три иерарха", где переодетый попом боцман имитировал обряд венчания. И, значит, самозванку отпускали потом на берег, не опасаясь, что, влюбленная в своего, как она полагала, мужа, та сбежит.
Потом малость углубился в тему и теперь я так не думаю. Заманить-то он ее заманил и доставить куда надо доставил, но без всех этих драматических наворотов. Держали взаперти в каюте, и всё. Заносили еду, выносили горшок. По каким-то ее женским надобностям могли вызвать прислугу с берега. Так что вряд ли она на пути в Петропавловскую крепость ступила на землю в порту Вильфранж.
Орлов ступил, а как же. Он и сейчас там красуется, наряду с соратниками-екатерининцами.
Красуется там и вдовствующая императрица Александра Федоровна. Она прибыла сюда вскоре после того как не задалась Крымская кампания. Снова России сидеть без проливов. А тут и важный в Западном Средиземноморье порт, и держать перед Европой фасон надо, несмотря ни на что. Может, и по Николаю своему Павловичу тосковала. Всю гамму чувств, по-моему, скульптор отобразил достоверно.
Набрел на табличку, извещающую, что сборная Франции именно из Вильфранжа отправилась в Уругвай на первый в истории чемпионат мира по футболу. Победил всех тогда (surprise, surprise) Уругвай. Не для того высекали на мраморе горделивую надпись, чтобы Франция вылетела там еще на групповом этапе, но что делать. Первый гол в истории чемпионатов забил все-таки француз. И придумал их проводить тоже француз.
Много еще чего любопытного в этом парадизе. А мне он особенно дорог круизными воспоминаниями. За ними и наведался.
Бухта Вильфранж - некогда военно-морская база России, в недавнем прошлом 6-го флота США и, может быть, самое красивое место на Лазурном берегу. Бросаем якорь, поворачиваемся разными боками своего, как нам кажется, большого-пребольшого "Тараса Шевченко" - красуемся. Но вот, заслоняя полнеба, входит в гавань и громоздится неподалеку, но как бы и над нами, плавучий сарай Carnival. Тогда казалось, что у них на борту одни миллионеры - нет, конечно. Просто эти люди уже давно научились носить приятную глазу легкую одежду, заходить в рестораны, покупать всякую ерунду и беззаботно смеяться, а мы тогда еще нет. И ботиком их высаживали красивым, а не облезлым, как нас. И ради них, а не ради нас выставили на причале столы с дринками и суетится кто-то с испитым лицом и в галстуке - мэр, наверное.
Уныние в рядах.
Спокойно, граждане, еще не вечер. А вечером: оркестр - на палубу, шашлык - на палубу, глинтвейн под наш национальный дринк - тоже на палубу. Ще не вмерла. Русские идут. Гремит музыка, раздается визг девчат. Густой аромат шашлыков распространяется над Ривьерой, дразнит американские ноздри. Вроде улыбаются, руками машут - но, чувствуется, ошеломлен потенциальный противник и раздавлен. Им такое веселье у себя на борту не снилось. Под шашлычные песнопения, с шутками и прибаутками, покидает ликующий "Тарас" бухту Вильфранж.
Ноги
Как же давно я здесь не был!
Аллея ног в Монте-Карло существенно пополнилась. Не мудрено: каждый год добавляют не только золотого лауреата, но и пять легенд футбола.
Я вознамерился запечатлеть всех. Зачем? Они перечислены в Вики, и отпечатки ничем, кроме имени и даты, не отличаются один от другого. Ноги как ноги. Видно, что плоскостопием никто не страдает. Чем мои хуже?
Не знаю, зачем. Но вот - не мог оторваться. Ну мистика же. У пианистов - пальцы, понятно. А тут и пальцы обыкновенные, и пятка заурядная. Но эта обыкновенная с виду стопа могла, приняв пас, в одно неуловимое касание переправить мяч в ворота по немыслимой траектории. И другая стопа ничем ей не уступала.
В футбол человечество играло, сколько себя помнит. Правда, не все человечество, а его худшая половина. Называлось иначе, допустим, у римлян - сферомахия. Главное - пинать. Женщины, вот вам хочется, при виде мяча, кошки или пустой консервной банки пнуть что-то из перечисленного ногой? А нам хочется. Я это осуждаю, не подумайте. Просто говорю как есть. Возможно, в подсознании фигурирует отрубленная голова злейшего врага, пинать которую одно удовольствие.
Я становлюсь на опасную сексистскую дорожку, знаю, но борьба за успех, притом, если вдуматься, и успех-то сомнительный, и борьба дурацкая - это тоже мужские дела.
В юности бегать и "мотаться" было лень, зато научился, стоя на воротах, ловить (иногда) мяч, падая на бок. Не дрейфил, бросаясь в ноги. В результате оными по моей голове постучали в своё время изрядно. Это многое объясняет.
Наше всё не могло сыскать в России две пары стройных женских ног. Я на Аллее не нашёл ни одной пары мужских. Зато нашлась пара рук - Ринат Дасаев.
Украина представлена неплохо. Три пары. Шевченко, Блохин, Беланов.
Мои на фото - из мелкого честолюбия.
В конце октября с.г. решат, чьи очередные конечности будут увековечены. Приз-слепок - из чистого золота, кстати. Можно записаться на ужин с великими - это выставлено на аукцион, последний бид - 1000 евро.
Я, пожалуй, удовлетворюсь фото.
Кроме шуток: огромное уважение к этим людям испытываю. Не зря они зарабатывают свои миллионы.
И что странно: к футболу я, в общем, охладел, и довольно давно.
А за стеной там - японский сад замечательный. Но это отдельная песня.
Потрясение
Надо, наверное, напутешествоваться всласть и наесться красот до отвала , чтобы, представьте, радоваться их отсутствию. Немножко жалеть - и любить вот именно за это.
Гавр выбомбили в войну подчистую. Построили, можно сказать, заново. Строили с умом. Все для людей.
Я поселился там как-то, чтобы совершать вылазки в такую замечательную Нормандию кругом, но однажды, замыслив небольшую утреннюю прогулку к океану, не смог расстаться с этим городом. Так до позднего вечера и гулял, похерив запланированную программу.
На фото - туалет. Тоже надо иногда. Однако я таких не видывал. Никаких монеток, что всегда приятно, но не это главное. Играет умиротворяющая музыка. Карты города с указанием маршрутов. Идеальная чистота, само собой. Застегивая, пардон, штаны, подумал: не хватало еще, чтобы кто-то поблагодарил за посещение и пожелал хорошего дня. И тут в кабинке раздается приятнейшее контральто: "Благодарим за посещение, хорошего вам дня".
Тень на фото - это я и есть. Потрясенный, увековечиваю. У меня за спиной - Атлантический океан.
Cамое ужасное в нормандском завоевании
Вот для разрядки классный мультик о том, как нормандский герцог (он мне давно дорог) стал в 1066 году английским королем.
Студенческая работа, казалось бы.
В основе, понятно, вышивка в Байе.
Я отобрал несколько показательных комментариев. Гордые бритты пишут:
- Во всем этом самое ужасное, что многие из нас произошли от французов.
- Король Англии должен был победить!
- Элита сражается за свои земли и власть, а обычные люди гибнут и живут в бедности...вот вам история человечества.
- Моя дочь благодаря вашему фильму сдала тест по истории. Она никогда не забудет нормандское нашествие.
- Да, у Гарольда были недостатки, но в конце концов он пал как герой на поле битвы.
- Не показано, как саксы били нормандцев, пока те не выманили их...Не сказано, что саксы одновременно отбивались от викингов на другом конце страны...Не упомянуто, что означало якобы нарушение Гарольдом клятвы...а так хорошее видео.
- С корабля пацан классно блеванул. Супер!
- Англичан мочат под музыку сэра Элгара. Круто!
- Извините мой саксонский, но я совершенно о@л.
- Четыре минуты экстаза. Сделано классно. На последнем титре, если честно, я был тронут до слез.
- Вот почему пролив не остановил французов, как он остановил эту падлу Гитлера?
Реплика, достойная быть отмеченной особо:
- Неплохо, но намного лучше было бы, если бы кроме картинок еще и рассказывали.
36 часов на размышление
Преодоление франко-немецкой ненависти началось в 1946 году с приглашения немецкой делегации на конференцию в Швейцарии. Когда немцы вошли, Ирэн Лор (у которой сына мучили в гестапо) встала и вышла, за ней - другие французы, и стали готовиться к отъезду. Встретив г-жу Лор в коридоре, Фрэнк Бухман, организатор конференции, спросил ее: "Как вы думаете строить Европу без немцев?" Г-жа Лор заперлась в своем номере и не выходила из него 36 часов. Потом она поднялась на трибуну и попросила извинения у немцев за то, что слепо их ненавидела. Немцы приготовились к другому. Они ждали обвинений и приготовились перечислять встречный список обид, начиная с политики кардинала Ришелье, сознательно разжигавшего тридцатилетнюю войну, когда она немного затихала. Выступление Лор их ошеломило и повернуло к покаянию.
Конец цитаты. Вычитал у Григория Померанца.
Речь идет о конференции Инициативы Перемен (IofC) - международного движения, объединяющего людей разных культур, возраста и вероисповедания, вовлеченных в процесс позитивного "изменения мира". Основатель - американский пастор Фрэнк Букман, по происхождению швейцарец. Упомянутая Ирэн Лор - одна из руководителей французского Сопротивления.
Я очень скептически отношусь ко всякого рода массовым покаяниям, верю только в индивидуальную вменяемость. По-моему, народ в принципе неподсуден, а за разговорами о покаянии удобно прятать конкретную вину конкретных людей. Ни один немец из нынешнего поколения по определению ни на йоту не виновен в том, что происходило 70 лет назад. Повторяю, если кто не слышал: ни на йоту не виновен. Равно как невиновны в этом и потомки тех первых учеников из местных, кто сотрудничал с нацистами на оккупированных территориях. И насколько полезны "влиятельные международные движения" - тоже большой вопрос. Но вот эта подробность...36 часов подряд не выходить из номера ("не готова, еще не готова"), превозмогая боль никогда не заживающей раны, подвергать себя очеловечиванию - эта подробность поразила.
PS Я нашел фото и еще кое-что о Ирен Лор (Irene Laure). Знаковый эпизод с этим полуторасуточным бдением, конечно же, много раз пересказывался, не только Померанцом, есть книжка на немецком языке "Женщина, которая превозмогла"...Но вот - не знал. Век живи.
Картинка из Канн
В дебрях компа отыскал я эту замечательную картинку.
Канны, 2007 год. Большая тусовка KGC для россиянок. Единичные мужские особи тоже представлены, но в основном, конечно, дамы. Во Дворце кинофестивалей им почитали установочную лекцию, там они обменялись передовым опытом и, надо полагать, провели практические занятия, как, впаривая копеечную косметику, при этом кормить сеть посредников - и богатеть, богатеть...
Вроде и этот сетевой маркетинг грохнулся, нет?
Надо было видеть, как вся эта туго затянутая в платья с претензией на кутюр, маячащая там и сям прическами-горшками, благоухающая и цокающая шпильками толпа утиной походкой разбредалась в перерыв - кушать. Канны должны были привить делегаткам вкус к красивой жизни и стимулировать сетевой пыл, но пока что не радовали. Цены на снедь и напитки в ресторанах явно превышали ожидания. Разбогатеть еще только предстояло.
Что мы видим на этой картинке? На этой картинке мы видим подготовку к открытию. Вот сейчас появится на знаменитом коврике их Главный Сетевик, и позовут в дом.
Всю жизнь я шел к тому, что внешность и манеры - дело десятое. Полагал, что Чехов устами своего персонажа тонко иронизировал, когда ставил в один ряд с душой и мыслью лицо и одежду. И вот гляжу на эти могучие холки, на это чесание спины большим пальцем и пластиковый пакет (смена обуви? бутерброды?), на всё это фу-ты, ну-ты ради делового семинара... и думаю: а ну как я ошибался? И чеховская максима куда глубже? Имеют, ох имеют значение наша шкурка и наши повадки.
Не исключено, что значение это громадное даже.
В поездке там был тогда. Сегодня, может, и не получился бы такой замечательный вид сзади. Все же немало лет прошло, многое поменялось, и не все к худшему.
Крах USB, или Осенний листопад в Москве
Приговор соседа-компьютерщика беспощаден.
Статическое электричество погубило содержимое USB к моему лэп-топу. На кой было покупать аксессуар в первом попавшемся ларьке - явный же Китай. На кой оставлять открытым окно, уезжая на неделю. Флэшку желательно держать в своем разъеме, так она лучше защищена, а я хранил отдельно. Но иди знай. В мое отcутствие прошли грозы, хорошо еще, что шаровая молния не залетела.
Опять какие-то фотки сгинули навек. К уже имевшемуся кладбищу добавилось новое. Год назад крэшнул жесткий диск - и вот на тебе.
Над воротами реального кладбища, мимо которого автобус моего детства и отрочества вез меня в школу, было написано: Второе кладбище. Вообще-то Второе христианское, но слово "христианское" как политически неправильное на то время отсутствовало. Какой-то неясный мистический смысл был в одиноком эпитете "второе" - применительно к месту последнего упокоения. Или это мне сейчас так кажется? А тогда небось думал, как успеть подчитать урок до звонка и когда-нибудь добраться до сисек Ленки Самсоновой.
Утешаешься несвежей мыслью, что эти и прочие потери учат нас лучше ценить то, что осталось.
Бросился перебирать оставшееся и наткнулся, о Боже, на это. Осталось, пережило катаклизмы. Из памяти вроде бы навек ушло, ан нет, сыскалось и вернулось.
Ты летишь в Москву после знаменательного круиза по Сене, где этот шлягер Козьмы-Превера все звучал и звучал до одурения, до изнеможения - но ты хотел, чтобы он звучал еще. Ты уныло бредешь по ноябрьской Москве в районе станции "Проспект Вернадского", где тогда жила старшенькая. И ты натыкаешься на пешеходную дорожку, по всей немалой длине исписанную текстом бессмертной песенки.
Как же надо любить кому-то кого-то, чтобы вот так запечатлеть, очевидно же, под покровом ночи.
А вдруг...кто-то живет там, ходит-бродит? И эти аршинные строчки, это наивно-щемящее "Для тебя" еще там?
Пять лет прошло.
А новых кладбищ фоток не будет уже. Не фотографирую больше ничего*
___________________________________________
*Мало-помалу снова стал, конечно.
Три нормандских разочарования
Занесло под конец года в Нормандию, и было это замечательно.
Надо еще дать отлежаться, самому отлежаться.
Кальвадос, да. И много кислорода-адреналина в Этрета.
Но - три разочарования.
Первое.
В Андели больше нет музея "Нормандия-Неман". Поцеловал замок. Теперь-то уж я пошуровал в сети. Музей был закрыт полтора года назад, я опять отстал от жизни.
Cудя по всему, здание осталось никем не востребованным. Вроде и часть экспозиции просматривается за давно не мытым стеклом.
Какие-то экспонаты переехали в большой Музей авиации в Ле Бурже.
Не то. Музея в Лез-Андели нет больше.
Второе меньше садануло, а все же. Cперли Муму в горсаду Онфлера - бронзовую поделку режиссера Грымова ("поделка" в данном случае не плохое слово). Он ее года три назад привез туда в качестве инсталляции к фестивалю российского кино.
Фото, понятно, ретроспективно-заимствованное.
Cперли гады. Узнать бы, кто...
Третье.
И собор, и церковь Сен-Маклу в Руане усиленно реставрируются. Не пускают. Тут уж. Но как-то огорчительно. Нельзя было постепенно, что ли, а не разом, когда мы пожаловали?
Были радости и открытия даже. Но почему-то захотелось поведать об огорчениях сперва.
Нормандия - Вестфалия, ноябрь 2011 г.
Парижско-киевский миф развеян
Господа! С болью в сердце сообщаю о смерти еще одного исторического мифа. Хотя специалисты и так давно в курсе. На приоритете демифологизатора не настаиваю. Звурядное просветительство и любовь к истине.
Не больно благодарный труд - развеивание апокрифов, однако. Как болтались эти выдумки в сетевой проруби, так и болтаются, растиражированные в тысячах постов, блогов, статей. На бумаге тоже хватает, будь здоров.
Но делать что-то надо.
Поезжайте в Киев и спросите, кем была французская королева Анна до переезда к мужу. И вам скажут, что она была природная киевлянка, дочь Ярослава Мудрого. И это святая правда.
А дальше...
Анна Ярославна, может, и писала что-то отцу в Киев после замужества в XI веке. А, может, и не писала. Ни одно письмо или хотя бы внятное свидетельство, что переписка вообще велась, не дошло до нас. Широко известная байка насчет ее сетований, мол, Париж город так себе, улицы узкие, дома низкие, нравы ужасные, милый папенька, забери меня обратно в Киев - ни на чем не основана. Про папеньку - это уже моё; а что, тоже хочется поучаствовать в этом безудержном фольклоре.
Тем более, при всем уважении к матери городов русских, Париж выглядел тоже по тому времени не так уж плохо, так что очень и очень вряд ли. В качестве литературной версии сгодится. Можно вставить в роман. Или в рассказ экскурсовода, но модальность должна быть четко указана - предположение, вымысел, "говорят". Кто спорит, красивая легенда. Но воспроизводится же как факт, как истина в конечной инстанции.
Я полез с вопросом, только с вопросом в сообщество знатоков Средневековья и был там за этот вопрос, только вопрос предан публичному осмеянию. Я им всем палец показал, не беспокойтесь, но это лирика, а по сути медиевисты правы. Миф.
Истоки таких намеренных или невольных, простодушных фальсификаций - это всегда занимательно и имеет отдельный интерес.
Кивали на поэта Николая Тихонова, сочинившего в начале 70-х следующее:
Неуютно, холодно и голо,
Серых крыш унылая гряда.
Что тебя с красой твоей весёлой,
Ярославна, привело сюда?
Из блестящих княжеских покоев,
От друзей, с какими говоришь
Обо всём высоком мирострое,
В эту глушь, в неведомый Париж?
Может, эти улицы кривые
Лишь затем сожгли твою мечту,
Чтоб узнала Франция впервые
Всей души славянской красоту!
Во как. Но, оказывается, у Тихонова был предшественник. В пьесе 'Ярослав Мудрый' Ивана Кочерги Анна сетует: