Путешествия Гризли и Паумена
Коктебель (2017)
~~~~~
Русский Север (2016)
~~~~~
Рыбачье (2016)
~~~~~
Калининград (2015)
~~~~~
Тихвин (2014)
~~~~~
Псков, Пушгоры (2014)
~~~~~
Анапа (2014)
~~~~~
Балаклава (2013)
~~~~~
Нижний Новгород (2012)
~~~~~
Судак (2012) (Коктебель, Новый Свет)
~~~~~
Старая Русса (2012)
~~~~~
Байкал (2011)
~~~~~
Ярославль и Владимир (2011)
~~~~~
Крым (2010)
~~~~~
Новгород (2010)
~~~~~
Тверь (2009)
~~~~~
Рыбинск (2008)
~~~~~
Выборг (2008)
~~~~~
Новгород (2007)
~~~~~
Агой (2006)
~~~~~
Тула (2005)
~~~~~
Вологда (2005)
~~~~~
20 часов в Харькове (2004)
~~~~~
От Дагомыса до Нового Афона (2004)
~~~~~
От Туапсе до Адлера (2003)
~~~~~
Смоленское путешествие (2002)
~~~~~
Два дня в Петрозаводске (2002)
~~~~~
Один день в Москве (2002)
~~~~~
Псковское путешествие (2001)
~~~~~
Белое путешествие (Архангельск, Северодвинск 2001)
~~~~~
Анапа (2000)
~~~~~
Ейские записки (1997)
~~~~~
Фотоальбомы с описаниями
Внимание, трафик!
Соловки (2016)
~~~~~
Из Петрозаводска в Кемь (2016)
~~~~~
Кижи (2016)
~~~~~
Петрозаводск (2016)
~~~~~
Калининградский зоопарк (2015)
~~~~~
Калининград (Светлогорск, Зеленоградск, Янтарное, Балтийск) (2015)
~~~~~
Тихвин (2014)
~~~~~
Пушгоры (2014)
~~~~~
Псков (2014)
~~~~~
Анапа (2014)
~~~~~
Балаклава (2013)
~~~~~
Н.Новгород (зоопарк) (2012)
~~~~~
Нижний Новгород (2012)
~~~~~
Судак (2012) с оглавлением
~~~~~
Коктебельский дельфинарий и Кара-Даг (2012)
~~~~~
Арпатский водопад и Веселовская бухта (2012)
~~~~~
Меганом, Гравийная бухта, купание в открытом море (2012)
~~~~~
Новый Свет и тропа Голицына (2012)
~~~~~
Генуэзская крепость и тропа на горе Алчак (2012)
~~~~~
Старая Русса (2012)
~~~~~
Ярославский зоопарк 2011
~~~~~
Ярославль, Владимир (2011)
~~~~~
Байкал, Ольхон, мыс Хобой (2011)
~~~~~
Байкал, Ольхон (2011)
~~~~~
Байкал, дорога на Ольхон (2011)
~~~~~
Кругобайкалка (2011)
~~~~~
Байкал, Листвянка (2011)
~~~~~
Байкал, Большие Коты (2011)
~~~~~
Иркутск (2011)
~~~~~
Новгород, Старая Русса, Валдай 2010
~~~~~
Алушта и Крым от Малоречки до Севастополя 2010
~~~~~
Походы Гризли и Паумена
Маршрут 3: Приозерский плес (2004 год)
~~~~~
Маршрут 2: По озерам и порогам Выборгской погранзоны (2003 год)
~~~~~
Маршрут 1: По разливам Вуоксы (2002)
~~~~~
Походные тезисы
~~~~~
|
БАЛАКЛАВА или От ЗОЛОТОГО ПЛЯЖА до МЫСА ФИОЛЕНТ (2013)
-1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Приложения 1 | 2 | 3 |
Оглавление:
-1. Перед поездкой
Я (Гризли) и мой друг (Паумен) - широко известные в узких кругах путешественники. Предлагаю вам рассказ о нашей очередной поездке.
Немного о подготовке. Я, как обычно, зарегистрировался на местном форуме "Балаклава - город листригонов" (кто это такие, см. Приложение 1). Но оказалось, что форум - практически мертвый. Поэтому на большинство вопросов мне пришлось самому искать ответы. Попутно я занялся рифмованным бредом, что воплотилось в теме "Мои куплеты о Балаклаве" (избранные моменты см. Приложение 2).
Паумен заказал проживание в мотеле "Листригон" с 1 по 14 сентября. Мы совершили предоплату в размере 25% через Western Union: и заказали трансфер "Симферополь-Балаклава" за 550 гривен.
Собрали вещи и рванули в путь!
0. День нулевой: первые впечатления. 31 августа - 1 сентября, суббота, воскресенье, до 10 утра
От дома до Пулково добрались на такси: тревожным фоном звучали сообщения о готовящемся нападении США на Сирию. В аэропорту - привычная программа: регистрация, паспортный и таможенный контроль, зона магазинов "дьюти фри", посадка, поездка в автобусе, размещение в салоне самолета. На этот раз нам достался аэробус А-320-200, а не, как обычно, 119-А.
- К хорошему быстро привыкаешь, - заметил я.
- Только в очередях приходится стоять, - уточнил мой друг.
Опять было много мигрантов: перед нами шла регистрация на рейсы в Бухару и Бишкек.
- Такое ощущение, словно попал на восточный базар, - признался я.
- Но уже вовсю строят "Пулково-2", - успокоил меня Паумен. - Говорят, к концу года закончат...
"Вот только сможем ли мы тогда летать на самолете?" - озадачились друзья (так я буду иногда называть себя и Паумена, дабы не употреблять постоянное "мы").
Что ни говори, а все-таки очень дорого! Друзья купили билеты в апреле за 32 тысячи рублей. И это еще со скидкой: сразу брали туда и обратно, заранее и на сентябрьский рейс.
Полет прошел идеально. Кормили скупо: сэндвич с чаем или с кофе. Таможенные декларации на борту заполнить не предложили, пришлось это делать уже в Симферополе наперегонки с другими пассажирами.
Еще в этом году погранцы перестали спрашивать: "К кому едете?" Хотя мы знали ответ: "Шпота Ирина Юрьевна". Адрес: "Балаклава, улица 7-го ноября, дом 5 корпус 2".
Нас встречал водитель Сергей. В руках он держал табличку, где были указаны мои имя и фамилия. Путешественники (так я тоже буду называть себя и Паумена) перенесли вещи, сели в микроавтобус и поехали. Часы показывали 3 часа 45 минут по украинскому времени. Путь в "Листригон" занял чуть больше часа.
Поездка напоминала прошлогоднюю в Судак, но тогда быстро рассвело, а в этот раз всю дорогу царила полнейшая темень. Этим путем - из Симферополя в Севастополь по степной местности, через Бахчисарай, - мы добирались в 2010 году, но днем.
Спустя вечность, ибо клонило в сон, показалась развилка: прямо - на Севастополь, налево - на Ялту. Мы повернули, а потом выехали на шоссе до Балаклавы. К сожалению, в темноте мало что разглядишь, а фонари, как обычно в Крыму, не горели, дорогу освещал только свет фар.
После долгого подъема остановились у "Листригона". Здесь Сергей нас покинул, а друзья по крутым ступенькам устремились к помещению администрации. Комната была заперта.
Я нажал кнопку звонка. Никакой реакции. Когда же мы стали всерьез размышлять: что делать в пять часов утра в незнакомой местности, дверь открыла заспанная девица. Путешественники заполнили "карту гостя", девушка дала нам ключи от номера и парня-провожатого.
По высоким ступенькам, чаще вверх, а реже - вниз (тяжеловато с сумкой и чемоданом), мы долго шли вдоль какой-то стены (с утра оказалось, это - вереница номеров). Наконец, добрались до номера B-7. Несмотря на написанную букву "В", произносится как "Бэ-семь", что указывает на "прозападную" ориентацию мотеля.
Номер, увы, не оправдал ожиданий. Подробней расскажу в другой раз, а если вкратце, он - довольно "бывалый". Мотель построили в 2004 году, с тех пор мебель не меняли, и никаких капремонтов в номерах не делали.
Еще одна фишка: в каждом номере имелся бойлер, который нагревает воду при работающем кондиционере. Поэтому кондер выключать нельзя. (Всё это именуется загадочным для меня словом "сплит-система"). Объем горячей воды ограничен - 100 литров.
Но самый главный минус - отвратительно продавленные, с торчащими пружинами, кровати. На это мы точно не рассчитывали!
Путешественники перекусили, помылись и вознамерились спать: сколько получится. Паумен с трудом разместился на кровати, а я завалился на диван, дополнительное место.
- Спокойной ночи, Балаклава! - пробурчал я.
- Клава, клава... - глухо прошумел кондиционер.
1. День первый: Изучение Балаклавы, 1 сентября, воскресенье.
Я проснулся в 10:30, проспав не более четырех часов. Спина затекла: диван оказался слишком мягким. Ужасно хотелось спать: я еще подремал около получаса, но осознав, что это - дело гиблое, встал и начал делать зарядку.
Когда закончил, проснулся Паумен. Было около половины двенадцатого. Оказалось, мой друг тоже не в восторге от кровати. Стоит ли говорить, что после такого пробуждения и бессонной ночи состояние было мутным? Фактически, повторялся первый день в Судаке: ничего о новом городе не знаешь, но надо совершить много дел, а голова - ватная.
Тут же сообщу о балконе размером с номер: там находились два шезлонга, столик и два стула. Предполагалось, что в этом райском месте отдыхающие будут проводить кучу времени. Но рядом, в непосредственной близости, расположены другие балконы, всё хорошо просматривается и приятного уединения не получается. Зато панорама на бухту и море - потрясающая! Отлично видно, как катера и ялики, один за другим, а то и рядом - везут пассажиров на Золотой и Серебряный пляжи.
Друзья помылись слегка теплой водой, перекусили и двинулись в город. Предстояло обменять рубли на гривны (чтобы оплатить проживание) и купить местную симку для звонков в Россию.
Вышли в половине первого. Для начала выяснили, где находится кафе "Листригон". Оказалось, недалеко от нашего номера. С третьего этажа, где расположено это заведение, открылись еще более замечательные виды. Мы рассчитывали купить в кафе пятилитровую канистру воды в номер, но там продавались только пол-литровые бутылки.
- Досадное упущение "листригонцев", - посетовал я.
- Мотель для автомобилистов, - объяснил мой друг. - Они всё на машинах привезут...
Потом Паумен договорился с уборщицей, дабы мне, "инвалиду позвоночника", выдали еще одну простыню для ночевок на диване. Уборщицу ничуть не удивила формулировка: "Мой друг совсем не может спать на такой кровати". Заодно мы еще раз уточнили, что уходя, надо оставлять кондиционер работающим (чтобы вода нагрелась).
Мотель заселен процентов на сорок, но слева и справа от нас есть соседи. Под каждым номером расположен гараж.
- Жить можно! - обобщил Паумен.
И путешественники покинули "Листригон". Спустились по длинной и унылой лестнице. Вокруг царил абсолютный развал. Не везде в Крыму можно найти такие места. Лестница - совершенно "убитая", но окружающие ландшафты и того "мертвей".
Вскоре добрались до пустующего здания прокуратуры. Похоже, с преступностью в Балаклаве всё обстоит замечательно, так как возле дома мы не заметили ни одного человека. Последовали вниз, снова по лесенке, но более "цивильной". Рядом разместилось несколько деревянных монстров.
И сразу оказались на центральной площади, Первого мая.
- Чем жителям так мил этот праздник? - спросил я.
- Здесь завершались балаклавские первомайские демонстрации, - предположил мой друг.
Вывод: от "Листригона" до центра Балаклавы - очень близко, но дорога тяжелая, особенно назад.
На площади царило столпотворение. Здания пестрели вывесками. Друзья нашли "валютник", и тут же разменяли 25 тысяч рублей по курсу 2.38 гривен за червонец. Получилось около 6000 гривен. Написано, что при обмене нужен паспорт, но мы их с собой на прогулку не взяли.
- В следующий раз не забудьте! - улыбнулась кассирша.
И обменяла нам деньги, не выдав никакого документа, подтверждающего операцию.
- Такое возможно только в Крыму! - заявил я.
- Идеальное место для отмывания денег! - усилил Паумен.
С местной симкой оказалось сложнее: мы ничего не нашли. Единственный ларек "Life:)" находился в магазине на площади, а там с часа до двух был перерыв. Тут мы столкнулись с балаклавскими особенностями.
- Ведь это, в сущности, поселок, - объяснил Паумен, когда на его вежливый вопрос: "Где можно купить симку "Life"?", ответили: "Понятия не имеем!"
- Совдеповские замашки, от которых полностью избавились в Питере и частично в Крыму, здесь процветают, - витиевато выразился я.
Друзья совершили бесполезный круг по площади и отправились на набережную. Первое впечатление: каждый хватает тебя за рукав и проникновенно предлагает: "Ребята, поехали на морскую прогулку!" Еще и вид у нас был ошарашенный: мы с открытыми ртами глазели по сторонам, и поэтому особо привлекали зазывал.
Паумен обратился к распространительнице билетов на морские экскурсии:
- Не подскажете, где можно купить симку?
- Кроме как на площади, негде, - холодно ответила женщина.
Тогда Паумен повернулся ко мне:
- Обязательно напиши в своих записках: пока продавцы не поймут, что надо отвечать на любые вопросы вежливо, даже если они не касаются конкретно их бизнеса, никаких покупателей у них не будет!
- Я еще вообще ни строчки о Балаклаве не написал, - пробурчал я.
- Ты же писатель! - возмутился Паумен. - Наматывай на ус, запоминай!
У "писателя", то бишь меня, наблюдался типичный "синдром первого дня". Балаклава не радовала. Путешествие воспринималось, как ненужный, совершенно неоправданный, напряг. Я лишь смотрел по сторонам в надежде обнаружить салон связи. Но тщетно.
Много зазывал, лотков с сувенирами. Еще больше лодок. Выскажу крамольную мысль: если бы я был главой Балаклавы, то распорядился бы убрать 90 процентов лодок из бухты. Они занимают слишком много места, и из-за них создается скученность.
"То ли было во времена Куприна!", - вздохнул я, вспомнив его рассказы.
Друзья прошли мимо памятника писателю. До сих пор не пойму, почему он единственный в мире? Неужели никто больше не сподобился поставить памятник Куприну в бронзе, камне или железе?
Путешественники зашагали по набережной. Открылись красивые пейзажи. Особенно мне понравились домики на противоположном берегу, напоминавшие Венецию, где я ни разу не был. Наконец, мы добрели до центрального городского пляжа.
- Читал много отзывов о нем и все отрицательные, - признался я. - И все равно он казался больше...
Пляж представлял собой прямоугольник - сто на сорок метров, длинной стороной вытянувшийся вдоль берега. Там стояли скамейки, имелось два схода; акватория для купания, ограниченная буйками, и две переодевалки с буквами "Эм" и "Жо". На удивление, народу было мало. Правда, все скамейки оказались заняты, и еще человек тридцать лежали - кто на шезлонгах, кто на полотенцах.
- Пляж песочный или галечный? - спросит заинтересованный читатель.
- Бетонный, - отвечу я.
Какая-то девушка поднялась со скамейки, когда мы вошли. Друзья с удовлетворением на эту скамейку опустились. Затем по очереди искупались. Вода была чистая; видели много рыбок.
- Бухта однозначно не загажена, - сделал вывод Паумен.
Погода стояла солнечная, хотя небо периодически заволакивало дымкой. Не жарко, но нас устраивало. А в ближайшие дни ожидают дожди - только не знаю: уже завтра или все-таки послезавтра?
Друзья прогулялись за пляж. Именно там открылась самая красивая и безлюдная часть Балаклавы, "Новая набережная", место, которое в полезной статье о Балаклаве именуется "за шлагбаумом". Четыре шикарнейших особняка, а рядом фотографии, как они выглядели до реставрации. Но вход свободный, по набережной гулять можно и нужно!
- Скорее всего, эти дома - гласно или негласно - выставлены на продажу, - предположил Паумен.
- А пока их не продали, мы здесь погуляем, - продолжил я.
Вдоль набережной организовали причал для яхт. Вообще, практически вся бухта была отдана под стоянку судов: яхт, катеров, яликов и лодок. Но здесь разместились просто восхитительные экземпляры!
Так как мы поклонники сериала "Декстер", то поневоле сравнили эти суда с яхтой главного героя.
- Посудина Декса им в подметки не годится! - оценил я.
Пожалуй, таких крутых яхт мы еще нигде не видели. В этом смысле Балаклава - действительно, крымский Сан-Тропе.
"Только в Сан-Тропе в гостиницах - матрасы непродавленные", - про себя уточнил я.
Еще мы полюбовались огромной яхтой "Святой Николай": могучее судно шло по фарватеру бухты. В прошлом году мы видели "Николая" на приколе в Новом Свете.
После купания и осмотра Новой набережной, настроение значительно улучшилось.
Путешественники отправились назад. Нашли место, откуда на пляжи отправляются самые дешевые большие катера. Сфотографировали расписание и завтра, если будет хорошая погода, отправимся на какой-нибудь пляж. А если пойдет дождь, так рванем в Севастополь.
Причал для больших катеров находился прямо перед центральным пляжем. Преимущества: самая дешевая доставка на Золотой пляж - 12 гривен с человека, и регулярность - по расписанию.
Друзья прошли всю набережную, купили воды, снова поглазели на лодки. Отметили два ресторана - "Избушка рыбака" и "Балаклава".
Вернулись на площадь, зашли в магазин за симкой. И тут оказалось, что сегодня ларек мобильной связи закрыт!
- А где есть еще? - спросил Паумен.
- На рынке, - ответила продавщица колбасно-сырного отдела.
- На Пятом километре? - уточнил я, как большой спец.
(Пятый километр - перевалочная точка между Балаклавой и Севастополем. Туда ходят автобус N9 и маршрутка 99).
- Ближе! В Кадыковке, - объяснила женщина. - Три остановки.
Мы сели на "девятку". Дорога пролегала мимо невзрачных домов - жилые районы Балаклавы, где мало кафе, и нет ничего особо примечательного. В Кадыковке, кроме рынка, обнаружился еще и магазин "АТБ", о котором я читал в отзывах. Это сеть самых дешевых супермаркетов на ЮБК.
Путешественники осмотрелись: салона связи по-прежнему нигде не было! Разительное отличие от Судака! Наконец, отыскали газетный киоск, где дремучая старушка, кроме всего прочего, продавала пакеты подключения к "Лайф".
Как обычно, не обошлось без проблем - поначалу сети не было. Я жал на все кнопки мобильника, а Паумен ругал меня за техническую тупость, но минут через пятнадцать "Life" заработал.
Друзья устремились в "АТБ". Купили там фруктов, сырков, йогуртов и прочих продуктов на 150 гривен, а в придачу - шестилитровую канистру воды. Но выбор оказался значительно беднее, чем в Судаке.
Загрузившись товаром, дождались маршрутки 99, и вернулись в центр. Проезд стоил две гривны, как и на автобусе - этот парадокс напомнил Нижний Новгород.
Далее предстояло само по себе нелегкое восхождение: а я еще тащил рюкзак и канистру. Но как-то забрались. Паумен заплатил в "Листригоне" за две недели, пока я восстанавливал дыхание на скамеечке в тени, а потом мы добрели до номера. Помылись (днем бойлер работал отлично и выдал явно больше ста литров горячей воды), а потом отправились в кафе "Листригон".
Там отлично перекусили на 130 гривен.
- Недорого! - уточнил Паумен.
Затем вернулись в номер. Около половины шестого мой товарищ заснул, а я в спешном порядке составляю эти записки, но не сумел описать и трети увиденного.
Паумен проснулся в 19:30.
Решили сходить на вечернюю прогулку.
- Может, назад вернемся на такси? - предложил я.
- Ты в своем уме? - переспросил Паумен.
- Это же глухая ночная тропа! - стал оправдываться я. - А вдруг там на нас кто-нибудь нападет?
- Хватит, Гризли, паниковать! - отрезал мой товарищ.
Настроение было устало-унылым. В надвигающихся сумерках путешественники спустились к площади Первого мая. Возле ресторана "Балаклава" зелеными огнями светились две елочки.
Народу на набережной было мало. Оказалось, что в большинстве дорогих отелей (и в огромной гостинице на том берегу) - темные окна. Большое здание с красной крышей около "Листригона" тоже оказалось незаселенным.
Мы прогулялись вдоль бухты, сфотографировались с Куприным и отправились наверх по темной лестнице.
В Балаклаве очень много бродячих кошек и собак: поэтому по пути в кустах - и справа, и слева - что-то шуршало и шевелилось.
- Смотри, ежик! - заметил Паумен.
И правда, в траве сидел самый настоящий ежик. Увидев нас, он замер, а затем резво засеменил подальше от незнакомцев.
Вечером друзья направились в кафе "Листригон", так как Паумен рвался в интернет. С трудом подключились к медленному вай-фаю. Пока мой товарищ в течение получаса пытался общаться с виртуальными знакомыми, я почувствовал себя совсем худо. В номере затемпературил и довольно быстро лег спать. Зато разрешилась тайна дивана: он раздвигался! А я утром спал на сложенной конструкции, поэтому и испытал дискомфорт!
В комнате было чрезвычайно холодно. Кондиционер работал, но не грел, а морозил, хотя мы установили его на 30 градусов (а выше не поставишь)!
В итоге, я в трениках и олимпийке забрался под одеяло. Через полчаса мне пришлось надеть и носки.
Тут Паумен принял мудрое решение: выключил кондер вопреки всем инструкциям. И сразу стало легче. Через пару часов я снял олимпийку и треники. В итоге, выспался и, несмотря на жуткий насморк, отдохнул. Мы пришли к выводу, что наш кондер живет своей жизнью, и с ним лучше не шутить.
2. День второй: Золотой пляж, 2 сентября, понедельник
Я встал в 8:20. Сделал зарядку и лишь потом включил кондиционер. Но, когда мылся, вода уже начала нагреваться. Затем проснулся Паумен.
Мы плотно позавтракали "АТБ-блюдами" и вышли из номера в 11:16. Уже через двадцать минут были на пирсе. По дороге купили карточку Life на 50 единиц за 52 гривны.
- Мне казалось, от номера дольше до набережной, - признался я.
- В следующий раз выйдем на двадцать минут позже, - отозвался мой друг.
Путешественники залезли на катер "Персей" и отправились в путь.
- Куда?! - воскликнет возмущенный читатель.
- Разумеется, на Золотой пляж, - отвечу я.
Салон катера был заполнен на две трети. Мы сели внизу, "за стеклом", потому что на палубе дул ветер. Билет стоил 12 гривен с носа.
"Персей" стартанул. Катер развернулся и отправился в открытое море. Мы проследовали вдоль бухты, полюбовавшись великолепными особняками Новой набережной. Затем открылся величественный Утес.
Вскоре катер вышел из бухты: место действительно очень примечательное! Далее "Персей" повернул влево: мы миновали старинную крепость Чембало, расположенную на высокой горе Крепостной. За Чембало находилась метеостанция и какие-то антенны.
Еще через десять минут "Персей" причалил к Серебряному (Ближнему) пляжу.
- Надо сначала посетить самый дальний, - заявил я.
- На Ближнем всегда успеем побывать, - согласился Паумен.
Тем не менее, на первой остановке вышло больше половины пассажиров - через нос катера по трапу: пирса на пляже не было.
А путешественники отправились на следующий пляж под названием "Золотой". Причалили в 12:33. Вышли на пирс.
- Через два часа мы снова придем, - донеслось из динамика катера. - Помните, вам надо отдыхать! Загорайте, купайтесь в свое удовольствие. Приятного вам отдыха!
"Персей" отошел, а мы остались на берегу. Людей на пляже загорало немного. "Золотой" нельзя было назвать абсолютно диким пляжем, некоторые признаки цивилизации (продажа сока, воды) имелись. Слева от причала предлагали лежаки, но очень мало, и на них почти не было спроса.
Друзья прошли метров 150 вправо и залегли: сегодняшняя поездка являлась "разведывательной".
- Потом еще всё осмотрим! - заявил Паумен.
С утра погода стояла неопределенная: светило солнце, но с гор спускались облака. Как только мы вышли на берег, солнце скрылось в дымке. Сработал привычный сценарий: когда мы появляемся на пляже, солнце уходит. Так было в августе в Питере (Солнечное, Кронштадт).
Поэтому путешественники разложили подстилку и улеглись в дымке. Везде светило солнце, особенно на Василях, три четверти неба были голубыми, но над нами то висела белая дымка, то защищали от ультрафиолета серенькие облачка.
- Мы приехали на юг! - заявил Паумен. - Здесь надо загорать!
- Солнце издевается над нами, - добавил я, наблюдая за идеально освещенными Василями. - Может, это заговор?
- Поедем назад на первом же рейсе! - изрек мой товарищ.
Друзья бы так и поступили, но за десять минут до отправления "Персея" солнце все же растопило дымку. И мы остались на пляже.
В целом, на Золотом хорошо, только вход в море - неудобный и "лежбища", как таковые, отсутствуют. Плюс в том, что дикие места. Напоминают берег в Малоречке. Где-то выше, среди деревьев, стояли палатки; периодически мимо нас проходили люди с канистрами. Время от времени на горизонте появлялись ялики, но мало кто уходил дальше, на мыс Айя. Мы также видели две байдарки, а в районе Ближнего пляжа - водный мотоцикл. Много купались: надо только преодолеть небольшой слой медуз возле берега, а дальше - чисто.
- В сентябре катеров меньше. - Я поделился информацией, услышанной в салоне "Персея". - В сезон ходили два катера подряд, и расписание было другим.
- Пусть рейсов будет меньше, - отозвался мой товарищ. - Главное, чтобы ходили вовремя. Кстати, я слышал, что Ближний пляж чище, чем Золотой.
- Значит, в следующий раз поедем туда, - решил я.
Мы позагорали около часа. В 15:50 сошли с места, и залегли ближе к пирсу.
Путешественники любовались красивыми горами и новыми пейзажами. Всё пространство вокруг было залито солнцем, что внушало оптимизм. А примерно в 16:40 подошел тот же самый "Персей", он челночил по маршруту несколько раз за день. Мы залезли на борт и отправились в Балаклаву.
В салоне катера мы слышали беседу: одна девица хвасталась другим, что вместе с компанией дошла пешком сначала до Ближнего пляжа, а оттуда, вдоль берега, переплывая, до Золотого. Мы, сколько ни смотрели, не заметили троп, спускающихся к пляжам.
Высадились и, по инициативе Паумена, направились в ресторан "Избушка рыбака". Там всё оказалось классно! Заказали уху и рыбную похлебку, а также порцию ставридки жареной и порцию окушков, а в качестве гарнира - свежие овощи.
Обслуживание быстрое, заведение пользуется спросом. Многие столики зарезервированы. Потратили 190 гривен.
- Не дорого! - заявил я.
- И не берут проценты за обслуживание! - добавил Паумен.
Мы долго изучали меню. В "Избушке" имелось блюдо "Пир рыбака" - полтора килограмма рыбы за 349 гривен. И "Рыбная тарелка" на полкило за 110 гривен.
- Без "Пира" обойдемся, - решил мой товарищ.
- А вот "Тарелку" попробуем, - заявил я.
Друзья неспешно зашагали по набережной в сторону "Листригона". Народу было относительно мало. Всех зазывали на полуторачасовую морскую прогулку: встречать закат...
По пути мы купили канистру воды: вчера выдули почти шесть литров. Я сосчитал ступеньки до нашего номера. Получилось 195. Сначала 87 от площади до прокуратуры, затем поворот и еще 108 до входа в "Листригон", но по пути есть наклонные участки без ступенек... А еще и в самом "Листригоне" крутая лестница.
- В общей сложности, более двухсот, - сообщил я товарищу.
- Хорошо, что сейчас не жарко, - отозвался мой друг.
В номере путешественники врубили нетбук, а он, нежданно-негаданно, заявил, что обнаружил вирус. Пришлось сканировать весь винчестер, что заняло около двух часов.
Мы долго стояли на балконе, любуясь прекрасными панорамами. Видна вся бухта, крепость, маяк, гора Крепостная... На западном берегу горели фонари, красиво отражаясь в водной глади. Чудесный пейзаж! Было тихо: ни ветерка, и видны звезды. Потом проверка вирусов закончилась, и я обнаружил, что, пусть и слабо, но работает интернет. Вай-фай рулил!
- Наш номер находится близко к кафе! - сообразил Паумен.
И немедленно ушел в виртуал.
Я усадил товарища на балконе, в непосредственной близости от кафе, а сам воспользовался дедовским способом, записывая впечатления ручкой в блокноте. Назад, к истокам!
Интернет принес неприятную новость: с завтрашнего дня ожидается двое суток проливного дождя.
- А мы ведь собирались на мыс Фиолент! - расстроился Паумен.
- И даже запланировали рейс в 11:00 на "Сатурне", - печально добавил я...
Пока мой друг сидит на балконе с интернетом, поделюсь первыми впечатлениями.
Что больше всего нравится в Балаклаве? Необычность! Бухта, постоянные ялики, красивые дома вдоль берега. Балаклава - город рыбный. Вторая Венеция. И вид с балкона, словно открытка. Да и по набережной очень приятно гулять.
В номере мы худо-бедно обжились. Сегодня, через открытую дверь, видели номер для эконом-класса.
- Там кровать качественней! - воскликнул я.
- Его позже открыли, - объяснил Паумен. - Не успели еще продавить.
- А нашу успели. - Мне стало досадно. - Но в "Листригоне" еще пожалеют об этом! Благодаря моим запискам об этом факте узнает весь интернет!
Хитрая "двойка" - видеомагнитофон и телевизор - через некоторое время была мной разгадана. Программы надо перебирать пультом от видика, а громкость регулируется пультом от телика. Выбор бедный: первые тридцать каналов не работают: можно смотреть лишь "67-ой канал" - "Россия 24 часа", и "74-ый" - "Первый канал", остальные - украинские и турецкие. Есть канал "Коран" на турецком языке. Не желаете посмотреть?
Вода нагревается нормально, но дверь в ванную закрывается со страшным скрипом.
А в 11:30 утра к нам нагрянула целая делегация - две женщины и один мужчина. Я открыл дверь.
- Служба уборки! - заявила одна из женщин.
Паумен в это время мылся в душе, поэтому я отказался. Если они так будут каждый день приходить, ответ известен заранее.
Чайник - допотопный, на пол-литра, вскипает в течение пятнадцати минут. Когда льешь воду в чашки, с него слетает крышка. Кондиционер - зверский и совершенно разлаженный, мы помылись и вырубили его... Словом, минусов хватает.
Плюсы: кафе под боком и хорошая звукоизоляция (у нас есть соседи, но их абсолютно не слышно). Удобное местоположение - восемь минут пешком до площади Первого мая. Хотя дорога по лестнице - от прокуратуры до "Листригона" - немного зловещая: там почти не бывает прохожих. Так пусто, что ежики живут спокойно. Следовательно, хулиганы вполне могут голову проломить.
Кстати, вчера на набережной мне два раза предлагали купить телефон (скорее всего, ворованный).
- На этой лестнице и своровали, - заверил я Паумена. - Хорошее место для "бомбил".
Тем не менее, ходим: другой дороги нет...
Балаклава совершенно не похожа на Судак и вообще на Крым. Таких шикарных яхт я нигде не видел. Если не случится кризиса или войны, это место будет активно развиваться, но лет через пятнадцать-двадцать здесь останутся одни богачи, а простые смертные станут приезжать на один день.
Уже 23:00, буду заканчивать, а Паумен до сих пор сидит в интернете. Пойду, посмотрю: надвигается ли дождь?
3. День третий: Музей подводных лодок, 3 сентября, вторник
Около девяти я выглянул в окно. Небо оказалось затянутым, но дождь не шел. Это меня обнадежило, и я начал делать зарядку. Потом раздался шум: мне показалось, что уборщики едут с громыхающей тележкой и скоро пожалуют к нам. Закончив упражнения в десять, я вновь прильнул к окну. Шел сильный дождь. Значит, не зря мы вчера убрали с балкона подстилку и полотенца.
Пол-одиннадцатого проснулся Паумен. Мы позавтракали и собрались в музей подводных лодок. Дождь то стихал, то начинался вновь. Интернет показывал плохую погоду на ближайшие трое суток.
Очень любопытно было наблюдать, как на фоне серого неба и туч, возник фрагмент лазоревой синевы. "Персей" остался на приколе и никуда не пошел. Думаю, теплоходы на Васили и Фиолент тоже стоят в бухте. Почти никакого движения на воде не наблюдалось: только раз в полчаса какой-нибудь смельчак все же выходил в море. В районе Чембало, над крепостью, временами вспыхивали молнии, а затем звучали раскаты грома. Самое главное в такой ситуации - не унывать и не раскисать.
Уборка сегодня у нас не состоялась: видимо, в дождь здесь убираться не принято.
С утра я разглядел, что наш кондиционер - марки Nord.
- Не удивительно его стремление заморозить номер, - догадался мой друг. - Скучает по Северу.
Тем временем, за окном продолжал греметь гром. Должно быть, какой-то огромный листригон захворал, простыл и кашляет на всю округу. В районе моря всё затянуто. Но с гор "идет синева". Надеюсь, она вылечит разболевшегося листригона.
Около половины первого мы вышли из номера. Погода удивительным образом улучшилась: засветило солнце и синего неба с каждой минутой становилось все больше. По предложению Паумена, мы отправились в город другим путем - как нас привезло такси из аэропорта. Открылись новые ракурсы бухты. Обнаружилась стоянка "Святого Николая" и двух кораблей ВМФ Украины. Замыкал бухту рудо-перерабатывающий (позже выяснилось, что судоремонтный) завод.
О руде мне с утра сообщил Паумен.
- Здесь добывают! - важно заявил он, указав рукой на горный склон. - По желобам порода идет вниз. Я вчера вечером слышал грохот...
- Не очень-то хорошее расположение у завода, - заметил я. - Бухта упирается в его территорию. Если они хотят превратить Балаклаву в Монте-Карло, завод придется сносить.
- Или переносить, - уточнил мой друг.
Но пока завод (судоремонтный) функционирует. И нам, чтобы добраться до музея, пришлось его огибать.
Снова сошлюсь на статью. По маршруту, указанному там, мы дошли до музея. Сначала по улице Калича (она затем переходит в улицу Новикова), затем до остановки "Оболонь" и налево.
Я увидел даму и спросил: - А как нам..?
- Мы сами здесь впервые! - не дослушав, выпалила женщина.
- Ну извините, - ответил я.
Тут вмешался мужчина, проходящий мимо:
- Что вас интересует? Я местный.
- Как пройти к музею подводных лодок?
- Вот по этой улице, - показал мужчина, - а там увидите стропила.
- Это я знаю! - встрепенулась дама. - Там будет дырка.
- Дырка в другом месте, - презрительно хмыкнул мужик.
- Туда еще электромобили ходят, - продолжила женщина.
- Их, судя по всему, нет, - пояснил местный. - Решили из-за дождя не работать, а иначе бы здесь стояли...
И мы направились к "дырке".
- Какая же дура эта баба! - в сердцах воскликнул я, когда мы отошли на почтительное расстояние. - Не говори, что не знаешь, пока тебе не задали вопрос!
- Все эти услуги для отдыхающих (теплоходные рейсы или электромобили), - высказался мой друг на другую тему, - носят временный и необязательный характер. Чуть ухудшилась погода, и теплоходы уже никуда не идут, а электромобили "бастуют". А если, допустим, в первой половине дня светит солнце, а во второй идет дождь? Ходят, в таком случае, теплоходы или нет? И если ходят, то по какому расписанию?
- Думаю, это никому не известно, - ответил я.
Мы прошли по дороге, залитой дождем. Как выяснилось позже, это была улица Мраморная.
У билетной кассы стоял народ, но столпотворения не наблюдалось. Все-таки, в сентябре значительно меньше приезжих, хоть меня все убеждали в обратном. Либо в самой Балаклаве не так много отдыхающих. Хотя в этот музей многие едут из других городов. У входа стоял экскурсионный автобус и немало автомобилей.
Друзья взяли билеты по 40 гривен на ближайшую экскурсию в 13:30. Предлагался еще водно-пеший вариант за 60 гривен, но надо было долго ждать. Как выяснилось позже, пускали и просто на посещение (без экскурсии), но мы об этом не знали.
До 13:30 оставалось минут пятьдесят. Мы за это время прогулялись по западному берегу. Эта набережная называлась Таврическая. Вдоль берега, как обычно, устроили причал, который "обжила" целая компания великолепных яхт, из которых выделялась огромная "Мрия". В красивом здании разместился яхт-клуб с аналогичным названием.
- Чьи это яхты? - спросил я. - Вряд ли балаклавцы имеют такие деньги.
- В районе Новой набережной на одной из яхт значилось "Лондон", - вспомнил Паумен. - А здесь я вижу - "Николаев", "Севастополь".
- Со всего мира, - заключил я.
Некоторые яхты сдавали в аренду - на сутки или часы, с экипажем или без. Но я не знаю подробностей бизнеса. На мой взгляд, для этого надо иметь очень много денег. Почему-то при нас никто на яхты не забирался и с них не сходил. Может, из-за непогоды? Ибо солнце скрылось, когда мы еще не дошли до музея, а за яхт-клубом подул сильный ветер.
Открылись впечатляющие виды на "центровую" набережную. Недостроенная пятизвездочная гостиница на западном берегу выглядела неповоротливым и громоздким монстром-листригоном. Я даже пожалел, что ее построили. Далее пошли маленькие домики, а затем мы увидели полуразрушенный особняк ("охотничий домик" князя Юсупова), о котором писали в статье. Ему повезло меньше, чем его собратьям с Новой набережной.
- Как люди, живущие в гостинице-монстре, будут добираться до центра? - спросил я.
- Возле монстра создадут свой центр, - предположил Паумен.
- Монстровидный, - добавил я.
В любом случае, две части набережной плохо связаны друг с другом.
Мы прошли дальше, почти до конца бухты. Там находилось эффектное расширение, в центре которого стояли сети. Где-то здесь оставил свое судно Одиссей, благодаря чему спасся от кровожадных людоедов-листригонов... Если верить газетной статье, каждое утро из этих сетей в рестораны Балаклавы поставляют свежую рыбу. Чуть дальше был расположен выход из завода подводных лодок и совершенно пустой пляж. (На центральном тоже не было людей, но три головы в воде мы все-таки обнаружили!)
Путешественники добрались до памятника подводникам, а затем повернули обратно.
По пути воспользовались примитивным туалетом-кабинкой, где руки надо мыть с помощью лейки.
- Еще тот сервис на фоне дорогущих яхт! - оценил Паумен.
Погода менялась: то наползали облака, то пробивалось солнце, но ветер не стихал. В целом, стало значительно холоднее.
Подошли к музею. Постояли минут десять, и нас пустили внутрь. Тут-то и обнаружилось, что многие посетители просто берут билеты и проходят. Но не жалею, что мы выбрали экскурсию.
Нашим гидом оказалась молодая и крайне серьезная девушка. Она вела экскурсию "по-военному", постоянно поторапливая посетителей.
- Может, специфика объекта диктует подобное поведение? - глубокомысленно спросил я.
- Следующая группа "наступает на пятки", - доходчиво объяснил Паумен.
Никаких брошюр об экспозиции не продавалось, поэтому кратко изложу инфу от экскурсовода.
Открыли базу примерно в 1963 году. Строили десять лет. Сначала трудились одни шахтеры. Породы очень твердые: отбойный молоток их не брал, поэтому тоннели делали шурфовым методом: пробивали шурф, туда закладывали взрывчатку... Ба-бах!!! А потом руду на тележках вывозили наружу. Но у шахтеров дела шли туго, поэтому к ним на подмогу вызвали метрополитеновцев из Ленинграда, у которых имелся богатый опыт подобных работ.
Поразила конспирация - перед входом на завод был натянут огромный макет с нарисованными зданием и пейзажем. Понять, что это - обман, можно было лишь ткнув в этот макет пальцем. Подводные лодки входили в тоннель только по ночам. Перед входом в него установили мост и прохода не было видно. По ночам мост поднимался на пятьдесят сантиметров и сдвигался в сторону, давая малым и средним подлодкам возможность зайти в док.
Общая протяженность экскурсии - чуть больше километра. В скале "прятались" два отдельных производства. Основное - база для ремонта подлодок, и отдельное - еще более засекреченное - предприятие "Арсенал": там хранились торпеды с ядерными боеголовками. Экскурсовод утверждала, что работники в доках не знали о существовании "Арсенала". В общей сложности в двух разных "ипостасях" трудилось порядка пятисот человек, и еще пятьдесят - охраняли объект. Насчет "Арсенала" мне запомнилась тройная защита - сначала действие зачитывалось, потом исполнялось, а затем записывалось. А запись хранилась в сейфе. Словом, фантастические меры секретности и предосторожности! Торпеды везли вручную на специальных тележках с прорезиненными колесами. Все отсеки были герметизированы и закрывались специальными дверями (которые не смогли стащить во второй половине девяностых). Входные двери имели толщину сорок сантиметров, а некоторые внутренние - шестьдесят, и весили десять тонн. Так поддерживался уникальный микроклимат.
Когда российские подлодки ушли из Балаклавы в 1994 году, встал вопрос: что делать с базой? При разделе флота Украине досталась только одна подлодка "Запорожье", да такая огромная, что в подземный док она просто не могла войти. Поэтому государству уникальный завод оказался не нужен. Его передали на баланс Балаклавы: бедного, в сущности, городка. Поэтому за несколько последующих лет вся, ранее засекреченная, территория базы и "Арсенала" подверглась тотальному разворовыванию и разграблению. В итоге, там ничего не осталось!
Нас провели по лабиринтам, сильно напоминающим метро. Впечатлил сухой док, где ремонтировали подлодки. Имелось и огромное помещение для спасения жителей при атомном ударе, но этому вопросу на заводе явно уделяли мало внимания. То ли считали такой расклад событий к 70-ым и 80-ым годам невероятным, а, скорее всего, в Советском Союзе никогда о людях толком и не думали: больше о величии страны.
Специальные сейфы уцелели лишь потому, что в свое время в Украине меняли купоны на гривны (очередная денежная реформа) и там, где раньше хранились секретные дела, затем держали эти купоны.
На территории музея организовали экспозиции "Подводные силы СССР" и "Вооруженные силы Украины". Первая - интересная, с макетами подводников и специальных рабочих, а вторая - прозаично-казенная.
В целом, проблематика вызвала смешанные чувства. С одной стороны, жалко, что труд сотен и тысяч людей был сведен к нулю после развала Союза. С другой, насколько был необходим этот завод? Конечно, тогда огромные средства тратились на поддержание обороноспособности, но, может, именно поэтому жизнь большинства советских граждан была столь бедна и непривлекательна?
|