Путешествия Гризли и Паумена
Коктебель (2017)
~~~~~
Русский Север (2016)
~~~~~
Рыбачье (2016)
~~~~~
Калининград (2015)
~~~~~
Тихвин (2014)
~~~~~
Псков, Пушгоры (2014)
~~~~~
Анапа (2014)
~~~~~
Балаклава (2013)
~~~~~
Нижний Новгород (2012)
~~~~~
Судак (2012) (Коктебель, Новый Свет)
~~~~~
Старая Русса (2012)
~~~~~
Байкал (2011)
~~~~~
Ярославль и Владимир (2011)
~~~~~
Крым (2010)
~~~~~
Новгород (2010)
~~~~~
Тверь (2009)
~~~~~
Рыбинск (2008)
~~~~~
Выборг (2008)
~~~~~
Новгород (2007)
~~~~~
Агой (2006)
~~~~~
Тула (2005)
~~~~~
Вологда (2005)
~~~~~
20 часов в Харькове (2004)
~~~~~
От Дагомыса до Нового Афона (2004)
~~~~~
От Туапсе до Адлера (2003)
~~~~~
Смоленское путешествие (2002)
~~~~~
Два дня в Петрозаводске (2002)
~~~~~
Один день в Москве (2002)
~~~~~
Псковское путешествие (2001)
~~~~~
Белое путешествие (Архангельск, Северодвинск 2001)
~~~~~
Анапа (2000)
~~~~~
Ейские записки (1997)
~~~~~
Фотоальбомы с описаниями
Внимание, трафик!
Соловки (2016)
~~~~~
Из Петрозаводска в Кемь (2016)
~~~~~
Кижи (2016)
~~~~~
Петрозаводск (2016)
~~~~~
Калининградский зоопарк (2015)
~~~~~
Калининград (Светлогорск, Зеленоградск, Янтарное, Балтийск) (2015)
~~~~~
Тихвин (2014)
~~~~~
Пушгоры (2014)
~~~~~
Псков (2014)
~~~~~
Анапа (2014)
~~~~~
Балаклава (2013)
~~~~~
Н.Новгород (зоопарк) (2012)
~~~~~
Нижний Новгород (2012)
~~~~~
Судак (2012) с оглавлением
~~~~~
Коктебельский дельфинарий и Кара-Даг (2012)
~~~~~
Арпатский водопад и Веселовская бухта (2012)
~~~~~
Меганом, Гравийная бухта, купание в открытом море (2012)
~~~~~
Новый Свет и тропа Голицына (2012)
~~~~~
Генуэзская крепость и тропа на горе Алчак (2012)
~~~~~
Старая Русса (2012)
~~~~~
Ярославский зоопарк 2011
~~~~~
Ярославль, Владимир (2011)
~~~~~
Байкал, Ольхон, мыс Хобой (2011)
~~~~~
Байкал, Ольхон (2011)
~~~~~
Байкал, дорога на Ольхон (2011)
~~~~~
Кругобайкалка (2011)
~~~~~
Байкал, Листвянка (2011)
~~~~~
Байкал, Большие Коты (2011)
~~~~~
Иркутск (2011)
~~~~~
Новгород, Старая Русса, Валдай 2010
~~~~~
Алушта и Крым от Малоречки до Севастополя 2010
~~~~~
Походы Гризли и Паумена
Маршрут 3: Приозерский плес (2004 год)
~~~~~
Маршрут 2: По озерам и порогам Выборгской погранзоны (2003 год)
~~~~~
Маршрут 1: По разливам Вуоксы (2002)
~~~~~
Походные тезисы
~~~~~
|
БАЙКАЛЬСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 2011 (Иркутск, Листвянка, КБЖД и Ольхон)
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Приложения 1 | 2 | 3 | 4
0. Перед поездкой | 1. Полет | 2. Изучение Иркутска | 3. Иркутск: речная прогулка по Ангаре | 4. Большие Коты | 5. Иркутск: нерпинарий | 6. Листвянка | 7. Подготовка к КБЖД | 8. КБЖД-1 (мыс Половинный, Порт Байкал, турбаза Хвойная, Итальянская стенка) | 9. КБЖД-2 (ручей Киркирей, Крутая Губа, Култук, Слюдянка) | 10. Дорога на Ольхон | 11. Шаманка и Чаячий остров | 12. Мыс Хобой | 13. Сарайский залив | 14. Из Хужира в Иркутск | 15. Иркутск: пляж Якоби | 16. Возвращение |
Приложения 1. О Ежике | 2. О бакланах | 3. "Дилетанты на Байкале" | 4. Байкал-2004. Фото. |
Фотоальбомы: Иркутск
| Большие Коты
| Листвянка
| Кругобайкалка
| Дорога на Ольхон и обратно
| Хужир и окрестности
| Мыс Хобой
0. Перед поездкой
Я (Гризли) и мой друг (Паумен) - широко известные в узких кругах путешественники. Предлагаю вам рассказ о нашей очередной поездке. Впрочем, ее можно назвать особой! В связи с тем, что так далеко в ближайшие годы мы вряд ли отправимся, я решил написать основательное предисловие еще перед поездкой. (Кому скучно, читайте сразу первую главу)...
Всё началось с того, что я получил небольшую часть наследства. Иными словами, на меня свалилась куча денег!
- Надо в этом году поехать куда-нибудь подальше! - заявил мой товарищ.
- А может, положить в Сбербанк под проценты? - осторожно предложил я.
- Нет! - отрезал Паумен. - Едем на Байкал!
Выбор между Улан-Удэ и Иркутском решился в пользу последнего. Иркутск - русский город, и до Байкала ближе - 66 километров до поселка Листвянка.
Наученные крымским опытом, друзья (так я буду иногда называть себя и Паумена, дабы не употреблять постоянное "мы") купили билеты на самолет за 100 дней.
- А вообще, можно за полгода, - добавил Паумен, - так будет еще дешевле.
Туда и обратно это вылилось в 45 тысяч. А затем - начали готовиться к поездке. Перво-наперво путешественники (так я тоже буду иногда называть себя и Паумена) купили путеводители. "Байкал. Путеводитель" (автор Д.М. Хамаганова, 2007 год) был в свободной продаже, а "Байкал. Путеводитель" (из серии "Полиглот", 2007) и "Байкал. Путеводитель" (автор И.Кочергин, из серии "Полиглот", 2011) заказали в "ОЗОНе". Каково же было наше возмущение, когда выяснилось, что две последние книжки - идентичны и отличаются только обложками?!
Изучая путеводители, я пришел к выводу, что первый - сильно устарел, мало информативен и, в основном, посвящен Бурятии, а "один в двух" (как мы стали называть путеводители-близнецы) - вполне современен. Хотя, на Байкале каждый год происходят изменения, туризм развивается семимильными шагами, и с новой информацией надо либо знакомиться на месте, либо читать свежие отзывы путешественников. Например, мой.
Более-менее изучив путеводители, я полез в интернет. Скачал около десятка отзывов о Байкале с разных сайтов. После прочтения в голове воцарилась мешанина, ибо - некоторые записки были 2001-2002 годов, а с тех пор многое изменилось. Часть отчетов описывала путешествия с палаткой или поездки зимой, что тоже не совсем нам подходило.
В итоге, победителем стал вот этот отзыв. Мне понравилась фраза о Листвянке: "Общественного транспорта почти нет, готовьте для такси побольше денег или привыкайте долго ходить пешком".
Небезынтересны и довольно капризные записки немца. Ласкают слух такие строки: "Люди очень тепло относятся к немцам, просят с ними сфотографироваться, зовут на "чашку чая" или в баню, но при этом мужское население находится в различной степени алкогольного опьянения".
Есть еще ряд полезных отзывов: 2002 года, несмотря на свою "древность", не потерял актуальности, 2004, вояж томичей на автомобиле.
В свой следующий выход в интернет, который случился через пару недель, я наткнулся на турфирму "Байкальские приключения" (теперь она называется туроператор "Байкалов", но я в своих записках менять название не буду, а ссылки укажу верные) и уникальный маршрут "Хозяин тайги". Пару дней я ходил под впечатлением от тура, пока, наконец, от него не отказался.
- Слишком дорого! - заявил я.
- Мне будет трудно так рано вставать, - добавил Паумен.
- И что у нас будут за попутчики? - нашел я еще один довод. - Вдруг они нам не понравятся?
- И снимки медведей отредактированы в Фотошопе! - привел последний аргумент мой товарищ.
И мы, скрепя сердце, отказались. Хотя до сих пор хочется!
Стали искать более приемлемые варианты. Сначала остановились на таком: три дня в Иркутске, шесть - в Листвянке и пять - на Ольхоне. Затем еще два дня в Иркутске. Кстати, мы летим туда второго июля, а возвращаемся - семнадцатого.
Приободренный "Байкальскими приключениями" (уж больно хороший у них сайт!), я решил заказать там поездку на Ольхон с 11 по 15 июля. Позвонил по указанным телефонам. Трубку взял Сергей Головин. Мы договорились, что я на его мейл пошлю свою заявку, а он отправит ее в Иркутск, менеджеру по бронированию гостиниц. Этот менеджер (вроде, по имени Анастасия) со мной свяжется.
Я послал заявку. Прошли сутки, но ответа не последовало. Путешественники слегка опечалились, и я стал дальше рыть интернет. Нашел форум о Байкале - но какой-то полумертвый. Обнаружил экскурсионное агентство в Иркутске - "Иркутск Байкал Трэвел". Если что, можно туда обратиться. Скачал весьма приличные записки о поездке 2007 года "Байкальская сага" автора под ником Пионэр из Санкт-Петербурга. Думаю, я еще буду на него ссылаться. Затем на просторах Всемирной Паутины обнаружилось еще одно агентство "АЯЯTravel", имеющее головной офис в Питере. Может, к ним с Ольхоном обратиться?
Паумен настаивал, чтобы мы в Листвянке поселились в гостинице "Маяк". Там всё хорошо, кроме одного - цены зашкаливают.
- Это Байкал, Гризли, - стал объяснять мне товарищ. - Ты дешево туда не съездишь.
- Но ведь есть и другие предложения! - возражал я. - В частности, на Байкал-Инфо!
На этом сайте я нашел много дешевых предложений в Листвянке, только не знаю, насколько информация актуальна. Еще мне сообщили, что в Листвянке нечего делать больше трех дней, и по этому поводу я продолжил пребывать в раздумьях...
Безрезультатно прождав два дня, я отправил Сергею такое послание:
"..до сих пор никакого ответа от менеджера по бронированию гостиниц нет.
И мне, надо сказать, даже не хочется просить у вас адрес ее электронной почты, чтобы с ней связаться, потому что не пристало клиенту самому выбивать для себя путевку и навязываться, это может, в итоге, плохо для клиента и закончится, если турфирма сама в нем не заинтересована"...
Через два часа после этого мне на мобильный телефон перезвонила Анастасия (эксперт по бронированию). Она весьма вежливо сообщила, что ее два дня не было в городе, и, если я не передумал, она может принять мой заказ.
Далее между нами произошла небольшая переписка. Выделю ее в отдельный подраздел.
Общение с Анастасией
Сергей советовал нам остановиться в "Кемпинг-отеле Ольхон". Нас интересовали номера с удобствами, которых на Ольхоне совсем мало (Сергей объяснил, что на остров только три года назад протянули электрокабель по дну Байкала).
Анастасия написала: "К сожалению, в даты с 11.07-15.07 свободных номеров на базе "Кемпинг- отель Ольхон" нет. Если у вас есть возможность сместить даты, например, с 7.07-13.07, то номера в наличии будут.
Также, как альтернативу предлагаю базу отдыха "Набаймар". В заявленные даты есть номера улучшенной категории. Обратите внимание, что завтрак и ужин включены в стоимость.
По вопросу трансфера:
1.Стоимость индивидуального трансфера Листвянка- Ольхон- Ольхон- Иркутск- итого-16 000 руб.(за всё).
2.Проезд на общественном транспорте Иркутск- Ольхон- Иркутск , 1500/чел. Иркутск- Листвянка,150 руб. чел".
Мы посмотрели "Набаймар". Удобства на фотографиях присутствовали. Правда, официальный сайт так и не пояснил, откуда взялось столь странное название?
По поводу транспорта мы решили, что 16000 - это слишком дорого (хотя, возможно, мы и ошиблись (см. вот этот отзыв; там описаны прелести индивидуального трансфера)).
Мой ответ: "Нам подходит б/о "Набаймар", и устраивает трансфер от Иркутска до Ольхона и от Ольхона до Иркутска. Напишите, каков дальнейший порядок действий - оплата, составление договора и т.п."
Когда мы поняли, что для поездки в Ольхон нам придется возвращаться в Иркутск, Паумену пришла в голову блестящая мысль:
- А что, если нам не останавливаться в Листвянке?
После долгих раздумий я согласился. Ну, подумайте сами - кому нужны эти переезды - из Иркутска в Листвянку, затем обратно в Иркутск: проще всё время находиться в одном месте. И вопрос о проживании в Листвянке стал для нас неактуальным.
Решающую роль в этом сыграл такой интернет-трюк; я набрал в Яндексе строчку: "В Листвянке делать нечего" и мне выбило аж 19 ссылок. Это показательно! Конечно, в любом поселке есть, что посмотреть, и привлекает близость Байкала, но мы уже решили. Правильно или нет - покажет время.
Между тем, переписка с Анастасией продолжилась.
"Высылаю вам договор. Если вас всё устраивает, мне необходимы ваши паспортные данные для составления полного пакета документов: договор, приложение (в котором будет всё подробно расписано), счет на оплату".
Я выслал паспортные данные, но меня удивила сумма счета. От Анастасии долго не было ответа, и я позвонил ей на мобильный. Три минуты разговора стоили мне около ста рублей. Выяснилось, что мы оплачиваем четверо суток, но в Набаймаре в июле (самый сезон!) номер стоит 4500 рублей. Так что, если соберетесь на Байкал, сразу знайте - это дорого. А насчет трансфера Анастасия сказала, что возьмет нам билеты на маршрутку, и сделать заранее это легко, а в день отъезда - практически невозможно.
Анастасия выслала договор и счет на оплату. Сумма счета - 21350 рублей. 18000 - проживание за 4 дня, 3000 - трансфер на Ольхон и обратно, 350 - услуги за бронирование.
Я распечатал счет и оплатил в сберкассе. Сделать это несложно, в окошке "коммунальные платежи". Правда, с меня взяли еще три процента за перевод (кстати, 689 рублей!). Я отправил отсканированный чек Анастасии.
Ее ответ: "Документы получила, спасибо за оперативность. Так как платежное поручение отправлено, высылаю вам конечные документы.
Услуга бронирования завершена".
Приложенные документы - туристическая путевка и билеты на маршрутку. Это вызвало у нас вопросы:
"Сканы документов я получил. Что с ними теперь делать? Распечатать и считать официальными?".
Ответ: "Данные документы необходимо распечатать. Для предъявления документов базе отдыха и транспортным подрядчикам достаточно скана. На маршрутку вас посадят без проблем (обратите внимание на номер телефона, который указан в билете, это номер диспетчера транспортной службы, в любое время вы можете позвонить и уточнить существование заявки на вашу фамилию). Оригиналы, как правило, запрашиваются организациями, для отчетности перед бухгалтерией. В этом случае все оригиналы высылаются клиенту по почте. Что безусловно мы можем сделать и для вас.
Можете не беспокоиться, мы в первую очередь заинтересованы, чтобы ваш отдых прошел на отлично!
Всего доброго!"
На этом наше общение и закончилось.
Украшением этого подраздела будет ответ менеджера Сергея: "Всегда рад вас помочь!!!"
Пожалуй, эту фразу можно вынести эпиграфом к теме о работе "Байкальских приключений". Спору нет, это - самое раскрученное агентство по организации поездок на Байкал. И, в общем-то, претензий у нас к ним нет. Но на каждом этапе всё происходило с определенным скрипом. То есть, практически все вопросы приходилось уточнять.
- Это - Сибирь, - глубокомысленно прокомментировал я. - Надо делать скидку. В Сибири вообще - особые мерки.
- Приедем - увидим, - отозвался Паумен.
Корректировки планов
13 июня мой друг забронировал места в гостинице "Русь" (Иркутск). Мы обнаружили ее достаточно случайно; просто я хотел найти гостиницу поближе к Речному вокзалу, ибо мы частенько собираемся оттуда отчаливать. "Русь" нам, в целом, приглянулась.
Мы заказали двухместный номер с 3-го по 8-ое число, плата за сутки - 3600 рублей. Разговаривали с нами вполне любезно. Паумену сказали, что перезванивать не надо, но он решил, что, ближе к делу, еще раз перезвонит. Все-таки, мы перестраховщики.
Важным оказался сайт Речного вокзала - (вот вам свежая статья о нем). Рейсов, к сожалению, не так и много - но надо отвлечься от питерских реалий и перейти к реалиям сибирским. По сибирским меркам, рейсов - очень много!
Расписание в pdf-формате можно посмотреть здесь. К сожалению, не удастся прокатиться в сторону Братска - там один рейс в Братск, а оттуда - только на следующий день. Если бы мы могли обернуться за сутки, обязательно бы рванули!
Два перспективных рейса - в Большие Коты и бухту Песчаную. На сегодняшний день очень хочется прокатиться в бухту Песчаную.
На многих интернет-ресурсах утверждалось, что Иркутск входит в пятерку самых посещаемых туристами городов России. Но никакого документального подтверждения этому я не нашел. Ясно, что первые два места делят Питер и Москва. Возможно, на третьем месте - Казань, но кто четвертый, шестой и далее, если пятый Иркутск - не понятно.
Еще пара моментов по Байкалу. Страшит дорога на Ольхон. Если верить автору "Байкальской саги", дело это - крайне суровое.
Второе - погода. На сегодняшний день сильное отличие между температурой в Иркутске и Листвянке, а также на Ольхоне. Например, 14 июня, в Листвянке от 4 до 12 и дождь, в Иркутске - 13-25 без дождя, Хужир - 14-18 солнце.
А насчет фотографий - можно уже ничего не снимать. Всё уже есть, например http://venividi.ru/node/3042
В один из дней мы съездили в магазин "Кант" и купили себе две куртки фирмы "Salewa", специально для Байкала. Мы их прозвали "байкалками". Надеюсь, читатели привыкнут к этому сленгу. (Вот фотографии с инета).
Эпопея с "Байкальским Круизом"
Конечно, мы хотели посетить и Кругобайкалку. Для этого я зашел на сайт туристической компании "Байкальский экспресс". После долгих раздумий мы остановились на "Байкальском круизе", двухдневном путешествии в комфортных условиях по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Паумен позвонил по указанному телефону, и хриплый женский голос попросил его послать заявку на почту. Я написал.
Затем последовали затяжные переговоры с менеджером Юлией Душаевой. Не зря говорят, что всё познается в сравнении! Я понял, что обслуживание в "Байкальских приключениях" было просто замечательным по сравнению с "Байкальским экспрессом". Наша проблема разрешилась лишь когда я написал через эту страницу Павловой Анастасии Александровне, руководителю компании "Кругобайкальский экспресс" следующее письмо:
"Здравствуйте, Анастасия Александровна!
Прошу прощения, что отвлекаю вас от дел, но, по большому счету, мне больше не к кому обратиться.
История моя такова.
Я, Михаил Медведев, турист из Санкт-Петербурга.
14 июня я послал заявку на мейл kbzd@irk.ru с просьбой о бронировании двух мест на ретро-поезд "Байкальский круиз", отправлением 8 июля в СВ вагоне (двухместное размещение).
16 июня мне ответила Юлия Душаева: "Бронирование подтверждаю, Укажите, пожалуйста, Ваш контактный телефон, форму оплаты: нал. или безнал., а также Ф.И.О. и серию и номер паспорта обоих туристов".
16-го же июня я послал все данные. Ответа не последовало. 20 июня я выслал повторную заявку.
21 июля я получил от Юлии счет на оплату, оплатил и выслал скан квитанции об оплате Юлии Душаевой
23 июня я снова написал, поинтересовался, почему нет ответа.
Юлия Душаева мне объяснила: "Банковский перевод может идти 3-5 дней. Как только наш бухгалтер сообщает мне, что деньги по Вашему счету поступили на наш счет - я выписываю, сканирую и отправляю на Ваш e-mail путевку, а также программу маршрута и советы в дорогу".
Я послал еще одно письмо позавчера, 28 июня, с просьбой прояснить ситуацию, но никакого ответа от Юлии Душаевой до сих пор нет.
И теперь мы оказались в зависшем положении: деньги перевели, путевок нет, ответа на письма тоже нет. Мы вылетаем в Иркутск 2-го июля, через два дня, а с путевками - полная неопределенность. Помогите нам пожалуйста разобраться в этой ситуации".
И только после этого, 30 июня в 15-30 (в Иркутске было полдевятого), нам пришла долгожданная путевка!
За день до путешествия
События последних дней опишу пунктирно. Я зарегистрировался на форуме сайта "Магия Байкала". Вот мой профиль. Имел продолжительное и приятное общение с Admin'ом, Глебом Михайловым, а также форумчанкой под ником Панацея. В первую очередь, рекомендую вам ее отчет 2009 года. Я получил массу ценных рекомендаций и указаний, и буду упоминать любезную москвичку в своем сочинении, но дам ей более логичный ник, а именно "Бодрячка". Очень надеюсь, что она не обидится, ибо именно бодрость и жизнелюбие явились ее отличительными качествами!
Вчера, когда я шел пешком через Охтинский мост, мне стало совершенно ясно, что переезд на маршрутке в Хужир для нас слишком сложен. Поэтому я написал Анастасии из "Байкальских приключений" и заказал индивидуальный трансфер "Иркутск-Хужир-Иркутск". Мы договорились, что 4 июля я приду к ним в офис и заплачу нужную сумму. Я знаю, она будет немалой, но уж больно трудна эта дорога на Ольхон!
Всё, сегодня мы уезжаем! Остальное буду писать уже в Иркутске и далее. Заодно распечатал Пулинец "Дилетанты на Байкале"; прочтем в самолете. До встречи в Сибири!
1. День нулевой: первые впечатления. 2-3 июля, суббота, воскресенье, до 7 утра
Приключения начались еще по дороге в аэропорт. Шофер опрометчиво решил поехать по кольцевой. Через десять минут мы попали в пробку. Медленно продвигаясь по трассе, с которой никуда не свернуть, друзья поглядывали на часы и думали: "Хорошо, что выехали заранее!"
- Во сколько вылет? - спросил таксист.
- В пять пятьдесят, - ответил я
- Точно успеете, - успокоил водила. - Здесь делают разметку на трассе, скоро этот участок закончится.
И, действительно, не прошло и получаса, как проблемный отрезок пути остался позади. Машина помчала со скоростью 110 километров в час. Только мы принялись поздравлять друг друга с успешно пройденным испытанием, как с ходу воткнулись в новую пробку.
Шофер чертыхнулся: здесь всё было гораздо серьезней. Во-первых, все машины стояли. Во-вторых, движение по вантовому мосту (нам нужно было на другую сторону Невы) перекрыли.
И вот, мы мертво встали на трассе: впереди - километр машин, и еще два - сзади. Только большинству из них не надо было в аэропорт!
Я предложил брать вещи в руки, и топать до ближайшей дороги (что-то там внизу виднелось), дабы там голосовать другую машину. Но таксист объяснил, что внизу - закрытый склад магазина "Пятерочка", и выезд оттуда только по пропускам. Тогда я понял, что рыпаться бесполезно и затих за заднем сиденье.
- Если не успеем, придется сдавать билеты, - сказал я минут через пять, - и брать новые.
- Знаешь, сколько это будет стоить? - спросил Паумен.
- А какие есть еще варианты? - отозвался я. - У нас уже всё оплачено: и Кругобайкалка, и Ольхон, и обратные билеты.
В этот момент машины стали медленно двигаться. Затем вскрылась причина аварии: перед мостом загорелась фура с товаром. Пока доблестные пожарники ее тушили, кольцевая стояла.
Но покорители огня успели вовремя. Минут через пятнадцать мы въехали на вантовый мост. Всю дальнейшую дорогу друзья молчали: еще одно непредвиденное препятствие и самолет улетел бы без нас.
- В аэропорт нельзя ехать по кольцевой! - сделали запоздалый вывод путешественники.
На входе в Пулково вскрылась новая напасть - личный досмотр. Чтобы войти, надо отстоять очередь. Слава богу, она была небольшой.
Мы бегом устремились на регистрацию, даже не обернув багаж полиэтиленом. Встали в очередь, где регистрировался бизнес-класс, поэтому быстрее прошли процедуру. И.. вовремя успели в зал ожидания!
- После таких злоключений всё остальное покажется мелочью! - заявил я.
- Будем надеяться, - отозвался Паумен.
Еще пару минут просидели в зале ожидания. Видели грузчиков, бросающихся чемоданами. Посочувствовали Белячку и Ежику (о нашем новом друге читайте в Приложении 1).
За время, что мы провели в зале ожидания, я успел отметить низкий уровень культуры пассажиров. Так, две женщины и мужчина о чем-то галдели возле сортира и мне, проходя туда, пришлось попросить их посторониться. Это крайне удивило дикарей.
Но хуже всех вела себя дикарка туристического вида. С рюкзаком, который при каждом шаге ударял ей по заднице, к которому еще был прикреплен коврик, она бродила по залу ожидания. Зайдя в женский туалет, не закрыла за собой дверь.
- Странно, что не стала справлять нужду прямо здесь, - заметил я.
- Она уже мысленно в походе, - отозвался Паумен. - А на Кругобайкалке туалетов нет.
Уже в самолете выяснилось, что дикарка - иностранка.
- И как таких на Байкал пускают?! - возмутился я.
Вскоре подали автобус. Мы зашли в салон. Нас довезли до самолета. Это был, как и в Крымском путешествии, аэробус А319-100.
Нам достались отличные места в самом конце - 22а и 22в. Соседа рядом не оказалось; хотя все остальные кресла были заняты.
- Повезло! - обрадовался Паумен, занимая место возле иллюминатора.
- Осталось только долететь! - добавил я.
Памятуя о прошлогоднем полете из Симферополя, после которого у меня заложило уши на полдня, я закапал в нос "Називит" и приготовился к старту. Вскоре произошел взлет. За бортом открылась шикарная видимость.
Первое время мне было несколько страшно, но затем самолет набрал высоту, и друзья уставились в иллюминатор. Наблюдали потрясающие панорамы.
- За место у иллюминатора надо доплачивать! - воскликнул я.
- Во время хорошей видимости, - уточнил Паумен.
Земля была как на ладони. В частности, мы видели крепость Орешек в истоке Невы. Затем Ладожский канал. Минут пятнадцать аэробус летел вдоль берега Ладоги до места впадения реки Волхов, а затем отправился на север, и под нами раскинулась величественная Карелия с ее многообразием озер.
- Что-то это мне напоминает, - задумался я.
- Гугл мэп! - объяснил Паумен.
Затем друзья увидели горы; на некоторых вершинах лежал снег.
Вскоре первые эмоции улеглись. В целях борьбы с аэрофобией принесли еду. Мы поели, и приступили к чтению Пулинец. Этой работе я, пожалуй, отведу Приложение 3.
Изредка чтению мешали сообщения: "Внимание! Входим в зону турбулентности. Просьба пристегнуть ремни и не ходить по салону лайнера". Тут самолет начинало мелко трясти и становилось несколько тревожно. Однако периоды турбулентности длились не больше пяти минут.
Ближе к Иркутску я долго разглядывал в иллюминатор широкую и извилистую сибирскую реку. Самолет летел над глухой тайгой, где на огромном пространстве не было видно ни огонька.
- Я видел медведей! - пришло мне в голову. - Только очень-очень крошечных с такой высоты! Но они точно там есть! Чем это хуже тура "Хозяин тайги"?
В целом, полет был похож на сказку. Все шесть часов сохранялась прекрасная видимость. Конечно, просмотр достопримечательностей с десятикилометровой высоты - занятие сомнительное. Но все равно завораживает!
- Так далеко мы еще не выбирались! - молвил Паумен.
- И когда еще выберемся? - добавил я.
А приземление прошло и вовсе замечательно. Во-первых, были видны малейшие детали. Мы разглядели два моря огней (Ангарск и Усолье-Сибирское), затем пересекли Ангару и далее, как в лихом боевике, пронеслись над городскими кварталами.
Путеводитель по Байкалу гласит: "Аэропорт в Иркутске пользуется дурной славой, поэтому многие предпочитают ехать на поезде или лететь в Улан-Удэ". Мы помнили и холодную зиму 2005 года, когда самолет упал на спальные районы города.
Но у нас всё прошло великолепно. Здания Иркутска стремительно увеличивались, микрорайоны распадались на отдельные дома и вскоре последовала посадка, не такая идеальная, как год назад в Симферополе, но вполне комфортная.
Я хотел захлопать, однако салон угрюмо молчал.
- Это Сибирь, - пояснил мой товарищ. - Здесь по пустякам не хлопают.
- Непорядок, - отозвался я, и сделал два хлопка в зловещей тишине.
Меня никто не поддержал.
- Мы тогда летели международным рейсом, - привел я новый аргумент, - а тут люди - совсем другие..
И только когда друзья полностью переключились на созерцание пейзажа за окном, раздались дружные, но непродолжительные, аплодисменты, к которым мы присоединились.
- Не хлопали до полной остановки, - разгадал тактику пассажиров мой друг. - А вдруг развалимся прямо на взлетной полосе?
Иркутск встретил нас вполне приличной погодой, плюс шестнадцать. Путешественники достали из рюкзака припасенные курточки, пропустили всех пассажиров и сели во второй автобус.
- Сопки! - таково было мое первое впечатление от холмов на горизонте.
- Не уверен, что здесь их так называют, - отозвался Паумен. - Но явно не равнина...
В аэропорту мы долго ждали багаж. Некоторых с нашего рейса встречали с табличками, из которых половина была на английском языке.
Друзья осмотрели сувенирные ларьки. Поразило огромное многообразие белячков!
- А мы-то взяли сюда своего! - заметил я.
- И наш - самый лучший! - уточнил Паумен.
Выяснилось, что здесь их называют "нерпенок". Все - разных мастей и размеров, от совсем крошечных, напоминающих хомячков, до увесистых тушек, куда больше настоящих; все сплошь с черными глазами, а у нашего-то - коричневые. Все эти богатства белыми грудами лежали на прилавках. Иногда среди них попадались серенькие.
Выяснилось, что "нерпенок" или "нерпиненок" - весьма популярный персонаж, мы видели даже какую-то рекламную растяжку "Заботливый нерпиненок".
И с сувенирами дела обстояли неплохо. В одном ларьке мы обнаружили коробку с вяленым омулем, подарочный вариант.
- Может, купить и не мучиться? - предложил я. - И на рынок не надо ходить!
- Прямо сейчас, в аэропорту? - спросил Паумен.
- Нет, конечно! - открестился я. - Просто в каком-нибудь магазине.
- Боюсь, он будет несвежий, - заявил мой товарищ.
Тут же продавалось большое количество чаев типа "Сибирский" или "Таежный". Мы тоже решили их купить где-нибудь в городе.
Центральное место в аэропорту занимал ларек, торгующий футболками с прикольными надписями, под названием "Трезвый сибиряк".
- Это словосочетание уже воспринимается как шутка, - догадался я. - Все равно, что белая ворона.
Имелось немало медведей из кедра и чароита. Думаю, один из них поедет с нами в Питер.
Вскоре стали выдавать багаж. Мы встали возле ленты. Через некоторое время туда выкатились: синий чемодан (ветеран путешествий), и новая черная сумка на колесиках. Вид у поклажи был помятый.
- На обратном пути завернем в пленку! - решили путешественники.
Схватили скарб и поспешили на выход. Почти сразу нам встретился энергичный дед-таксист.
- Сколько?
- 500!
Мы согласились, учитывая ночное время.
Паумен, правда, сначала попросил отвезти нас в гостиницу "Россия", но я поправил друга, и мы отправились в "Русь".
Первый сибиряк в нашей жизни оказался рвачем. Причем, рвачем беспардонным. Он настолько спешил, дабы успеть в аэропорт к следующему рейсу за новыми пассажирами, что, схватив синий чемодан, быстрым шагом потрусил к своей машине. Мы с Пауменом еле-еле успели за водителем.
Всю дорогу таксист гнал, как умалишенный. Слава богу, ранним утром в субботу машин практически не было.
Когда мы доехали до "Руси", водитель в спешном темпе нас выгрузил, и умчал, не сказав ни слова.
- У нас тоже встречаются рвачи, - произнес я, - но они как-то маскируют свой интерес. Здесь люди - более непосредственные.
- Но нам-то только лучше, что доехали быстрее, - ответил мой друг. - Интересно, здесь все так лихачат?
Трудно составить первое впечатление об Иркутске, сквозь который мы пронеслись. Праворульных машин и деревянных домов в большом количестве я не заметил, хотя на эти два фактора все обращают внимание. Зато, несмотря на скорость, тут же вычислил и проспект Ленина, и улицу Карла Маркса, хотя последнюю мы проскочили за пару секунд.
- Потому что скрупулезно готовился! - похвалил я себя.
- Не переборщил? - уточнил Паумен.
- Позже увидим, - пообещал я.
Мне город, на первый взгляд, понравился: довольно большой, с интересными улочками. Присутствуют холмы, но не склоны гор, а скорее, горки. По крайней мере, по дороге из аэропорта. На одном из поворотов с верхотуры путешественники разглядели Ангару.
В "Руси" нас встретили крайне лояльно. Думаю, в Центральной России так бы никогда не поступили. Ночью в кресле администратора сидел охранник.
Паумен назвал свою фамилию (Какую? Думаете, "Пауменов"? А вот и не догадались!)
Молодой человек сверил ее со своей бумажкой, и пропустил нас.
- А когда платить? - спросил мой друг.
- С утра, - ответил вахтер.
- Но мы будем спать!
- Как проснетесь, так и оплатите.
Вот такой оплот либерализма обнаружился в Иркутске. Мы вспомнили, как в Туле-2005 пришлось до семи утра дожидаться администратора, дабы нас вселили.
На этот раз я не буду подробно описывать гостиничный номер. Скажу лишь, что двухместное проживание стоило 3600 рублей в сутки, дам ссылку на сайт гостиницы и всё. На Байкале надо описывать сам Байкал!
Вскрылся лишь один недостаток: здесь ощутимо душно, а окно можно переместить лишь в положение "открытая створка". Но, надеемся, что погода изменится, и к нам в окно задует свежий ветер. А пока будем терпеть это неудобство. Все-таки, ночи в Сибири - холодные, а значит, будет и прохладно.
Всё остальное - на самом высшем уровне. Санузел с ванной и феном, в номере - телевизор и холодильник, в коридоре - кулер. Что еще нужно для счастья?
Путешественники разобрали вещи, позавтракали привезенными колбасой и сыром (кулер пригодился, так как воды у нас не было), помылись и завалились спать.
- Спокойной ночи! - пожелал я.
- Спокойной ночи! - ответил Паумен.
Было семь утра по Иркутску, и два ночи по Москве.
2. День первый: Изучение Иркутска. 3 июля, воскресенье.
Проснулся я часа через три от боли в спине. Увы, кровать здесь - слишком мягкая для меня. Пришлось переместиться на пол. Еще около часа я сумел продремать на полу и окончательно пробудился в 12-20. Чертовски болело правое плечо, но я решил не унывать. До 13-20 делал зарядку, а затем - составлял записки путешественника на новеньком нетбуке, который мы впервые взяли в поездку.
В 15-00 я разбудил Паумена. Но мой друг, несмотря на уговоры, очень хотел спать. Поэтому я пошел мыться, а Паумен встал в районе полчетвертого.
Мы выпили кофе. Мой товарищ сходил вниз к админу (так мы называем девушек-администраторов на ресепшен, привыкайте) и заплатил 18 тысяч за пять дней, до 8 июля. Заодно заказал такси через полчаса до причала "Ракета".
До этого я позвонил в справочную (см. сайт Восточносибирского речного пароходства).
- Есть ли билеты на рейс 5 июля в 14-45 по маршруту "Иркутск-Большие Коты-Иркутск"? - вежливо осведомился я.
- Есть, - после минутной паузы ответила женщина.
- Значит, можно к вам приехать и купить? - уточнил я.
- Сейчас есть, - ответила женщина и повесила трубку.
Из ответа мы заключили, что билеты могут в любой момент закончиться. Где точно расположен причал, я так и не выяснил, несмотря на все мои поиски в интернете. Поэтому мы заказали такси и не прогадали: причал "Ракета" оказался у черта на куличиках.
Таксист праворульной машины приветствовал нас, и мы пустились в дальний путь по улицам Иркутска. Поначалу я был уверен, что нас везут не туда. Мы промчали по центру города (а именно по проспекту Ленина). После улицы Седова очутились на улице Байкальской. Это - огромная (длинная и широкая) магистраль, по которой мы проехали еще кварталов десять.
Надо сказать, что местные шоферы мчат, не разбирая дороги и правил. Особенно они не любят жать на тормоз. К этому надо привыкнуть, но сразу не получается.
После Байкальской, по левую руку открылся ледокол "Ангара", возле которого многочисленные иркутяне катались на водных велосипедах. Наша машина помчала по проспекту Жукова.
- Недавно поставили, - вдруг "проснулся" таксист, указав рукой на памятник Жукову. - И улицу потом переименовали.
На этих словах машина повернула, и мы выехали к Ангаре. Водитель остановился у какого-то причала.
- Давно на "Ракету" никого не возил, - объяснил он. - Пойду спрошу.
Путешественники остались одни.
- Так и знал, что он нас куда-то завез! - пожаловался я. - Причал вообще находится в центре!
Тут вернулся таксист.
- Вам же нужен причал на Байкал? - спросил он.
- На Байкал! - подтвердили путешественники.
- Там еще должна быть касса, - уточнил я.
Шофер проехал вперед метров сто и мы... оказались у цели.
- Сколько мы вам должны? - спросил я.
- Минуточку, - сказал водитель и уткнулся в счетчик.
Для меня это стало приятной неожиданностью. Шофер-бурят долго смотрел на цифры, потом что-то записал карандашом и заявил:
- 230 рублей.
Мы отдали 250 и вышли. Без проблем нашли кассу.
Билетерша за стеклом тоже оказалась буряткой. Причем, не очень разговорчивой. Кроме нас, посетителей не было.
- Нам два билета на пятое число на 14-40 на Большие Коты и обратно, - сообщил я.
- Точно на этот рейс? - переспросила женщина, минуты две поковырявшись в своем компьютере.
- Точно! - ответил я.
- И правда, чего я спрашиваю? - удивилась бурятка своему же вопросу. - С вас 2080 рублей. У вас будет без сдачи?
Друзья с большим трудом нагребли мелочь. Главная задача дня была выполнена.
Мы вышли к причалу и огляделись по сторонам. Погода стояла просто фантастическая, плюс 36. При этом особо не припекало. То есть, если встать в тень под свежий ветерок - то будет 22 градуса по питерским меркам.
В Ангаре купались отдельные личности, больше дети. Причал "Ракета" находился уже за плотиной, где река превращается в Иркутское водохранилище.
- Может, и мне искупаться? - задумался Паумен.
Мой товарищ подошел к воде, но сделал вывод, что она - чересчур грязная.
- Главное, что холодная, - заметил я.
- Это меня не беспокоит, - ответил мой друг. - Просто здесь только дети купаются...
Мы решили ехать в центр города. Но как выбираться из этой глуши? Тогда я вынул список такси города Иркутска (ибо подготовился к путешествию обстоятельно), Паумен ткнул пальцем в первый попавший номер и вызвал машину.
Это оказалась служба такси "Авангард". Мой друг позвонил прямо с питерского мобильного номера, назвал его. В трубку сказали, что отзвонят. Кстати, в Сибири, как и в Москве, говорят не "мобильный", а "сотовый" телефон. Мне при этом слове тут же мерещатся мед и пчелы.
Мы еще походили по пирсу. К стоянке перед пристанью подъехало такси. Мы подошли.
- Это "Авангард"? - с надеждой спросил я шофера праворульной машины.
- Нет, - ответил водитель.
|