Путешествия Гризли и Паумена
Коктебель (2017)
~~~~~
Русский Север (2016)
~~~~~
Рыбачье (2016)
~~~~~
Калининград (2015)
~~~~~
Тихвин (2014)
~~~~~
Псков, Пушгоры (2014)
~~~~~
Анапа (2014)
~~~~~
Балаклава (2013)
~~~~~
Нижний Новгород (2012)
~~~~~
Судак (2012) (Коктебель, Новый Свет)
~~~~~
Старая Русса (2012)
~~~~~
Байкал (2011)
~~~~~
Ярославль и Владимир (2011)
~~~~~
Крым (2010)
~~~~~
Новгород (2010)
~~~~~
Тверь (2009)
~~~~~
Рыбинск (2008)
~~~~~
Выборг (2008)
~~~~~
Новгород (2007)
~~~~~
Агой (2006)
~~~~~
Тула (2005)
~~~~~
Вологда (2005)
~~~~~
20 часов в Харькове (2004)
~~~~~
От Дагомыса до Нового Афона (2004)
~~~~~
От Туапсе до Адлера (2003)
~~~~~
Смоленское путешествие (2002)
~~~~~
Два дня в Петрозаводске (2002)
~~~~~
Один день в Москве (2002)
~~~~~
Псковское путешествие (2001)
~~~~~
Белое путешествие (Архангельск, Северодвинск 2001)
~~~~~
Анапа (2000)
~~~~~
Ейские записки (1997)
~~~~~
Фотоальбомы с описаниями
Внимание, трафик!
Соловки (2016)
~~~~~
Из Петрозаводска в Кемь (2016)
~~~~~
Кижи (2016)
~~~~~
Петрозаводск (2016)
~~~~~
Калининградский зоопарк (2015)
~~~~~
Калининград (Светлогорск, Зеленоградск, Янтарное, Балтийск) (2015)
~~~~~
Тихвин (2014)
~~~~~
Пушгоры (2014)
~~~~~
Псков (2014)
~~~~~
Анапа (2014)
~~~~~
Балаклава (2013)
~~~~~
Н.Новгород (зоопарк) (2012)
~~~~~
Нижний Новгород (2012)
~~~~~
Судак (2012) с оглавлением
~~~~~
Коктебельский дельфинарий и Кара-Даг (2012)
~~~~~
Арпатский водопад и Веселовская бухта (2012)
~~~~~
Меганом, Гравийная бухта, купание в открытом море (2012)
~~~~~
Новый Свет и тропа Голицына (2012)
~~~~~
Генуэзская крепость и тропа на горе Алчак (2012)
~~~~~
Старая Русса (2012)
~~~~~
Ярославский зоопарк 2011
~~~~~
Ярославль, Владимир (2011)
~~~~~
Байкал, Ольхон, мыс Хобой (2011)
~~~~~
Байкал, Ольхон (2011)
~~~~~
Байкал, дорога на Ольхон (2011)
~~~~~
Кругобайкалка (2011)
~~~~~
Байкал, Листвянка (2011)
~~~~~
Байкал, Большие Коты (2011)
~~~~~
Иркутск (2011)
~~~~~
Новгород, Старая Русса, Валдай 2010
~~~~~
Алушта и Крым от Малоречки до Севастополя 2010
~~~~~
Походы Гризли и Паумена
Маршрут 3: Приозерский плес (2004 год)
~~~~~
Маршрут 2: По озерам и порогам Выборгской погранзоны (2003 год)
~~~~~
Маршрут 1: По разливам Вуоксы (2002)
~~~~~
Походные тезисы
~~~~~
|
Автор заранее предупреждает, что данные заметки является наблюдениями непосвященного, и ни в коей мере не должны обижать местных жителей или знатоков края при неточностях, недомолвках или даже злонамеренном искажении информации об описываемых местах.
Я не претендую на звание краеведа или беспристрастного исследователя, а лишь излагаю свои впечатления, которые могут быть бесконечно далеки от объективной реальности.
Петрозаводск (15-16 ноября 2002)
По большому счету, эти записки нельзя назвать художественным произведением. Скорее, перед вами - доскональное описание нашего двухдневного пребывания в одном из интереснейших городов России - Петрозаводске, столице замечательной республики Карелия. Данные наблюдения настолько подробны, детальны и реалистичны, что многим читателям могут показаться слишком скучными.
Прекрасно понимая это, я все-таки решился выложить написанное на "Заграницу". Во-первых, в этом разделе хранятся все наши избранные путешествия, и было бы глупо выкидывать одно из коллекции.
Во-вторых, путешествия - это образ жизни, колоссальное познавание мира и огромный человеческий опыт, то есть, "вещь в себе" - и невозможно заранее спрогнозировать мнение читающей публики об "увиденном в пути".
В дальнейшем - постараюсь быть более краток, а пока - примите то, что получилось.
15.11.02 пятница
Прибытие | Начало осмотра | Краеведческий музей | Музей "Природа Карелии"
Продолжение осмотра | Онежская набережная | Вверх по проспекту Ленина |
Вечер трудного дня
16.11.02 суббота
Путь до камеры хранения | После камеры хранения | Выставочный зал
Васаби | Прогулки по городу | Снова на набережной | Старосветские помещики |
Прощание с Петрозаводском
15.11.02 Пятница.
ПРИБЫТИЕ
В то ноябрьское утро было темно и холодно. Поезд "Санкт-Петербург - Петрозаводск" медленно затормозил на длинном вокзальном перроне и, наконец, остановился. Пассажиры спешно засеменили к выходу. Среди выходивших оказались и мы: Паумен и Гризли.
*
Термометра у нас не было. Путешественники вышли и огляделись, пытаясь вспомнить знакомые ранее здания, ибо были здесь пять лет назад.
- Что-то припоминается, - наконец, промолвил Гризли. - Это - вокзал, а дальше - улица Ленина.
- Проспект Ленина, - поправил меня Паумен. - Хватай сумку, пойдем узнавать рейсы автобусов.
Таким образом, друзья начали свое первое зимнее путешествие.
*
Большинство пассажиров встречали на перроне их знакомые.
- Вчера было пять, а сегодня десять, - выудил я чью-то фразу в частоколе многочисленных разговоров.
- Потепления не предвидится, - сообщил я товарищу. - Будем крепиться.
*
От железнодорожного вокзала пройти на автобусный весьма просто: только надо топать по шпалам. Незнающие добираются обходным путем, через виадук, что на сильном морозе нецелесообразно. Однако, это была информация пятилетней давности.
Оказалось, что бдительные железнодорожники не теряли времени даром и оградили свой вокзал внушительным бетонным забором, в стиле классического "северного порядка".
- Пожалуй, мы не пройдем, - засомневался Гризли.
Однако Паумен уверенно вел меня вперед. Это оказалось правильным поступком. Неизвестные любители северного беспорядка проделали в заборе дыру - весьма сносную для прохода одного человека. Около проема стояла женщина и сокрушенно взирала на лазейку - ее тележка туда не пролезала.
Мы же успешно преодолели препятствие и оказались в районе прямой видимости автовокзала. Топать до него оставалось метров 150.
*
Петрозаводский автовокзал у меня всегда ассоциируется с туристами-водниками, которые летом разъезжаются во все стороны, дабы выйти на озера и пойти по порогам, стремнинам и прочим водным прелестям, которыми изобилует великая Карелия. В настоящий момент автовокзал был суров: мела метель, народу было мало.
На площади перед вокзалом с платформами на разные направления отправлялся только один рейс. Контингент пассажиров сплошь состоял из "рыбаков зимнего флота". Со стандартными ящиками, в теплых одеждах эти люди были похожи на отряд спецназа, выезжающий на боевое задание.
*
Друзья поспешили в знакомое здание.
- В Шелтозеро, в Шелтозеро! - приговаривал Гризли, постепенно понимая всю сложность зимних разъездов. - Если рейс будет в 12, а назад - в 15, обязательно поедем.
Для незнающих сообщу, что в Шелтозеро находится краеведческий музей.
Однако, как и ожидалось, рейс в Шелтозеро был только один - ранним утром. Обратного, почему-то не было. Очевидно, считалось, что в этом месте просто необходимо заночевать.
*
Путешественники остановились перед обширным расписанием в нерешительности. У нас было только два дня и строить планы на будущее надо было немедленно.
- Может, в Кондопогу съездить? - предложил Паумен. - Автобусы через каждые два часа.
- Там мы уже были, - по морозному выдохнул я. - Я бы посетил вновь их краеведческий музей. Но стоит ли совершать поездку по местам былой славы?
Ничего окончательно не решив, путешественники вышли на улицу. Автобус с рыбаками уже уехал. Перед нами открывались широкие перспективы и друзья решительно направились в знакомо-незнакомый город.
*
Перед железнодорожным вокзалом находится площадь Гагарина. Туда подъезжают троллейбусы разнообразных маршрутов: основной транспорт Петрозаводска. Гризли дотащил тяжелые "баулы" и поставил их на постамент.
- Пешком не пойду, - сообщил я товарищу.
- Но на каком троллейбусе ехать? - развел руками Паумен.
Наш путь лежал в гостиницу "Онежец", где мы жили пять лет назад. Тогда там совсем не было народа. Затем - в туристских описаниях на библиотеке Мошкова я нашел записки людей, останавливавшихся в "Онежце" в 1999 году.
Наконец, перед поездкой мы позвонили и узнали, что гостиница функционирует.
*
К площади Гагарина подошел N4.
- Садимся, - решил Паумен и путешественники влезли в старомодное транспортное средство.
Народу в салоне почти не было. Я сел с тяжелыми сумками, а Паумен попытался изучить карту городского транспорта, вывешенную на стенке. Однако сориентироваться оказалось практически невозможно: окна были покрыты ледяными узорами, за ними - темнота. Кроме того, троллейбус ощутимо встряхивало и кидало на поворотах. Наконец, к путешественникам подошел кондуктор.
- Выходите на Александра Невского, - объяснила женщина, узнав наши проблемы.
Мы уставились в карту. Такой улицы в Петрозаводске не было.
- На следующей остановке, - в приказном порядке сообщил кондуктор. - И пойдете прямо.
*
- Наша карта - 1987 года, - пояснил Паумен уже на улице. - Раньше этот проспект носил имя Урицкого. А ныне переименован в Александра Невского.
- Как Александр Невский связан с Петрозаводском? - возмущенно воскликнул я. - Город был заложен, когда князь давно умер. Да и вообще личность полководца - весьма противоречивая...
- Невский - это символ, - оборвал мои рассуждения Паумен. - Пусть будет. Правда, в чем провинился Урицкий?
*
По Александра Невского мы неумолимо приближались к "Онежцу".
- Посмотри, какая узкая улица, - поделился своими соображениями Гризли. - А утверждается, что проспект!
- Другие стандарты, - пояснил мой товарищ. - А ты знаешь, довольно холодно.
- Да, не жарко, - признался я, хотя тяжелый рюкзак и сумка слегка согревали. - И светлеет здесь позже, чем в Питере.
Действительно, шел уже девятый час, однако солнце всходило крайне неохотно. Небо было ясное, именно из-за этого и разыгрался мороз, но поздняя осень делала утро каким-то низким и серым.
*
Друзья вышли на улицу Антикайнена, прошли квартал и свернули на Володарского.
- Узнаю родимые края! - обрадовался Гризли. - Где-то здесь должно быть деревянное здание.
Паумен молча вел своего товарища вперед.
- Узнаю, узнаю, - все приговаривал я. - А гостиница еще через два квартала, ага?
Мой друг выразительно посмотрел на автора этих строк.
- Вот она, гостиница, - сказал он, указывая на ближайшее здание. - Главное, чтобы номера свободные были.
*
Весьма продрогшие, мы миновали деревянное крыльцо и оказались перед окошком администратора. Я встал с сумками неподалеку, а Паумен включился в беседу. Рядом с окошком висел список, из которого я заключил, что в "Онежце" всего 22 номера. Это, действительно, была очень маленькая, мало кому известная гостиница.
- Номеров нет, - грустно сообщил Паумен, обернувшись. - К ним цирк приезжает.
Ах, цирк! Я вспомнил, что пока стоял на троллейбусной остановке, видел афишу какого-то заезжего цирка. Мы еще рассуждали: стоит ли сходить туда? Вроде бы, все совпадало.
- Пойдем в "Северную", - покорно констатировал я, но в это время голова Паумена вновь скрылась в окошке администратора.
Гризли стал терпеливо дожидаться развязки разговора.
*
Администратор и его помощница явно не торопились. Они что-то тихо обсуждали между собой.
Наконец, одна из них сказала:
- В 10-ый, наверное, уже не вернутся. Пойди приберись.
Помощница вышла. Мы проводили ее умоляющими взглядами.
- Иду в 10-ый убираться, - покровительственно сообщила она.
*
Таким образом, как-то неожиданно, нас поселили. Путешественники заплатили 320 рублей за сутки, получили ключи и отправились на второй этаж в свой номер.
Там нас встретила уже известная помощница.
- Здесь грязновато, - заявила она. - Скоро появится уборщица, постучит. Вы ее пустите, иначе она за целый день не уберется.
Это заявление нас не обрадовало, ибо друзья собирались поспать.
*
- Сейчас тащиться по морозу к "Северной" было бы тяжко, - признался я. - Так что нам повезло.
- А если бы я не стал просить, - заметил Паумен, - Гризли бы развернулся и потопал в "Северную".
- Это точно, - признался я. - Я - не пробивной товарищ.
Судя по случившейся с нами истории, в гостинице "Онежец" царила наплевательская, застойная атмосфера в отношении снимающих номера. Администратор не была заинтересована в постояльцах. Она просто проявила человеческое понимание, когда узнала, что мы из Питера.
Могла бы и не проявить.
*
Номер оказался довольно удобным - хотя и стандартным. Больше всего меня поразило отсутствие тумбочек. Была только одна - но на ней стоял внушительный цветной телевизор, который, кстати, мы за все путешествие ни разу не включили.
Зато имелись раковина и туалет: поэтому цены в "Онежце" можно смело назвать дешевыми. Мы включили радио и оттуда донесся бодрый голос: "Скоро вы сможете принимать новый телевизионный канал - СТС!".
- Вот и "СТС" до Петрозаводска докатился, - подумал я. - "Осторожно, модерн-2" хоть люди посмотрят...
*
Путешественники совершили небольшой завтрак, состоящий из булки, колбасы и банки рыбных консервов. Затем поспешили в душ. Он был бесплатным и располагался на первом этаже.
Нашему взору предстали две душевые кабины, отдельно запирающиеся.
- Надо помыться тщательно, - сообщил я Паумену. - Боюсь, что вечером это уже не удастся.
- Да, - согласился Паумен. - Приедут циркачи, и в "Онежце" станет очень шумно.
- Все сразу пойдут в душ, - добавил я.
- И будут мыться до умопомрачения вместе со своими цирковыми животными, - закончил мой товарищ.
*
После душа путешественников ждал сон.
Однако, если вы думаете, что мы расположились цивильно в кроватях, например, раскинув руки, то жестоко ошибаетесь. В "Онежце" было ужасно холодно. Во-первых, на дворе уже грянуло градусов 12 мороза, во-вторых, топили еле-еле. Друзья одели свои самые теплые свитера, тренировочные и, в таком виде, забрались под весьма тонкие одеяла.
- Всем путешественникам советую останавливаться в "Онежце" летом, - промолвил Гризли перед сном. - Но вот зимой - это вряд ли.
Часовая стрелка будильника дошла до девяти утра и путешественники забылись поверхностным сном.
НАЧАЛО ОСМОТРА
*
Проснулись мы в 12-00. Кстати, за время сна я сильно замерз. Несмотря на теплую одежду, я постоянно переворачивался, поджимал ноги к животу и периодически менял положение. Увы, согреться не удалось.
Мой товарищ явно не выспался. Физиономия у него была сонная и усталая.
- Надо просыпаться и идти, - стал объяснять я. - Слишком долго спать - просто глупо, иначе зачем вообще в другой город приехали?
Чтобы приободриться, мы допили кофе из термоса и постепенно начали собираться.
*
Гостиничный туалет обнаружил сразу два недостатка. Во-первых, был рассчитан на человека высокого роста, то есть, если сидишь, то ноги не доходят до пола и чувствуешь себя весьма неуверенно.
- Это - комплекс Сабониса, - прокомментировал Паумен.
Второй недостаток был более значителен - не работал слив.
- Да, гостиница явно переживает упадок, - высказался Гризли. - Ну, ничего, что-нибудь придумаем.
В итоге, я обнаружил пол-литровую бутылку из-под воды и мы организовали "автослив" - всяк лучше, чем ничего.
- Из любой ситуации можно выкрутиться! - провозгласил Паумен.
Путешественники оделись в свои самые теплые вещи, закрыли номер на ключ, ключ отдали администратору. Она в это время глядела в окно и сообщала своей подружке: "Смотри какая погода, солнце светит"!
Сопровождаемые этими бодрыми словами, друзья вышли из гостиницы.
*
На улице ощущался холод. Паумен развернул карту и повел Гризли вперед. Наш путь естественным образом лежал в краеведческий музей - первое место в городе, куда следует идти любознательным путешественникам.
Друзья вышли к Лососинке. Тут пора дать первую информацию о городе. Петрозаводск расположен между двумя реками - Лососинкой и Неглинкой, в месте их впадения в Онежское озеро.
Несмотря на мороз, Лососинка не замерзла. Очевидно, в нее стекали какие-то горячие воды с заводских производств. К тому же, течение было очень сильным и разбивало лед.
*
Мы спустились по весьма скользким ступенькам вниз и перешли речку по мосту. Слева открылся стадион. Невольно сравнивая его со смоленским, я нашел, что петрозаводский - более современный, с красивой крытой трибуной. Однако в зимнее время стадион был полностью законсервирован - до будущей весны.
Здание исписали всевозможными изречениями. Одно мне запомнилась: "Тюрьма - мой дом, мой дом - тюрьма, но там сижу не я".
Я долго пытался осмыслить написанное.
- Кто же там сидит? - наконец, спросил я Паумена.
- Эдуард Лимонов, - безапелляционно ответил мой товарищ.
*
Оказалось, что стадион носит название "Спартак". Рядом с билетными кассами почему-то исписанными надписями "Динамо Санкт-Петербург", расположился городской авторынок. На нем, по петрозаводским меркам, было немало народу. Друзья миновали толкучку, вышли на улицу Герцена и направились к центру.
По дороге зашли в аптеку и купили Паумену "Аспирин УПСА", ибо мой товарищ чувствовал некоторую болезненную усталость.
*
По улице Герцена друзья потопали в направлении проспекта Ленина. Справка N2: В Петрозаводске довольно легко ориентироваться: от центрального вокзала до Онежского озера идет главная магистраль города - проспект Ленина. Он - очень оживленный и является центром даже в большей степени, чем для Питера - Невский.
*
Не дойдя до центра дома два, путешественники обнаружили неплохой магазин сувениров, ("Северянка" (пр. Ленина, д. 25). Туда следовало зайти по двум причинам:
Во-первых, в такую погоду необходимо периодически согреваться.
Во-вторых, Паумен хотел привезти из столицы Карелии какой-нибудь сувенир.
Увы, все было довольно дорого или безвкусно. Мне понравились лишь пепельницы с медведями, но они стоили 220 рублей. К сожалению, это был слишком сильным испытанием для нашего скромного бюджета.
*
Вскоре мы оказались на Ленина. Эта феноменальная магистраль Петрозаводска имеет довольно ощутимый крен в сторону Онеги и всегда заполнена троллейбусами. Создается непередаваемое чувство столичности, какого-то блеска, хоть на проспекте и немало деревянных домов.
Почти сразу за проспектом Энгельса (если спускаться по Ленина к Онежскому озеру) мы увидели "Северную". Это мощное четырехэтажное здание красного цвета (пр. Ленина, д. 21) - основная гостиница города. Здесь ежедневно находят приют многочисленные командировочные, ибо Петрозаводск - столица Карелии, административный центр.
*
На Энгельса, в угловом доме, располагался книжный магазин "Экслибрис". Мы немедленно проследовали внутрь, правда, перед этим, в ларьке, я еще приобрел газету "Петрозаводск" и пачку сигарет "Новость".
В книжном оказался неплохой картографический отдел. Много схем и путеводителей по Кижам, новые карты, отдельные районы Карелии. Цены, правда, довольно высокие.
*
На витрине за прилавком демонстрировалась новая красочная карта Петрозаводска. Однако, отсутствовал продавец. Путешественники подождали пару минут, но к отделу никто не подходил. Наконец, Гризли это надоело, я просто зашел за прилавок, взял карту и мы с Пауменом принялись ее рассматривать.
Новинка оказалась стоящей (1999 год, цена - 40 рублей), очень подробная и информативная. Я уже начал засовывать карту себе в рюкзак, как услышал резонный вопрос Паумена:
- А ты платить за нее собираешься?
Словно услышав эти слова, появился продавец, скромный молодой парень. На его дружелюбном лице читалось, что он готов мне отдать пол-отдела бесплатно. Из чувства противоречия я решил заплатить.
После покупки в магазине мне делать было нечего.
- Пойду курить, - решил я.
Паумен же, от большой любви к книгам, остался изучать другие отделы.
*
Я заканчивал вторую сигарету и весьма продрог, когда мой товарищ, наконец, вышел из "Экслибриса". Вид у него был просветленный. Я же весьма сильно захотел в туалет, ибо изрядно продувало. Однако справить малую нужду в самом центре Петрозаводска представлялось проблематичным.
- Гризли, здесь есть писательская организация! - доложил мой товарищ. - Я даже обнаружил книжки трех местных авторов.
- О чем пишут? - спросил я, более думая о своем мочевом пузыре.
- Одна книга называется "Иду к вам, деревья!", - сообщил Паумен. - Совсем как у Довлатова - "Я иду к вам, люди".
- Да, - пробормотал я. - Нынче к людям идти уже не модно. Лучше - к деревьям, оно и безопасней, и более авангардно выглядит. ... Пойдем-ка, Паумен, побыстрей в музей, а то я, боюсь, описаюсь...
*
У краеведческого музея очень простой адрес: площадь Ленина, дом 1. Чтобы добраться туда, надо совсем чуть-чуть протопать по улице Энгельса и выйти к памятнику Ленина. Он стоит в самом центре архитектурного ансамбля, окруженный вечнозелеными елями.
- Куда идти? - стали размышлять друзья, оказавшись около памятника.
Дело в том, что слева и справа от монумента располагалось два одинаковых здания. Каждое из них вполне могло быть краеведческим музеем.
*
Что же касается петрозаводского Ленина, то вождь оказался своеобразным: по пояс был закрыт трибуной, что спасло Ульянова от традиционных "ног слона". Насколько я знаю, Ленин в Петрозаводске никогда не был. С какой тогда трибуны он выступал? Очевидно, архитектор скопировал известный постамент около Финляндского вокзала (Санкт-Петербург), где Владимир Ильич произносит речь с броневика.
Однако, одна деталь не совпадала. В Питере Ильич сжимает в руке неразлучную кепку. В Петрозаводске ему заботливо подсунули шапку. Вождь мирового пролетариата, по давно заведенной традиции, интенсивно ее мял.
- Почему Ленин все время изображается с головным убором? - спросил я Паумена. - И неужели обязательно в северном городе снабжать вождя теплой шапкой? Ведь памятнику не бывает холодно! Кому понадобился столь конкретный реализм?
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
*
На последнем вопросе мы вошли в здание музея. Общий билет стоил довольно дорого: 60 рублей. Зато, как только мы заплатили, работники музея стали приветливыми и гостеприимными.
- Не подскажете, где туалет? - сразу спросил я, ибо без предварительной подготовки просто не мог приступить к осмотру.
Последовала интересная инструкция: "Пройдите по коридору, а затем - вправо, прямо за фотографией заросшего старика". Очевидно, дорогу в туалет музейщики объясняли не в первый раз. Интересно, что "заросшим стариком" оказалась фотография лагерного заключенного из архивов НКВД. Она демонстрировалась в рамках выставки "Взгляд из 20-х".
- А я думал, что это - главный бомж города Петрозаводска, - признался я. - Навеки вошел в историю города.
*
Вскоре мы оказались готовы к осмотру. Нам любезно указали путь: первая выставка называлась "На пороге древнего мироздания".
Именно там я узнал, что такое "петроглиф". Этот термин происходит от двух греческих слов: петрос - камень, скала и глифо - резать, вырезать. Так что, петроглифы - это изображения на камне, не нарисованные, а вырезанные на поверхности.
Оказалось, в Карелия найдены два крупнейших в Европе скопления наскальных изображений: на восточном побережье Онежского озера на мысе Бесов Нос и в устье реки Выг, впадающей в Белое море.
С 2002 года эти петроглифы включены всемирным фондом памятников в 100 памятников культуры мирового значения. Это - весьма достойная оценка. Впрочем, хватит информации из рекламных проспектов, лучше опишем личные впечатления.
*
Под стеклами располагались фотографии петроглифов в натуральную величину. В основном, схематические изображения человека и оленей, иногда - рыб. Интересно, что карельские петроглифы - неглубокие, менее одного сантиметра в глубину. В связи с этим днем их не видно: только утром и вечером, при свете косых солнечных лучей.
Посередине зала лежал огромный камень с высеченными на нем петроглифами. Это были результаты первой экспедиции на Бесов мыс в 1927 году. Тогда археологи чувствовали себя хозяевами природы, поэтому, не долго думая, просто взорвали самый интересный фрагмент и увезли в Петрозаводск. Этот поступок прекрасно характеризует тогдашнюю историческую ситуацию.
*
Мое внимание привлек петроглиф, изображающий рыбную ловлю. Он был хорош, подробен, отличен от других, но заинтересовал совсем по другому поводу. Я вдруг вспомнил, что в 2000 году, находясь в Анапе, мы с Пауменом посетили археологический музей на месте раскопок древнего города Горгиппии. Именно там экскурсовод рассказывал про данный петроглиф, подробно объясняя особенности местной рыбной ловли.
- Так чей петроглиф? - задаю я прямой вопрос всемирной паутине.
Даст ли мне кто-нибудь вразумительный ответ?
*
Самое сильное впечатление произвело знакомство с Бесом. Это очень концентрированный и глубокий образ, который навеки останется в моей памяти.
Бес - знаменитый петроглиф, вырезанный на берегу Онежского озера. На скале - очень странная фигура человека. Ее прорезает толстая прямая линия: она делит Беса на живую и мертвую половины. Слева от линии - пустая глазница, смерть. Справа - жизнь, смотрящий глаз. Разделительная черта представляет собой глубокий желоб в скале, который доходит прямо до воды.
Ученые полагают, что желоб был предназначен для ритуальных жертвоприношений: кровь алой струйкой стекала в Онежское озеро.
*
Кто приносился в жертву много лет назад: животные или люди? Зачем двухметровая фигура была выбита на скале? И почему ее несправедливо назвали "Бесом"?
В 14 веке на уникальный петроглиф наткнулись муромские монахи. Они не придумали ничего лучше, чем уничтожить нечистую силу, а именно, выбили на левой стороне "беса" (а именно монахи его так назвали) христианский крест. С тех пор Бес стоит с крестом: хотя он ему, конечно, совершенно не нужен.
*
Странная фигура Беса завораживает меня. Я испытываю к ней теплые чувства. Я просто физически ощущаю текущую кровь, падающую и растворяющуюся в вечных водах Онеги. Причастность к великой нераскрытой тайне пронзает меня насквозь.
Позднее я даже пришел к выводу, что в славный северный город Петрозаводск нас вызвал именно Бес. Конечно, это - просто выдумка, но она мне нравится. Бес просто заиграл на невидимом "ловце духов", описанном Кастанедой, и вызвал нас в Карелию. Ведь путешественники собирались ехать в Новгород.
И если бы я был хоть чуточку религиозным человеком, то без тени сомнения и колебаний, выбрал для себя Богом странное изображение человека, разделенного надвое каналом для жертвоприношения...
*
Весьма просвещенные, мы покинули "Порог древнего мироздания" и почти сразу очутились на выставке "Калеватор". Она была оформлена очень загадочно. Вход на экспозицию преграждала какая-то завеса. Путешественники решили любой ценой прорваться на выставку, но невозмутимые музейные тетушки нас остановили.
- Сначала прочтите, что написано на стенде, - заученно заявили они.
И путешественники стали читать.
К сожалению, я почти ничего не запомнил. Совет тетушек носил не информационный, а, скорее, психологический характер. Могу лишь сказать словами проспекта: "самая необычная интерпретация известной поэмы Леннрота "Калевала", основанная на образном, ассоциативном восприятии поэмы". В связи с этим - опишу ассоциации от ассоциаций, то есть впечатления второй входимости.
*
Сначала я увидел рисунки на стенах, чем-то напоминающие петроглифы. Все они символизировали женское начало. Собственно, выставка и была посвящена слабому полу, ибо (цитирую) - "Калеватор" соединила в себе всех земных и неземных женщин, она сама женская сущность". Если вам что-то прояснили эти слова, поздравляю: меня только запутали.
Справа был представлен правый рог мамонта, затем пошел забор, сделанный из толстых жердей. Слева демонстрировался рецепт пива. Я долго не понимал, в чем взаимосвязь женщины и пива, но потом прочел в проспекте, что "официальные спонсоры открытия выставки - ОАО Пивоваренный завод "Петрозаводский" и "ООО фирма "Кивач". Сразу все встало на свои места.
В заключительной части экспозиции на нас со всех сторон взирали женские лица со старых фотографий 19-го века. Созерцание давно ушедших из жизни людей наполнило меня необъяснимой печалью.
*
В центре зала стоял навороченный видеомагнитофон и импортный телевизор. По нему демонстрировались странные, расплывчатые изображения, видимо, имеющие непосредственное отношение к выставке. Столь глубокий символизм был мне непонятен.
- Неплохо живет музей, - сообщил я Паумену, вместо того чтобы изучать ценнейшие экспонаты.
Мой товарищ промолчал, занятый рассматриванием прялки.
Завершал композицию видеоряд из трех коллажей: женщина (на всех картинах одинаковая), а в ее ногах - поочередно мальчик, подросток, взрослый мужчина.
- Исключительно феминистический плакат, - прокомментировал Паумен. - Вряд ли подобные идеи были воплощены в древнем карельском эпосе.
На этом путешественники глубоко вздохнули и покинули экспозицию.
*
Длинный коридор вывел нас к выставке "Взгляд из 20-х". Она была посвящена 80-летию образования Карелии и повествовала о далеких, неоднозначных временах первых лет Советской власти. Мы начали осмотр с маленького зала, посвященного культурной революции. В правой половине музейщики восстановили интерьер комнаты тех лет: мебель, печь в углу, стол посередине.
- Неплохо жили, - критически заявил Паумен. - Сейчас, в начале 21 века, у многих квартирки похуже.
- Солидный самовар, - согласился я. - И скатерть - весьма добротная.
*
Оставшуюся часть зала занимал стенд, олицетворяющий культурную революцию, так сказать, воочию: демонстрировался баян; справка врача тех лет, констатирующая, что ее обладатель - врач; много фотографий людей в белых халатах.
- И все-таки, "культурия" в то время было маловато, - прокомментировал Гризли. - В гражданскую войну брат убивал брата, шла страшная междоусобица, а врачи, в основном, лечили раненых.
- Зато посмотри как качественно оформлена выставка, - перебил меня Паумен. - Все экспонаты пронумерованы и по поводу каждого есть информационное сообщение. Это новый шаг в российском музееведении!
И, действительно, экспозиция была оформлена образцово.
*
Следующий большой зал, судя по всему, был основным. Мы долго рассматривали личные вещи людей того времени: билет канадской компартии, американская кожаная куртка, большое разнообразие пил, топоров и других инструментов канадских лесорубов. Дело в том, что в Карелии в те времена было немало интернациональных рабочих коммун.
Особое внимание привлекло "Обращение к карельскому народу", написанное на двух языках: карельском и русском. В нем гневно обличался русский шовинизм, приводились многочисленные примеры притеснения карел. Заканчивалось обращение призывом к независимости Карелии.
Сей любопытный документ был датировано 20-ми годами, а отпечатан, естественно, в Хельсинки.
*
Другой раритетный экспонат: карта 1934 года, по которой Финляндии занимала гораздо больше территории, чем сейчас.
- Единственное, что одобряю в поступках Сталина, - произнес Гризли, - это - отвоеванный у финнов Карельский перешеек. Куда бы мы иначе в походы ходили?
*
Сразу за картой зачем-то демонстрировалась машинка "Ундервуд". Мне сразу вспомнился кабинет Эльмара Соколова, нашего друга, который не может печатать ни на чем, кроме подобного вымирающего монстра.
- Тоже мне, взгляд из двадцатых, - согласился Паумен. - Да большинство профессоров до сих пор строчат на "Ундервуде".
Тут же мне в голову пришли следующие строки:
Люблю тебя, мой друг Эльмар,
Имеешь ты волшебный дар!
При гриппе и простуде,
Стучать на "Ундервуде"!
*
Примерно треть зала отвели заключенным, ибо история страны и, особенно, севера, всегда была связана с тюрьмой. Речь шла о "врагах народа" 20-х годов, когда порядки в лагерях были послабее и сажали меньше.
Я уже писал в Белом путешествии, что население Севера, во многом, росло благодаря заключенным. Думаю, что в настоящее время малый процент карел в республике (по сравнению с русскими), обусловлен огромной армией заключенных, эпатированных на Север. Большинство осталось в Карелии навечно и составило русскоязычный костяк республики.
*
На экспозиции демонстрировалось много фотографий того времени: одинаково одетые, работающие заключенные. На каждом снимке - четырехзначная цифра (материалы из архива НКВД).
Кроме этого, музейщики представили посетителям документы "лагерного творчества": два портера на стенд почета (рисовал не обделенный художественным даром зека). Характерны подписи под рисунками, например: "Петров А.Г., старательный работник, всегда выполняет норму"....
*
Гвоздем программы стал плакат-карикатура "Лагерный неряха", изданный типографией НКВД в Медгоре. Это - редкий экспонат, сочетающий в себе цинизм, юмор и реалии того времени.
Крупный планом изображен внушительный бугай - с бугристыми мышцами, упитанный, довольный. Непорядки у героя только с одеждой и внешним видом: небрит, рубаха рваная, синяки под глазами. Мне он напомнил пьяниц с плакатов времен горбачевской борьбы с алкоголизмом.
Под рисунком - стихи:
"Что за лагерный неряха?
Вся в грязи его рубаха!
Вши - большие, как орехи,
В брюках - рваные прорехи!
...
|